Слайд 1Технология проблемного обучения на уроках географии
Учитель географии
МБОУ Ангарская СОШ
Мураховская М.И.
Слайд 2«Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то
непонятное, неизвестное..» «Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий».
И.Я. Лернер
Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь.
(Китайская пословица)
Слайд 3Проблемное учение –
это учебно-познавательная
деятельность учащихся по усвоению знаний
и способов
деятельности путем восприятия
объяснений учителя в условиях проблемной
ситуации, самостоятельного (или при
помощи учителя) анализа проблемной
ситуации, формулировки проблем и
их решения посредством выдвижения
гипотез, их обоснования и доказательства.
Слайд 4Основные понятия проблемного обучения.
Слайд 5Урок географии в 11 классе по теме
«Глобальные проблемы человечества»
1.Постановка проблемы:
«Воздействие человеческой цивилизации на нашу планету в целом носит негативный характер. Можно ли изменить это положение к лучшему?»
2. Работа в группах:
1 группа –« Демографические проблемы человечества»
2 группа- «Истощение природных ресурсов Земли»
3 группа- « Экологические проблемы человечества»
4 группа – «Проблемы здравоохранения человечества, связанные с ухудшением экологической обстановки»
3. Изучение фактического материала, аргументация, обобщение материала
4. Выступление каждой группы
5.Выводы по решению проблемы.
Слайд 6Урок географии в 11 классе по теме: «Китай»
Постановка проблемы на этапе
закрепления материала, когда учащиеся познакомились с основными вопросами, связанными с ЭГП Китая, общей характеристикой национального и религиозного состава, отраслями специализации. Организуется дискуссия на тему:
«Многомиллионное население Китая – благо или «балласт» для страны?»
Слайд 7Проблемные вопросы
Проблемными являются те вопросы, которые вызывают интеллектуальные затруднения у
учащихся, поскольку ответ на них не содержится не в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации.
Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс.
Слайд 8Проблемные вопросы по географии:
1. Почему современные географы не занимаются открытием земель?
2.
Если природные стихии неизбежны, то стоит ли им противостоять?
3. Почему в густонаселенных районах мира с каждым годом растет число жертв стихийных бедствий?
4. Зачем нужно знать о происхождении Вселенной и Земли, ведь некоторые не задают себе этих вопросов и спокойно живут?
5. Почему Солнце воздействует на Землю значительно сильнее других тел Вселенной?
6. Могли ли древние люди встречаться с динозаврами?
7. Остается ли постоянным во времени космический адрес Земли?
Слайд 9Проблемные задания:
6 КЛАСС
« Приём мозговой штурм»
К КАКОЙ ЭПОХЕ ОТНОСЯТСЯ Великие географические открытия – к Средневековью или Новому времени?
Вспомните, что мы уже знаем?
Как мы можем ответить на вопрос?
Слайд 10Проблемное задание:
7 класс
Интеллектуальная разминка
На прошлом уроке мы с вами говорили, что материк Африка является прародиной человечества. Почему?
(ответ: потому, что на территории Африки были найдены стоянки первобытного человека.)
Действительно, народы Африки, как правило, очень древние.
По тексту учебника определите, где они были найдены?
Слайд 11Проблемное задание:
8 класс
«Закончите предложение»
Масштаб – это………..
Ответ: Масштаб – это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.
Слайд 12Какие виды масштабов мы знаем?
Ответ: Именованный, численный и линейный.(Фронтальный опрос, работа с
картой)
А теперь применим теоретические знания на практике. Выполним задание.
Измерьте расстояния на карте с помощью масштаба:
Москва – Париж (по карте полушарий)
Ребята, масштаб и его виды вы изучали на уроках географии. Почему же в учебнике математики предложена такая тема?
Ответ: Масштаб – это отношение. А отношение одно из понятий математики.
Слайд 13Проблемное задание:
9 класс
«Географическая мозаика»
На доске пишется набор слов, из которых необходимо составить предложение.
Неровности, рельеф, все, поверхности, земной, это.
(Рельеф – это все неровности земной поверхности).
Слайд 14Проблемное задание:
10- 11 класс
Блиц опрос
1.Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире. Какие тенденции вы сможете выявить?
2.В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенаселение?
3.Правильно ли сводить многообразие демографические проблемы к узкому вопросу роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?
Слайд 15Подводя итог, можно сказать, что
в ходе организации уроков с применением технологии
проблемного обучения создаются условия для формирования учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной познавательной деятельности и решение проблемных задач, информационной компетенции через анализ и отбор нужной информации, необходимой для решения проблемного вопроса, коммуникативной компетенции через организацию групповой работы. Ценностно-смысловые и личностные компетенции формируются через приобретение мировоззренческого и практического опыта, развития навыков самоорганизации своей деятельности.
Слайд 16Проблемное обучение формирует:
Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную
логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу и саморазвитию.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.