Слайд 1Муниципальное бюджетное образование учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №2 им. А. С. Пушкина»
Учебно-исследовательская работа
на тему:
«Этно - экология природного пространства. Почитание леса».
Слайд 2
Выполнила: Карпова Екатерина,
Ученица 8 «Б» класса
II возрастная группа
14 лет
Учитель: Косенкова Н.Н.
Арзамас,
2013
Слайд 3Введение
Человек живёт, творит и создаёт на Земле. Это его дом,
среда обитания. Природа нашей земли многообразна, и каждый уголок природы характеризуется именно его особенностью и неповторимостью. Для существования человечества очень важно сохранение природной среды, куда включаются все компоненты природы, среди которых живёт человек. Данная исследовательская работа представляет собой исследование отдельных природных пространств, описанных в литературных источниках и отраженных в рассказах людей старшего поколения. Это характерно для народов, живущих на территории Нижегородской области, у которых до сих пор сохраняется культ почитания мира леса.
Актуальность работы: состоит в том, что лес всегда играл большую роль в жизни человека. Мне всегда хотелось показать культ и значимость леса у народов Нижегородской области, в том числе и Арзамасского района.
Цель работы: раскрыть этно-экологические особенности природного пространства, которые сохраняются некоторыми народами Нижегородской области.
Для выполнения цели работы ставятся следующие задачи:
Проанализировать сведения о правилах взаимоотношения народов с окружающим миром природы в прошлом и их связь с современностью.
Выявить суть этно-экологического пространства: почитания мира леса народами Нижегородской области.
Объект исследования: этно-экологическое пространство определённой территории.
Предмет исследования: компонент природы, который сопровождает человека всю жизнь: лес.
Методы исследования:
Метод конкретных и социальных исследований – позволяет провести целый ряд частных методов (рассказ конкретного лица и др.).
Гипотеза выдвигается о том, как основная ценность леса была связана с верой в способность человека влиять на мир и управлять силами природы.
Слайд 6Значение леса для человека.
Значение леса для человека огромно. Ведь наиболее важным
свойством леса является его способность благотворно влиять на окружающую нас среду, улучшать климат больших территорий, регулировать сток рек, сдерживать действие ветров, уменьшать шум и т.д.
Лес это колоссальные запасы древесины. Лес – место обитания пушных животных, многих птиц. Велико значение леса, как эстетического фактора. Лес любим всеми!
Чудесные дубравы, берёзовые рощи, воспевали многие писатели, поэты, художники. Кто из нас не восхищался произведениями А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. И. Шишкина?
Лес, образно говоря – это лёгкие планеты. Деревья являются той земной фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. Лес превосходный биологический фильтр воздуха. Он улавливает из загрязнённой атмосферы озон, цементную пыль, сажу, свинец, окислы азота и другие «продукты цивилизации», оказавшиеся по недосмотру или по несовершенству промышленной технологии в атмосфере. Уникальные фильтрующие свойства деревьев заключаются в их способности притягивать мельчайшие взвешенные в воздухе твёрдые частицы.
Как утверждают учёные, лес создаёт над собой зоны концентрации влаги, и над ним выпадает осадков на 9-30% больше, чем над безлесной территорией. Эти осадки смывают промышленную пыль. [Д.Н. Голубчиков «Природные зоны в жизни людей»].
Слайд 8Этно-экологическая ценность леса.
Значительное место в жизни народов занимал растительный культ. У
финно-угорских народов существовали священные рощи – места общения людей с многочисленными богами и канонизированными предками. Эти рощи обладали неординарными геофизическими свойствами, вся растительность в них сохранялась, и считалось, что роща способна покарать того, кто ломает ветки, рвёт цветы, а уж тем более пилит дерево в этом священном месте. Таким образом, рощи - это нередко уже давно окружённые со всех сторон полем островки старого, неприкосновенного в течение многих столетий леса, который принадлежал общине. В роще были самые старые и почитаемые деревья – главные были и деревья, которым поклонялись отдельные семьи. (Приложение №1)
Лес был также почитаем и у славянского народа. Точно также как степь воспитывала у людей тягу к вольности и богатым утехам, лес учил их осторожности, наблюдательности, трудолюбию.
Русские люди выросли в лесу, и, пожалуй, ни одна из стихий родной природы не сказалась так на бытовом укладе наших предков. Лес встречал русского человека при появлении на свет и безотлучно провожал его через все возрастные этапы: зыбка младенца, первая обувь, орех и земляника, банный веник и балалайка, лучина на девичьих посиделках и расписная свадебная дуга, даровые пасеки и бобровые гоны, рыбацкая лодка, воинский струг, гриб и ладан, посох странника, долблёная колода мертвеца, и, наконец, крест на устланной ельником могиле. А вот перечень изначально русских товаров: луб и тёс, брус и жёлоб, обода и мочало, уголь и лыко, смола и поташ. За всё это люди благодарили лесные просторы. До сих пор в народе живут сказки и предания о бережном отношении людей к лесу. [Л.Л. Леонов «Русский лес»]
Традиционно оберегались отдельно стоящие деревья. Им приписывались целительные свойства, нередко приносились подарки по праздникам или в дни несчастий. Как и обряды в рощах, такие подарки должны были донести возобновления жизненной активности, с другой стороны выражали благодарность за благополучие или просьбу подслиться живой силой в трудный час.
Деревом, которое лучше понимает мужчину, считался дуб, ему принято было дарить пояса, дерево девушки - берёза, женщины - липа, - им дарили платки. Нередко население деревни, где жили мари, почитало как родителей самые большие и старые липу и дуб на околице, пели в их честь песни. Но и деревья других видов, если они имели почтенный возраст, в деревнях не трогали ни при каких обстоятельствах, они считались деревьями предков и охранялись. Вот рассказ Чижовой Веры Алексеевны, которая жила в д. Волчиха Балахонихинской сельской администрации.
Слайд 11Лес и Леший.
За усадьбой нашего дома начинался лес. Этот лесной массив
определял весь уклад жизни села. Лес давал дичь, грибы и ягоды в большом количестве и разнообразии. Но кроме благ, даруемых человечеству, дикий лес всегда таил немало загадок и опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с хозяином леса – Лешим. «Леший» - значит лесной. Внешность Лешего переменчива. Он может стать великаном; выше самых высоких деревьев или очень маленьким. Чтобы в лесу была удача, надо было принести Лешему угощение и оставить его на пеньке, чтобы его задобрить.
Леший или Кожла-Оза существовал у мордвы и мари. Как и у славян, он мог стать то маленьким кустом, то огромным деревом. Помогал людям, но также не терпел преступлений против леса. Кожла-Оза был хранителем священных рощ, поэтому люди уважали и побаивались его.
Слайд 13 По данным Арзамасского межрайонного лесничества.
Общая площадь леса – 87
090 га.
В том числе по породам: Сосна – 28600 га;
Ель – 7600 га;
Лиственница – 72 га;
Итого хвойных - 36272 га.
Дуб – 3627 га; Берёза – 24231 га; Осина – 11018 га; Липа – 4168 га;
Ольха черная – 524 га; Ива древовидная – 52 га;
Тополь – 28 га;
Итого лиственных – 43648 га.
Слайд 16Мои исследования.
Леса Арзамасского района выполняют санитарную, водоохранную, историкокультурную и т. д.
роли. Мы проводим исследования санитарной роли леса.
Исследование 1.
1 га хвойного леса выделяет за сутки 5 кг фитонцидов. 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Какой лес и во сколько раз выделит фитонцидов больше?
5 кг х 36272 га = 181360 кг = 181 т 360 кг
2 кг х 43648 га = 87296 кг = 87 т 296 кг
Вывод:
Это исследование показывает, что хвойный лес выделяет за сутки фитонцидов в 2 раза больше, несмотря на то, что по площади уступает лиственному лесу.
Исследование 2.
1га хвойного леса очищает в год 35 тонн пыли, а лиственный – 70 тонн. Какой лес нашего лесничества больше очистит пыли за год?
S лиственного леса – 43648 га х 70 т = 3055360 тонн
S хвойного леса – 36272 га х 35 т = 1269520 тонн
Вывод:
Лиственный лec очищает пыли больше т.к. лесопокрытая им площадь больше и у деревьев больше по размеру листовая пластинка, чем у хвойных.
Исследование 3.
l га дубового леса выделяет 830 кг кислорода. l га березового леса выделяет 725 кг кислорода. 1 га соснового леса выделяет 540 кг кислорода. Сколько кислорода выделяет каждый массив леса.
Дубовый лес – 3627 га х 830 кг = 3007920 кг = 3008 т
Березовый лес – 24231 га х 725 га = 17567475 кг = 17567 т 475 кг
Сосновый лес – 28600 га х 540 га = 15444000 кг = 15444 т
Вывод:
Самое большое количество кислорода выделяет массив березового леса, т. к. его площадь наибольшая.
Общий вывод исследований:
Лес является источником чистоты воздуха, выделения фитонцидов, поэтому в народе он является особо почитаемым и оберегаемым, правда, мы можем наблюдать и негативную сторону отношения современных людей к этому компоненту природы.
Слайд 18Вывод и заключение.
Исходя из анализа и различных исследований, можно сделать, вывод
о значительной комплексной ценности природного лесного пространства. Его историческая ценность обусловливается тем, что природное пространство является уникальным памятником определённого периода развития человеческого общества, по сути дела чудом, сохранившимся до нашего времени. Это позволяет нам как бы приподнять завесу времени и увидеть своими глазами живое далёкое прошлое. Высока его этнографическая ценность – это важный элемент традиционной культуры, быта, воззрения народа, сохраняющийся с глубокой древности. Очевидно его культовое священное значение: рощи являются, по сути «непорочными посредниками» в общении с высшими силами, характерно, что восприявшие христианство мари нередко ходили молиться всё туда же: «дивный был пенёк, вместо аналоя нам служил. Дивное было лесное озеро, вместо золотой купели служило, ... вместо блестящей церкви служил густой лес. Деревья служили вместо золотых подсвечников... , с причтом лесные птицы воспевали» – рассказывается в одном из документов о крещении мари. (Приложение №2)
Существенная экологическая ценность – нередко рощи оказываются эталонами нетронутого южно-таёжного леса. Достигая высокого класса возраста, они способствуют восстановлению в округе биоценозов, характерных для этих мест в прошлом и настоящем – распространяют семена. Межобщинные священные рощи расположены в высших точках местности, нередко распаханной, приурочены к распаду вод - способствует сохранению подземной влаги на этих уязвимых местах. Они также берегут ручьи и озёра, препятствуют эрозии. Места произрастания деревьев-целителей могут дать основу предполагать, что они являются остатками таких же рощ. Само по себе, сложившееся в народе отношение к священным рощам оказывается мощным эколого-воспитательным фактором. (Приложение №3) Сводится оно к тому, что роща неприкосновенна. В ней нельзя пилить, ломать деревья, выносить оттуда хворост, собирать грибы, цветы – за это роща может покарать виновного, и передаются многочисленные рассказы о подобных случаях. Уважение, любовь к роще воспитывается наряду с уважением и любви к традициям, культуре, памяти предков. В роще не позволяется мусорить, ругаться, ссориться, туда приходят в дни праздников в чистой одежде, помывшись в бане, как вместо общения с высшими силами природы.
Велико её эстетичное значение, ощущаемое каждым. Это эффектная деталь ландшафта, не тронутый цивилизацией «чистый» лес, воплотивший непреходящую гармонию, самовозрождение, стихийную силу, величие природы. Любовь и преклонение перед рощей как перед возвышенным определяет подчинённое положение человека но отношению к миру живого и неживого в целом, стремление к гармонии. (Приложение №4).
Выбранные места обладают теми или иными важными для хозяйства качествами. Известно, например, что в ряде пунктов Шарангского и Тоншаевского районов животноводческие постройки на месте или вблизи рощ оказались неблагоприятными для содержащегося там скота. Рощи могут таить качества, ещё непознанные. Так, например, экспедиции «Китаврас» выявили существование в каждой из рощ небольших участков магнитных аномалий, точную ориентацию сохранённого в таких местах леса по сторонам света. В этом отношении надо признать, ценность рощ для науки как возможных источников новых знаний о народе, о человеке вообще, об окружающем его мире. Обращают внимание значительные различия между рощами, обрядами и поверьями, которые с ними связаны. По всей вероятности корни их лежат как в сфере самой природы, так и в сфере восприятия. Общее назначение как природных святилищ природы, принесения ему жертв, общения с ним в теплое время года (весной с просьбами, осенью – с благодарностями, летом – чтобы оказать воздействия на обстоятельства) повсеместно. Частных же различий – множество. Исследуя роль леса в окрестностях г. Арзамас, можно с гордостью сказать, что наши леса тоже почитаемы и любимы народом.
Да, глубоки традиции и корни наших людей. Уходят они в далёкое прошлое, туда, где человек ещё чувствовал себя частью природы, а не её царём. И как замечательно, что и теперь, мы становимся чуточку ближе к ней, становимся чуточку добрее, внимательнее и красивее душой. Как славно, что мы ещё можем наверстать yпyщенное и исправить допущенные ранее ошибки.
Выполняя эту исследовательскую работу, я открыла для себя много нового и почувствовала свою причастность, к тому великому и непостижимому. И как хочется, чтобы традиции различных народов, а с ними и природа не только сохранялись, но и приумножались
Слайд 21Спасибо за внимание!!!!!!!!!!!!!