Слайд 1ТЕМА УРОКА:
«Литос» – камень
«Сфера» – оболочка
«Тектоника» -движение
«СТРОЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ»
Слайд 2Гипотезы происхождения Земли
Слайд 3Нептунизм
А. Вернер (1870 г.) – все горные породы
Земли произошли из вод
первичного
Мирового океана.
Д. Геттон (1795 г.) – ведущую роль
в геологическом прошлом
Земли играли внутренние силы.
Слайд 4Плутонизм
Ж. Эли де Бомон (1852 г.) – так как Земля остывает
и уменьшается в объеме, земная кора сминается в складки,
чем и объясняется обра-
зование складчатых
областей.
Слайд 5Мобилизм
(дрейф материков)
А. Вегенер (1912 г.) – большие участки земной коры совершают
горизонтальные перемещения, что объясняет динамику развития земной коры и рельефа.
Слайд 6Гипотеза Шмидта-Фесенкова.
Первоначально планета была холодной.
Затем стала разогреваться.
В последствии стала вновь
остывать.
При этом «лёгкие» элементы поднимались,
а «тяжёлые» опускались.
Так сформировалась
первоначальная земная кора.
Тяжёлые элементы образовали
внутреннее вещество планеты –
ядро и мантию.
Слайд 7Этапы образование земной коры :
1.Тонкая земная кора легко прорывается лавой.
Лава,
выливаясь на земную поверхность, образует
базальт. Под воздействием внешних сил базальт
разрушается и образуется океаническая земная кора.
2. Океаническая земная кора также тонкая, а планета
молодая нестабильная, подвижная, поэтому
океаническая кора легко сминается в складки.
3.Лава в местах разломов и складок внедряется в
толщу океанической земной коры, образуя слой
гранита. Так образуется новый тип земной коры -материковая земная кора.
Слайд 9Крупнейшие литосферные плиты Земли.
Слайд 10Особенности литосферных плит:
Плиты имеют толщину от 60 до 100 км. Границы
между литосферными плитами проходят по срединно – океаническим хребтам или глубоководным желобам.
Литосферные плиты могут состоять только из материковой, только из океанической коры или быть конгломератом из океанической и материковой земных коры. Сейчас преобладают плиты из материковой и океанической земной коры.
Плиты постоянно находятся в движении со скоростью от 1 до 6 см в год, значит, они должны сталкиваться и расходиться. В результате расхождения литосферных плит образуются срединно-океанические хребты, а столкновения приводят к образованию нескольких форм рельефа.
Слайд 13Сейсмические пояса - пограничные области между литосферными плитами.
Слайд 14Карта
«Строение земной коры»
задание по карте (стр. 4 атласа):
Составьте характеристику карты,
пользуясь планом
стр. 311 учебника.
2. Пользуясь физической картой мира и картой строения земной коры, приведите примеры горных стран, которые находятся на границе литосферных плит.
3. Пользуясь физической картой мира и картой строения земной коры, приведите примеры горных стран, которые не связаны с границами литосферных плит.
4. Пользуясь физической картой мира и картой строения земной коры, приведите примеры территории с наибольшим расположением вулканов.
Слайд 15Геологические часы»
(формирование земной коры)
Kz
Mz
Ar
Pr
Pz
Древнейшие эры
(архейская и протерозойская)
Древняя эра (палеозойская)
Средняя эра (мезозойская)
Новая
эра (кайнозойская)
Слайд 16Это интересно!
Около 50 лет назад ученые вели раскопки в пещерах Крыма.
В них когда – то
жили первобытные люди. Среди прочих находок нашли они и скелеты некоторых
животных и вот что удивительно, в пещерах Крыма оказались кости северных
оленей, песцов, белых куропаток. Исследовав угли костров, они сделали выводы,
что там росли северная рябина, карликовая береза.
Чем же вызваны столь резкие перемещения растений и
животных?
К сожалению единого мнения по этому вопросу нет. Одни говорят. Что это от
перемены направлений теплых течений; вторые – что Земля не всегда получала
одинаковое количество тепла; третьи говорят о перемещении материков.
Самые последние выводы свидетельствуют о том, что материки все – таки
перемещались. Точные измерения современными приборами показали, что
Гренландия «отплывает» от Европы.
До конца найти истину в горячих спорах ученым пока не удалось. Что бы её
достигнуть, надо раскрыть ещё много тайн, ключ к которым лежит в недрах
нашей планеты.
Слайд 17Домашнее задание:
Изучить текст § 2,
заполнить
таблицу: