Слайд 1Внешняя торговля РФ
ГБПОУ «Региональный железнодорожный техникум»
Руководитель: А. А. Зезюля, преподаватель
естественно
научных дисциплин
Слайд 2Внешняя торговля РФ
Цель исследования: изучить направления дальнейшего развития внешнеторговой деятельности Российской
Федерации.
Задачи исследования: – изучить теоретические аспекты внешней торговли; – проанализировать состояние внешней торговли России на современном этапе.
Методы исследования:анализ, анкетирование
Гипотеза: если растет значение внешней торговли и обьемы мировой торговли постоянно увеличиваются и опережает темпы роста мирового производства, то внешняя торговля станет сильным фактором экономического роста для России.
Слайд 3Современное состояние внешней торговли России
В последние годы общий баланс обмена России
с зарубежными странами товарами, услугами и капиталом складывается в ее пользу. Это дает возможность обслуживать внешний долг России и поддерживать необходимый уровень валютных резервов.
Географическая и страновая структура торговых операций России не претерпела за последние годы существенных изменений. Основная часть внешнеторгового оборота России со странами СНГ (без учета неорганизованной торговли) приходилась на Беларусь, Казахстан и Украину (89%).Среди стран остального мира более 50% торговых операций приходились на Великобританию, Германию, Италию, Китай, Нидерланды, Польшу, США, Финляндию и Швейцарию.
Экспорт топливно-энергетических товаров ориентирован в основном на рынки стран остального мира. Так, в эти страны вывозилось 86% экспорта российской нефти, 94% - продуктов переработки нефти, 64% - природного газа. В товарной структуре импорта России ведущее место занимают машиностроительная продукция (42%), продовольственные товары и сырье для их производства (18%), продукция химической промышленности (16%), металлы, драгоценные камни и изделия из них (8%). Важным компонентом внешнеэкономической стратегии служит прогнозирование потенциальных зарубежных рынков, что предопределяет выбор внешнеэкономической структуры экспорта.
Слайд 4Современное состояние внешней торговли России
Динамика отдельных элементов товарной структуры экспорта России
(в %)
Структура стран - внешнеторговых партнеров (в % к итогу)
Слайд 5Проблемы и препятствия развития внешней торговли РФ
Внешняя торговля по-прежнему выступает главным
источником несанкционированного оттока капитала за рубеж.
Отмечается высокая зависимость благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических показателей от цен на топливно-сырьевой комплекс.
Россия отстает от ведущих стран запада по уровню внедрения информационных технологий.
Слайд 6Место и роль России в мировой торговли
Россия на сегодняшний день выполняет
одну из главенствующих ролей в системе мировой торговли, поскольку является важнейшим торговым партнером по поставкам нефти, газа и угля.
Явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков.
Углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.
Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно.
Слайд 7География внешней торговли
Объемы внешней торговли России в 2017 году составили более
520 млрд дол США, в том числе наэкспорт приходилось около 60% всех внешнеторговых операций, на импорт соответственно около 40%. По сравнению с предыдущим годом, объемы внешней торговли РФ выросли на 25%.
Основными географическими партнерами являлись страны Европейского Союза, на них пришлось более 40% от всего внешнеторгового оборота. На страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества приходилось около 30% внешнеторгового оборота. На страны СНГ — более 12%; на страны ЕАЭС — около 9% (рисунок).
Основными внешнеторговыми партнерами Российской Федерации в 2017 году были: Китай — более 14% всего внешнеторгового оборота РФ; Германия — более 8%; Нидерланды — около 8%; Беларусь — более 5%; Италия — более 4%, США — около 4% и др.
Слайд 9Основные виды товаров внешней торговли
Внешняя экономика России направлена на экспорт, прежде всего, сырьевой
продукции за границу. Так, лидирующими статьями российского экспорта на сегодняшний день остается сырая нефть (32,4 %), природный газ (14,2 %), мазут (6,9 %) и дизельное топливо (6,6 %). Кроме того, Россия в больших количествах экспортирует в другие государства сталь, оборудование для промышленности, различные нефтепродукты, цветные металлы, первичные лесоматериалы, пшеницу, бензин, а также оружие.
Что касается импорта, то экономика РФ, в первую очередь, ощущает острый недостаток в продуктах питания, автомобилях, высокотехнологичном оборудовании и приборах. В общей структуре импорта России первое место занимает продукция машиностроения, в том числе - автомобилестроения (около 62 %). Далее идут черные металлы, одежда, алкогольные напитки, мясо, фармацевтическая продукция, стальные трубы и так далее.
Слайд 10Основные виды товаров внешней торговли
Слайд 11Экспорт товаров России
В 2017 году основную долю в стоимостном объеме экспорта
России занимали топливно-энергетические товары – 59% (в 2016 г. – 58%), из них нефть сырая – 38% (37%), нефтепродукты – 24% (23%), природный газ – 14,5% (16%) и каменный уголь – 6% (4,5%). (см. приложение 2)
Основными товарами несырьевого неэнергетического экспорта России традиционно являлись:
- металлы и изделия из них (полуфабрикаты и прокат плоский из железа и нелегированной стали, алюминий необработанный);
- машины, оборудование и транспортные средства (двигатели турбореактивные, тепловыделяющие элементы (ТВЭЛЫ), части к оборудованию для атомной энергетики);
- химическая продукция (минеральные и органические удобрения);
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (пшеница и меслин).
Совокупный удельный вес этих товаров в стоимостном объеме несырьевого неэнергетического экспорта России в 2017 году составил 80,9%.
Слайд 13Импорт товаров России
В 2017 году основная доля стоимостного объема импорта России
приходилась на машины, оборудование и транспортные средства – 49% (в 2016 г. – 47%). Также существенную долю в импорте составляли: химическая продукция – 18% (19%), продовольствие – 13% (14%), металлы и изделия из них – 7% (6%), текстильные изделия и обувь – 6% (6%).
Слайд 14Направления во внешнеэкономической деятельности
Во внешнеэкономической деятельности различают следующие направления:
1. Экспорт –
продажа и вывоз за границу товаров собственного производства страны и передача их в собственность иностранного контрагента.
2. Реэкспорт – вывоз за границу товаров с целью продажи, ранее ввезённых из-за границы (в порядке импорта) без их переработки.
3.Импорт – закупка и ввоз иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке страны.
4. Реимпорт – ввоз из-за границы отечественных товаров, вывезенных ранее в порядке экспорта, которые не подвергались там переработке.
5. Встречная торговля представляют собой организационно-увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя.
Слайд 15Направления во внешнеэкономической деятельности
Цели внешне-экономических связей государства.
Слайд 16Анализ партнеров России
Первая десятка торговых партнеров России:
Китай;
Нидерланды;
Германия;
Италия;
Украина;
Беларусь;
Турция;
Япония;
США;
Польша.
Слайд 17Анализ внешнеторгового оборота
Во внешнеторговой политике России были выявлены следующие негативные процессы:
·
Усиление топливно-сырьевой экспортной направленности при параллельном снижении экспорта машин и оборудования (кроме вооружений);
· Чрезмерно высокая концентрация российского экспорта в европейском направлении и слабое развитие на других рынках, слабое участие в международных тендерах при слабой господдержке;
· Слабое развитие институтов и механизмов государственного содействия экспорту, продвижения отечественной продукции на внешние рынки;
· Значительная доля импортных товаров на внутреннем российском рынке, в том числе и в тех структурах, в которых присутствует масса возможностей для импортозамещения.
Слайд 18Вывод
происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик
российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге – и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешнеэкономической торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам. В условиях неопределенной ситуации на внешнеполитической арене, осложняющих отношения России с зарубежными странами, введёнными западными странами санкциями, снижением цен на нефть, событиями на Ближнем востоке и многим другим возникла необходимость приятия определенных мер для «оживления» внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Слайд 19Рекомендации
К числу мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся:
кредитование участников внешнеторговой деятельности;
функционирование
систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.