Слайд 1ГОУ РК СКШИ №4
г. Сыктывкара
Республики Коми
Экологическое воспитание
детей с нарушением слуха
(обобщение опыта, 2016г)
Учитель географии и биологии Сильянова Т.Н.
Слайд 2«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки
ей»
(Виталий Бианки)
Основное назначение экологического воспитания – это развитие у детей ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Слайд 3Нормативные документы.
1.Конституция Российской Федерации.
2.Федеральный закон об охране окружающей среды.
3.Экологическая доктрина Российской
Федерации.
Слайд 4 Основная цель экологического воспитания:
формирование экологической культуры
личности в ее широком и глубоком понимании.
Слайд 5Основные задачи:
1.Воспитание у детей и молодежи нового экологического сознания, основанное на
гуманном, ценностном отношении к природе.
2.Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.
Слайд 63.Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу
которой составляют духовно – нравственные ценности.
4.Развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде.
Слайд 75.Создание условий для формирования и реализации школьником активной созидательной личностной позиции
в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.
Слайд 8Реализация задач в соответствии с основными этапами обучения
Начальное
образование(1-4 классы)
Педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образовательных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды;
освоение младшим школьником нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде;
приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.
Слайд 9Реализация задач в соответствии с основными этапами обучения
Основная школа (5
– 10 классы)
Это этап становления экологической культуры, как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического закона, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств.
Слайд 10Реализация задач в соответствии с основными этапами обучения.
Полная средняя школа.
Формируется экологическая ответственность личности; происходит усвоение системных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней.
Наиболее полно осознается сущность экологических проблем современности и необходимость устойчивого развития современной цивилизации.
Слайд 11Основные направления экологического воспитания в ГОУ РК СКШИ №4.
Развитие ценностного отношения
к природе.
Бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям.
- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её охраны.
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьсберегающего поведения в природной и социальной среде.
Слайд 12 Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, опыт, сравнение и
т.д.).
- Формирование первоначального опыта участия в природоохранной деятельности.
- Формирование умения безопасного поведения в окружающей среде и элементарные умения поведения экстремальных(чрезвычайных) ситуациях.
- Формирование правил безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема.
Слайд 13 Экологическое воспитание реализуется на уроках природоведения, биологии, географии, химии, технологии,
в начальных классах –
на уроках предметно-практического обучения, ознакомления с окружающим миром, а также во внеурочной деятельности.
Слайд 14Внеурочной
деятельности
Успешность экологического воспитания складывается из:
Урочной
деятельности
Внеклассной
деятельности
Слайд 15Урочная деятельность
Основные знания
по экологии
ребята получают
на уроках.
Урок
географии.
Учитель Сильянова Т.Н.
Слайд 16Уроки имеют большие потенциальные возможности для
экологического воспитания.
Дети с недостатками слуха:
- воспринимают природу в виде разрозненных объектов;
- затрудняются в установлении и осознании связей явлений,
причинности природных процессов.
На уроках необходимо:
научить детей
- ориентироваться в природе;
- проводить наблюдения, пользуясь необходимыми приборами и инструментами;
- многосторонне воспринимать жизнь природных объектов;
- делать выводы, обобщать факты;
расширять кругозор учащихся;
формировать эстетические и морально-нравственные чувства.
Слайд 18Этапы организации внеурочной и внеклассной деятельности.
1.Обучающий этап.
Виды деятельности:
- Конкурсы рисунков,
плакатов, поделок из природного материала, букетов, рассказов, стихов, сказок, фотографий.
- Экскурсии в природу, на производство, парки, лесхозы, музеи.
Проектная деятельность.
Работы по озеленению.
Походы(ознакомление с экологической обстановкой на маршруте).
Общественно-полезная деятельность(благоустройство школьной территории, изготовление кормушек для птиц).
Слайд 19Победители школьного конкурса
Конкурс рисунков
«Экология глазами детей»
Слайд 20Проектная деятельность.
Вазы для оформления школы.
Коллективная работа учащихся 6а класса.
Слайд 21Экскурсии в природу.
Один из лучших путей познания природы в ближайшем окружении
школы –интерната – географические экскурсии.
Экскурсия – это форма учебного процесса направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне рамках школы.
- Это наиболее эффективный и доступный способ изучения окружающей среды.
- Они составляют обязательную часть учебно-воспитательного процесса в школах для детей с нарушением слуха.
Учебная экскурсия в природу сложна в методическом и организационном отношении.
Это форма занятий, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.
Слайд 22Этапы проведения экскурсии:
1.Подготовительный(подготовка к ней учителя и учащихся).
2.Основной
(экскурсия).
3.Заключительный(обработка и оформление материала).
Слайд 23Экскурсия в природу с элементами практической работы по изучению природного комплекса.
Изучение
почв соснового бора учащимися 8а класса.
Слайд 24Систематическое проведение экскурсий позволяет:
- Вырабатывать у школьников с нарушением слуха
навыки использования слуховой аппаратуры для восприятия звуков природы.
- Пробудить любознательность.
- Повысить речевую активность.
- Прививать нравственные ценности.
- Обогащать интеллектуальное развитие.
- Формировать основы экологической культуры с позиции личностно-ориентированного подхода.
- Формировать патриотические чувства.
Слайд 25Экскурсия в природу.
Развитие любознательности учащихся 7б класса..
Слайд 26При проведении экологических экскурсий педагог должен:
1.Провести тщательную подготовку:
Сообщить и разъяснить цель
маршрута.
Провести словарную работу по ознакомлению с новыми терминами, которые будут использованы на экскурсии.
Объяснить необходимость соблюдения правил техники безопасности.
Разъяснить индивидуальные и фронтальные задания.
Показать образцы фиксаций наблюдений.
2.Постоянно заботится о развитии и совершенствовании речи и мышления неслышащих детей, обогащении их социального опыта.
Слайд 27
3.Иметь в виду сложности концентрации их внимания.
4.Контролировать использование индивидуальной слуховой аппаратуры
при восприятии речи педагога и звуков природы.
Слайд 28Учащиеся познают разнообразие
растительного и животного мира
Республики Коми.
Экскурсия в краеведческий музей
Происходит
обогащение
личного жизненного опыта
учащихся с нарушением слуха.
Слайд 29Закрепление основ экологической грамотности.
Экскурсия на производство .
Эколайн.
Предметная неделя «Естественно-математических дисциплин»
Слайд 30Формирование интеграции детей с нарушением слуха в слышащую среду.
Экскурсия на производство.
Сыктывкарский лесопромышленный комплекс.
Предметная неделя «Естественно-математических дисциплин»
Слайд 31Школьные походы.
Цель: взаимодействие человека и природы.
Задачи:
Закрепить правила поведения в природе
и техники безопасности при разведении костра.
2. Учить свободно ориентироваться в окружающей среде. Развивать слуховое восприятие звуков природы.
3. Пробуждать чувство прекрасного к живой природе.
4. Формировать навыки практической деятельности в полевых условиях.
Слайд 32Поход дает человеку знания, развивает ловкость, находчивость, выносливость, дарит здоровье и
дружбу, воспитывает чувство ответственности за охрану природы и окружающего мира.
Слайд 332.Развивающий этап.
Виды деятельности:
квн, выставки, ярмарки, деловые
игры, праздники и др.
Слайд 34Игра «Географическая кругосветка».
Цель: прививать и развивать интерес к предмету география.
Задачи:
1.Закрепить знания полученные на уроках географии.
2.Расширять кругозор, увеличивать словарный запас, воспринимать незнакомый материал слухозрительно, на слух, по чтению с лица.
3.Прививать любовь к природе России и Республике Коми.
4.Формировать экологическую культуру учащихся.
Слайд 35Участники географической кругосветки.
Слайд 36Географическая кругосветка.
Формирование экологической культуры.
Остановка «Мусоробол»
В гостях у Бабы Яги
Слайд 373. Творческий этап.
Виды деятельности:
конференции, семинары, вечера,
недели по проблемам охраны природы.
Традиционными праздниками нашей школы являются: «Золотая осень», «День Земли».
Слайд 38Праздник «Осенние посиделки».
Цель: Воспитание любви к прекрасному, к природе,
к Родине.
Задачи:
Развитие творчества, эстетического вкуса, взаимопомощи, слухового восприятия и речи учащихся, коллективизма, чувства дружбы, умения веселиться.
Слайд 39Праздник «Осенние посиделки». Главные ведущие праздника.
Слайд 40Праздник «Осенние посиделки»
Конкурсные работы.
Работы выполнены учащимися 5а,6а,7а (2014г)
Слайд 41
Проектная деятельность и её продукт.
Праздник «Осенние посиделки»
Работа выполнена учащимися 8а класса
(2014г).
Работа выполнена учащимися 8а класса(2014г)
Слайд 42Праздник «Осенние посиделки».
Конкурс художников.
Слайд 43День Земли.
Цель: воспитание бережного отношения к планете Земля.
Задачи:
1.Закрепить знания учащихся,
полученные на уроках географии и биологии.
2.Развивать навыки правильного поведения в природе, речь и слуховое восприятие учащихся. Увеличивать словарный запас.
3.Воспитывать чувство бережного отношения к живой природе.
Слайд 44Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Этапы игры «День Земли»
Слайд 45Школьная теплица.
Школьная теплица должна успешно решать проблемы
политехнизации трудового обучения и воспитания школьников.
Работа в теплице формирует у учащихся трудовые навыки по выращиванию растений и уходу за ними.
Трудовая подготовка подрастающего поколения имеет важное значение в системе общего воспитания школьников.
Именно в коллективе ребята учатся жить и работать, осознавать высшую нравственность труда – основы успешной жизни.
Слайд 46Школьная теплица.
Цели:
Развитие познавательного интереса к предметам естественно-биологического цикла, закрепление
знаний полученных на уроках.
Занятия исследовательской деятельностью по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений.
Создание условий для обеспечения полноценного витаминизированного питания учащихся.
Слайд 47Школьная теплица.
Задачи:
Формирование экологической культуры школьников, основ рационального ведения
сельского хозяйства, комплексного благоустройства территории школы.
Воспитание трудолюбия, привитие трудовых умений и навыков.
Для реализации поставленных целей и задач была построена новая теплица из современных материалов (поликарбонат),завезена почвенная плодородная смесь, закуплен садовый инвентарь и посадочный материал.
Слайд 48Школьная теплица.
Ожидаемые результаты:
В
школьной теплице ранней весной выращивается рассада для пришкольного участка.
Появилась возможность дополнительно получать свежую зелень для витаминизированного питания детей.
Учащиеся получают умения и навыки по выращиванию овощных и цветочно-декоративных культур.
Полученные знания будут использовать в дальнейшей жизни.
Слайд 49Основные направления деятельности в теплице.
1.Образовательное.
2.Производственное.
3.Опытническо-исследовательское.
4.Природоохранное и просветительское.
Слайд 50Основные направления деятельности.
Образовательное направление.
- Включает в себя
учебные предметы: природоведение биология, география и технология, начиная с 5 класса.
- На конкретных примерах накапливают фактический материал биологического характера.
-Приобретают практические навыки.
-Работа в теплице, служит основой для глубокого и прочного усвоения биологических фактов.
Слайд 512.Производственное направление.
Планируется:
-Выращивание зеленых культур(
укроп, лук, петрушка, салат).
-Выращивание цветов.
-Выращивание комнатных растений.
Слайд 523.Основные направления опытническо-исследовательской работы:
- Изучение элементов микроклимата(температура и влажность воздуха, почва
и т. д).
- Овладение методикой регулирования режима тепла, света, минерального и водно-воздушного питания.
- Выращивание рассады овощных и цветочно - декоративных культур; агротехника возделывания растений.
- Изучение вредителей защищенного грунта и борьба с ними.
Слайд 534.Природоохранное и просветительское направление. Системно реализуется через неукоснительное соблюдение культуры земледелия
в теплице.
Проведение природоохранных мероприятий по сохранению почвы в теплице(очищение от остатков растений, внесение удобрений, заготовка компоста).
Просветительское:
Разработка экскурсий для учащихся начальных классов.
Оформление стенда о деятельности школьной теплицы.
Слайд 54Открытие новой теплицы 2012 год.
Слайд 55Мини – проект.
Продукт проекта: зеленые культуры.
Петрушка
Салат, укроп, зеленый лук
Слайд 56Мини -проект.
Продукт проектной деятельности:
рассада цветов для школьного цветника.
Распикированная астра
Слайд 57Мини – проект.
«Выращивание огурцов».
Слайд 59Материальная основа (объекты изучения) для проведении экскурсий в теплице. Комнатные растения.
Цветет
Слайд 60
Первоначальный опыт участия в различных видах общественно -полезной и личностно-значимой деятельности.
Благоустройство территории школы.
Уход за кустарниками.
Правильная посадка кустарников.
Слайд 61Результат общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.
Благоустройство школьной территории.
Слайд 62Результат общественно-полезной и
личностно-значимой деятельности.
Весна
Лето
Слайд 63
Развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственно- эстетического отношения к природе.
Фрагмент школьного цветника.
И
труд наш осень возродила….
Слайд 64Результат общественно-полезной и
личностно-значимой деятельности.
Школьный цветник
Слайд 65Эффективность
экологического
воспитания
Ролевое участие каждого школьника
Принцип
развития
Принцип коллективизма
Личная
мотивация
учителя
и ребёнка
Широкое использование наглядно-практической
деятельности
Слайд 66Важное место в системе экологического воспитания занимают природоохранные акции и десанты,
направленные на формирование бережного отношения к природе, на реальный вклад в сохранение и защиту родного края.
Слайд 68Экологический десант.
Уже 2 года подряд в конце
мая проводится экологический десант по очистке леса вокруг территории школы от бытового мусора.
В акции принимали учащиеся 6-9 классов и воспитатели школы.
Слайд 69Экологический десант.
Цель: формирование у учащихся экологической культуры. Воспитание чувства любви к
Родине, родному краю.
Задачи:
1) Формирование внимательного и бережного отношения к окружающей природе.
2)Развитие речи, внимания, умения выражать свою точку зрения.
3)Воспитание бережного отношения
к природе и своей малой Родине.
Слайд 70Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой.
Участники экологического десанта.
Слайд 71Развитие умений и навыков, накопление опыта взаимодействия с окружающим миром.
Сбор
мусора в лесу.
Слайд 72Воспитание ценностного отношения к природе.
«Если каждый человек на куске своей земли
сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы Земля наша»
(А.Чехов)
Май 2014 года
Май 2015 года
Слайд 73Создание условий для формирования и реализации активной созидательной деятельности учащихся.
Посадка дуба
на территории школы.
Слайд 74Воспитание ценностного отношения к природе.
«Думаем глобально – действуем локально».
Слайд 75Итоги экологического десанта.
Мы надеемся, что результат нашего
экологического десанта заметили многие люди нашего поселка и задумались над тем, что чистый поселок и чистый лес – это чистая душа каждого из нас!
Слайд 76Мониторинг.
Цель: выявить степень сформированности экологической культуры учащихся 7 – 10
классов ГОУ РК СКШИ№4
Слайд 81Заключение.
Благодаря экологическому воспитанию, которое
обеспечивает процесс взаимодействия учащихся с окружающим миром, дети с нарушением слуха получают основополагающие ориентиры для поведения в природе и обществе.
Слайд 82
Выражаю сердечную благодарность всем педагогам нашей школы-интерната за участие и поддержку
в экологическом воспитании учащихся.