Слайд 2Одним из крупных районных центров Рязанской области является поселок городского типа
Шилово. Этот регион считается родиной русских богатырей Евпатия Коловрата и Добрыни Никитича, а также поэта Николая Гумилева и академика филолога И.И. Срезневского.
Слайд 3В хорошую погоду можно целые дни проводить на Оке, наслаждаясь пляжным
отдыхом и рыбалкой.
Слайд 4Из Рязани в Шилово регулярно приезжают экскурсионные группы, которые посещают местный
краеведческий музей, один из крупнейших в области, и этнокультурный центр «Заряна». Кроме того в летнее время в поселке проводится фестиваль лозоплетения «Ива-Ивушка» и «День Нептуна» с массовыми гуляниями на берегу Оки.
Слайд 5Многочисленные раскопки, постоянно проводимые на шиловской земле, не только находят вещи
древности, но и доказывают существование здесь поселений древних людей еще за несколько тысячелетий до нашей эры.
Слайд 6Вплоть до XVII века Шилово считалось важной хлебной пристанью: за провоз
товара корабли платили пошлину, которую собирали только в трех пристанях на этом направлении. А судов тогда проплывало здесь не мало: около 600 кораблей в год. Постепенно границы государства отодвигались, и Шилово утратило свое пограничное положение, превратившись в небольшое село. В конце XIX века через Шилово была проложена Казанская железная дорога. С приходом советской власти село стало постепенно разрастаться, превратившись в районный центр.
Слайд 7Легенды Шилово Рязанской области
Кроме официальных версий происхождения названия «Шилово» и основания
поселка существуют еще и легенды. Первая говорит о том, что были здесь раньше непроходимые болота. Ехал однажды мимо купец, который торговал шилом. Товара у него было на несколько обозов. Один воз перевернулся, рассыпались по земле шилья, а место так и стали называть Шилово.
Вторая легенда рассказывает о том, как три русских охотника забрели в дремучие леса в окрестностях села Борок. Долго они плутали и наконец вышли к местному поселению мордвы. Их приняли доброжелательно и разрешили братьям отдохнуть. Один из охотников влюбился в дочку местного князя и попросил ее руки. Отец наотрез отказался дать согласие на такой брак. Тогда братья похитили девушку и бежали. Мордовский князь настиг их в районе шиловской улицы Рязанская и разрубил на куски. Девушка же, не выдержав смерти любимого, на выезде из села бросилась в реку. Так как звали дочь мордовского князя Парава, то речку назвали в ее честь Пара. При этом один из братьев-охотников все-таки выжил, хоть и был сильно изранен. Стал он молиться о спасении и увидел сокола. Пополз он за птицей и оказался на берегу Оки, где бьют подземные ключи и растут целебные травы. Сокол приносил юноше еду и постепенно охотник поправился. Однажды он увидел, как по реке плывет что-то светящееся. Подошел поближе и увидел икону Успения Пресвятой Богородицы. Построил тогда охотник небольшую церквушку на берегу и стал там жить. Постепенно вокруг храма стали появляться и другие дома, так и появилось Шилово.
Слайд 8Сейчас это довольно большой поселок, где есть три школы, больница, спортивный
комплекс с бассейном, небольшая гостиница и дом культуры. В советские времена работал даже кинотеатр «Космос», который, к сожалению, прекратил свое существование. Древнее городище размещалось в районе Успенской церкви, построенной первоначально в XIV веке.
Слайд 9 У больницы, в сквере, установлен памятник герою гражданской войны, подводнику, а
позднее активному борцу с бандитизмом в Шиловском районе Василию Яковлевичу Исаеву. Василий Исаев вызвался освободить судно. Для этого он без специального водолазного снаряжения провел в холодное воде несколько часов и выполнил задание, за что был награжден орденом. После демобилизации Исаев вернулся в родной поселок и вступил в ряды милиции, при этом за свою долгую службу обезвредил не одну бандитскую группировку. Василий Яковлевич был своеобразным Шараповым шиловской земли.
Слайд 10Далее на Советской улице возле банка на стволе старой липы установлен
памятник собирательному образу местного труженика.
Слайд 11Но наиболее интересны в Шилово памятники двум русским богатырям. Один возвышается
на Советской площади перед дворцом культуры – это первый русский партизан Евпатий Коловрат.
Слайд 12Родиной его является село Фролово Шиловского района. Этот рязанский воевода был
в отъезде, когда татарское войско напало в 1237 г. на Рязань и уничтожило город. Вернувшись домой, и увидав, какая беда случилась на родной земле, Евпатий с небольшим войском бросился в погоню, а настигнув татар стал нещадно бить их. Несмотря на то, что численное превосходство было на стороне войска Батыя, Коловрату удалось уничтожить много его воинов. Говорят, что Батый даже послал гонцов спросить, что же нужно богатырю. В ответ Евпатий Коловрат ответил: «Только умереть!». В итоге русский богатырь был все-таки убит татарами, но в знак уважения за его храбрость и мужество, Батый передал тело Коловрата оставшимся в живых русским воинам и разрешил похоронить его на родной земле. Второй известный персонаж русских былин, один из трех богатырей Добрыня Никитич, также увековечен возле Шилово, по дороге к поселку Прибрежный. Стоит проехать всего несколько километров, и мы видим на возвышении щит и меч, обрамленные фигурой воина.
Слайд 14Село Желудево
Еще с 1676 г. существовала в селе деревянная Христорождественская церковь.
Позднее, в 1811 г. на средства помещика Петра Михайловича Лунина, дяди Михаила Сергеевича, который жил в усадьбе Лунино, начали строить каменный храм, сохранившийся до наших дней.
Слайд 15Петр Михайлович Лунин славился своим сумасбродным поведением и слыл большим гурманов.
Рассказывают, что на званый обед в Варшаве он пришел со своим поваром-французом. А когда в 1812 г. жители Москвы в спешке покидали свои дома, а к столице подходила армия Наполеона, Петр Михайлович в своем доме на Никитском бульваре давал распоряжения о приготовлениях к ужину. Только после настоятельных уговоров родственников Лунин покинул столицу одним из последних. По иронии судьбы его дом один из немногих уцелел после пожара.
Дочерью Петра Михайловича была известная певица Екатерина Петровна Лунина-Риччи, которая покорила своим пением как Европу, так и русское высшее общество. После смерти отца она с матерью продала многочисленные имения в Рязанской области, в том числе и усадебный комплекс в селе Желудево, и село Задубровье, в котором на данный момент сохранился только храм Николая Чудотворца.