Слайд 1Технологии формирования личностных учебных действий на уроках географии
Омельченко Т.А., учитель географии
Слайд 2Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Слайд 3Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков
от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достичь эту цель возможно только благодаря системе формирования универсальных учебных действий.
Слайд 4:
Функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в географии
Слайд 5
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего
образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Слайд 6Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное,
профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 7Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:
сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;
организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Слайд 8Для формирования УУД используются различные педагогические технологии:
технология интеграции учебных предметов,
технология проектной деятельности,
технология развития критического мышления
эвристическое обучение
проблемное обучение .
Слайд 9Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность
и убеждения.
. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Слайд 10Технология проектной деятельности
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. С другой стороны это - способ организации процесса познания
Слайд 11Информационно-коммуникационная технология
Использование ИКТ позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных
потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Слайд 12
Технология развития критического мышления способствует формированию социально значимых качеств личности и,
прежде всего, критического мышления.
Главная цель данной технологии – научить ученика самостоятельно под руководством учителя добывать знания, научить такой работе с текстом, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Слайд 13Приёмы технологии КМ.
Стадия вызова
Таблица «Верные и неверные утверждения» (Данетка), кластер, ключевые
термины, толстые и тонкие вопросы, слова – ассоциации, перепутанные логические цепочки, прогноз по названию, фишбоун (верхняя часть), верите ли, вы…., корзина идей, покопаемся в памяти, инструкции, лови ошибку, «как вы думаете?», «выглядит как, звучит как…», таблица «Плюс, минус, интересно», мозаика, мудрые совы, попс-формула.
Слайд 14Стадия содержания
Кластер, таблица «ПМИ» - плюс, минус, интересно; таблица «ЗХУ», тонкие
и толстые вопросы, пирамидная история, чтение с остановками, Т-таблица, концептуальная таблица, сводная таблица, сравнительная таблица, «Плюс-минус-вопрос», таблица «Кто?Что?Когда?Где?Почему?», лекция- визуализация, сократовский диалог, окно Джоггарри, письмо по кругу, дерево предсказаний, двухчастный и трёхчастный дневники, подумай и ответь, бортовой журнал, фишбоун (нижняя часть), лист решения проблем, взаимообучение, таблица аргументов, продвинутая лекция, графы – классический и денотантный, фоторобот, лекция со стопами, ромашка Блума, мудрые совы, попс-формула.
Стратегии: ПРИМА, ИДЕАЛ, Зигзаг, ИНСЕРТ, шесть шляп мышления, «4П»
Слайд 16Рефлексия
Синквейн, круги на воде, эссе, диаманта, РАФТ, хокку, хайку, телеграмма, таблица
«Синтез», учебный мозговой штурм.
Организация индивидуальной самостоятельной работы: Портфолио, учебный портфель.
Слайд 17Что дают универсальные учебные действия?
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;