Слайд 1«Приемы для учебной мотивации на уроках географии»
Слайд 2Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти,
мышления, несформированность познавательных умений и навыков) сочетается с положительным отношением к учению.
Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Группы детей с проблемами успеваемости:
I
II
III
Слайд 3Три кита учебной мотивации.
Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами».
2. Ощущение свободы выбора: «У нас есть выбор! Мы можем выбирать».
3. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я это умею!»
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.
Слайд 5 Положительный настрой на работу
Слайд 6Постановка
целей и задач
урока
Слайд 9 «Приглашаем в путешествие по океану которого нет на карте»
Темы уроков
в 6 и 7 классах:
«Океан, твой час настал!»;
«Планета в твоих руках»;
«Капелька-путешественница»;
«Почему метеорологи всегда виноваты?»;
« Австралия – страна наоборот!»
Слайд 11Отсроченная отгадка
8 класс Тема « Восточно-Европейская равнина».
Поспорили как-то Кавказ
и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше.
Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше.
Кто из них прав?
Слайд 12Проблемный вопрос.
Что случится, если…?
Сколько известно… ?
В чем сильные и слабые
стороны….?
- Из чего состоит…?
- Каким образом… влияет на … ?
- Кто участвовал…?
- Чем похожи… и …. ?
- На что похоже… ?
- Где происходило … ?
- Кто открыл … ?
- Что мы уже знаем о … ?
- Каким образом … можно использовать для … ?
Слайд 13Ассоциация
Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание:
«Северный Кавказ»?
Слайд 15
Первичное усвоение новых знаний
Слайд 16
Таблица
«тонких» и «толстых» вопросов
Слайд 17
«Верно – неверно»
«Моря, омывающие берега России»
1. Территорию России омывают три
океана.
2. Северную часть России омывают моря Тихого океана.
3. Моря Северного Ледовитого океана являются внутренними.
4. Берингово море является самым большим морем, омывающим Россию.
5. Климат почти всех северных морей России суровый.
6. Территорию России омывают 12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну.
7. Города – порты Черного моря- Новороссийск и Туапсе.
8. Каспийское море самое пресное.
9. Азовское море самое маленькое.
10. Балтийское море самое мелководное.
Слайд 18Корзина идей
1. Задается вопрос о том, что известно ученикам о
проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради.
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах
4. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение (составляется список идей).
5. Все сведения кратко записываются в «корзинке» идей. Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия связываются в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются, по мере освоения новой информации.
Мы говорим почва. А что же такое почва?
Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.
- Почва – это …
… земля
… верхний плодородный слой
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания животных
Слайд 20Привлекательная цель
Сегодня мы отправляемся в воображаемое путешествие в экваториальные леса Африки.
Вам необходимо собрать чемодан. Почему именно эти вещи вы возьмёте с собой?
Слайд 21Прием «Пометка на полях»
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на
полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть;
«v» - если то, что прочитали является новым;
«?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений.
Слайд 22
Прием «Плюс – минус – интересно»
6 класс тема: «Вулканы»
Слайд 23
Первичное закрепление новых знаний
Слайд 24Экспресс-анализ текста
1. Этот отрывок повествует о ________________
2. Главными идеями являются:
- _______________________________________
-
_______________________________________
3. Читая, я соглашаюсь с: ____________________
4. Читая, я не соглашаюсь с: __________________
5. Два вопроса к тексту, которые подлежат обсуждению
Слайд 25Понятийный ряд:
Что является «лишним»?
Тектоническое строение: платформа, щит, гора, складчатый
пояс.
Что является «лишним»?
Бора, муссон, пассат, бриз.
2. Определение: О каком понятии идет речь?
Естественная среда обитания, все, что не создано человеком - ______________
3. Пропущенное понятие: Восстановите высказывание:
«Могущество российское прирастать _________будет»
(М. Ломоносов)
Слайд 26Языковой и образный ряд
По каждой букве в слове подобрать существительное, прилагательное
и глагол, показав их связь с данным понятием:
М ______________, ________________, _____________
У _______________, ________________, _____________
С _______________, ________________, ____________
С_______________, ________________, _____________
О _______________, ________________, _____________
Н _______________, ________________, _____________
Слайд 27Языковой и образный ряд
М - море, муссонный, меняют
У - увлажнение ,
умеренный, увлажняют
С – суша, сезонные , страдают
С – смена, субэкваториальный , способствуют
О - осадки , огромное , обнаруживаются
Н –наводнения , низкое , несут
Слайд 29Экономический район
Экологическая ситуация
Экономико-
географическое
положение
Природные условия
Хозяйство
Население
Природные ресурсы
рельеф
климат
природные зоны
внутренние воды
водные
лесные
земельные
минеральные
миграции
религиозный состав
воспроизводство
обычаи и ремёсла
численность
этнический
состав
промышленность
транспорт
сельское хозяйство
растениеводство
горнодобывающая
животноводство
авиационный
автомобильный
железнодорожный
металлургия
морской и речной
трубопроводный
энергетика
топливная
лесная
химическая
машиностроение
лёгкая
пищевая
Слайд 30НТР
Определение
Характерные черты НТР
Составные части НТР
Техника и технология
Ускорение НТП
Универсальность
всеохватность
Управление
кибернетика
Производство
Коренное изменение
роли человека
Наука
Военно-техническая
революция
Эволюционный
путь
Революционный путь
Комплексная
автоматизация
Производство
новых материалов
Перестройка
энергетического
хозяйства
космизация
Развитие
биотехнологии
электронизация
Прием «Кластер»
Слайд 32Рефлексия - противопоставление
Самое интересное было… , а самое скучное… .
Самым веселым
было…, а самым серьезным
Мне бы хотелось, чтобы… .
Мне бы не хотелось, чтобы…
Я был(а) уверен(а) в себе, когда… .
Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .
Слайд 33
Рефлексия содержания
учебного материала
Прием незаконченного предложения:
Слайд 34Приемы рефлексии
результатов учебной деятельности
«Оценочная лесенка»;
«Диаграмма успешности»;
«Эссе»;
«Портфолио»;
«Письмо самому себе»;
«Лист достижений».
Слайд 36Создаем таблицу, используя информацию в учебнике. 7 класс, тема «Природные зоны
Евразии»
Ищем информацию по проблемному вопросу,5 класс, тема «От плоской Земли к земному шару», вопрос: Когда был сделан последний шаг в ряду доказательств о шарообразности Земли?
Создаем рекламу, листовку социального содержания. 8 класс, тема «Гидросфера и человек».