Презентация, доклад Технология проблемного обучения на уроках географии

Содержание

Скажи мне и я забуду,Покажи мне и я запомню,Вовлеки меня и я научусь. (Китайская пословица)«Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное..» «Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом

Слайд 1


Технология проблемного обучения на уроках географии







Преподаватель географии
МБОУ Лопатинская СОШ


Белова И.И.
Технология проблемного обучения на уроках географииПреподаватель географииМБОУ Лопатинская СОШ Белова И.И.

Слайд 2Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и

я научусь.
(Китайская пословица)

«Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное..» «Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий».

И.Я. Лернер,

Скажи мне и я забуду,Покажи мне и я запомню,Вовлеки меня и я научусь. (Китайская пословица)«Проблемная ситуация означает,

Слайд 3Проблемное учение –
это учебно-познавательная
деятельность учащихся по усвоению знаний
и способов

деятельности путем восприятия
объяснений учителя в условиях проблемной
ситуации, самостоятельного (или при
помощи учителя) анализа проблемной
ситуации, формулировки проблем и
их решения посредством выдвижения
гипотез, их обоснования и доказательства.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в

Слайд 4Выявить влияние использования технологии проблемного обучения на развитие самостоятельной мыслительной деятельности

учащихся в процессе обучения географии
показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии

Цель:

Выявить влияние использования технологии проблемного обучения на развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения географиипоказать возможные

Слайд 5Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать

скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.
В случае затруднений учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания.

Идея:

Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнёр, чем

Слайд 6Особое внимание при этом уделено созданию системы
проблемных заданий по теме,

способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные
источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.
Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации

Слайд 7осознание проблемы, вскрытие противоречия;
формулирование гипотезы исходя из данных условий;
доказательство гипотезы;
общий вывод


В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы:

осознание проблемы, вскрытие противоречия;формулирование гипотезы исходя из данных условий;доказательство гипотезы;общий вывод   В решении проблемы учащимися

Слайд 8Основные понятия проблемного обучения.

Основные понятия проблемного обучения.

Слайд 9 Методические приемы создания проблемных ситуаций:


























Учитель подводит школьников к противоречию и
предлагает

им самим найти способ его
разрешения;
Сталкивает противоречия практической
деятельности;
Предлагает классу рассмотреть явление
с различных позиций (например, финансиста,
экономиста, директора предприятия и т.д.);
Побуждает обучаемых делать сравнения,
обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять
факты;

Методические приемы создания проблемных ситуаций:  Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим

Слайд 10













Ставит конкретные вопросы (на обобщение,
обоснование, конкретизацию, логику
рассуждения);
Определяет проблемные теоретические

и
практические задания;
Ставит проблемные задачи (например, с
недостаточными или избыточными исходными
данными, с неопределенностью в постановке
вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо
допущенными ошибками и др.).
Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);Определяет проблемные теоретические и практические задания;Ставит проблемные задачи (например,

Слайд 11 Условия повышения эффективности проблемного обучения
Первое условие заключается в необходимости
разнообразия заданий

в рамках проблемной ситуации одного вида.

Втрое условие. Перед решением проблемных заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения.

Третье условие. Систематичность в организации проблемного обучения на уроках.

Условия повышения эффективности проблемного обучения Первое условие заключается в необходимости разнообразия заданий в рамках проблемной

Слайд 12

Четвертое условие. Одна проблема (на каждом
уроке они разные) должна решаться

письменно.
(Учителя нередко проявляют особую осторожность по отношению к письменным проблемным заданиям. Учителя высказывали возражения относительно того, что письменные задания занимают много учебного времени. Эксперименты опровергли такое опасение. на первых уроках проблемного обучения (10-15 мин.). Уже через 8-10 уроков это время составляет 6-8 мин.)

Пятое условие. Усвоение школьниками программного материала.(При отсутствии знаний учебного материала появляется необходимость обращаться к учебникам или другим источникам знаний. Время выполнения задания значительно увеличивается, что снижает уровень оптимальности работы.)










































Шестое условие. Учет индивидуальных
особенностей учащихся в процессе выполнения
проблемных заданий.

Четвертое условие. Одна проблема (на каждом уроке они разные) должна решаться письменно. (Учителя нередко проявляют особую осторожность

Слайд 13


Седьмое условие. Необходимо постепенно
усложнять проблемные задания, постоянно
вносить в них

новое, неизвестное.

С.Л. Рубинштейн писал: «Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний, умений видеть проблему – функция знаний»

Седьмое условие. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, постоянно вносить в них новое, неизвестное. С.Л. Рубинштейн писал: «Каждый

Слайд 14«Толстые» вопросы

«Толстые» вопросы

Слайд 15Условия для построения системы:
Связь содержания вопроса или задания с ведущими идеями,

понятиями и закономерностями в самой географической науке.

Возможность раскрытия путей решения проблемы через методы географически-научного познания (в том числе и через реальные ситуации, имевшие место в истории науки).
Условия для построения системы:Связь содержания вопроса или задания с ведущими идеями, понятиями и закономерностями в самой географической

Слайд 16Связь с мировозренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени

умственное развитие учащихся.

Возможность группировки учебного материала, в том числе и фактического, вокруг решения проблемы.
Связь с мировозренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся.Возможность группировки учебного материала,

Слайд 17Задания, в основе содержания которых лежат научная гипотеза (например о происхождении

многолетней мерзлоты, об изменении климатов на земле).

Виды проблемных заданий

Задания, в основе содержания которых лежат научная гипотеза (например о происхождении многолетней мерзлоты, об изменении климатов на

Слайд 18Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и

требованиями задачи или вопроса (например, почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары).
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса (например, почему

Слайд 19Задания, в основе которых лежит разрыв в логике, идущий вразрез с

привычными научными или бытовыми представлениями (например, известно, что чем севернее, природные условия в Сибири более суровые. Однако в XV веке освоение этого региона русскими землепроходцами происходило именно с севера на юг).
Задания, в основе которых лежит разрыв в логике, идущий вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями (например,

Слайд 20Задания на установление многозначных причинно-следственных связей ( какие изменения произойдут на

территории Амазонии, если вырубят сельву).
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей ( какие изменения произойдут на территории Амазонии, если вырубят сельву).

Слайд 21Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями (увеличивается или

уменьшается в условиях НТР влияние природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями (увеличивается или уменьшается в условиях НТР влияние природных

Слайд 22Заключение
Достоинства
Высокая самостоятельность учащихся;
Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
Развитие мыслительных способностей

учащихся

Недостатки

. В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков;
. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

ЗаключениеДостоинстваВысокая самостоятельность учащихся;Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;Развитие мыслительных способностей учащихсяНедостатки.  В меньшей степени, чем

Слайд 23
Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для

учителей – М. Просвещение, 1992.
Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.
Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М. Просвещение, 1982.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –М. Просвещение, 1991.
Ким Р.А. Контрольные и проверочные работы по географии Казахастана. 8-9 кл. - Караганда, 2001

Литература

Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.Панчешникова Л.М.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть