Презентация, доклад по географии Организация практической работы на уроках географии в 6-7 классах с использованием инструкций

Содержание

Основная идея проекта: Разработка и применение конкретных инструкций для достижения учащимися определённых результатов при выполнении практических работ по географии

Слайд 1 Проект:    
«Организация практической работы учащихся
на уроках географии в 7-х классах

с использованием инструкций»
 
 

Проект:    «Организация практической работы учащихся на уроках географии в 7-х классах с использованием

Слайд 2Основная идея проекта: Разработка и применение конкретных инструкций для достижения учащимися

определённых результатов при выполнении практических работ по географии
Основная идея проекта:   Разработка и применение конкретных инструкций для достижения учащимися  определённых результатов при

Слайд 3 Задачи проекта:

1.Практические работы

как путь достижения учащимися
предметных, метапредметных и личностных результатов;


2.Оценка целесообразности применения инструкций
для различных видов
практических работ по географии;


3. Создание творческой атмосферы сотрудничества
учителя и ученика
при проведении практических занятий.

Задачи проекта:          1.Практические работы как

Слайд 4

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться

дальше без помощи учителя»
Хаббард Элберт

Во время практической работы учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы.
Самостоятельная работа практической направленности позволяет активизировать возможности учащегося при получении знаний.



«Цель обучения ребенка состоит в том,

Слайд 5 При выполнении практических работ в курсе 7 класса  важно сформировать умения учащихся:

работать с источниками информации:

географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами;
давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана;
выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями;
совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.

При выполнении практических работ в курсе 7 класса  важно сформировать умения учащихся: работать с источниками информации: географическими

Слайд 6«Час работы научит больше, чем день объяснения». Жан-Жак Руссо

Во время практической

работы учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы с различными видами географических карт, учебником, статистическим материалом, диаграммами, таблицами, географическим словарём, коммуникативными навыками групповой работы.
Организация практической работы позволяет задействовать учащихся всего класса, что снимает вопросы дисциплины для некоторых неорганизованных учащихся и приучает их к трудолюбию.
Важным моментом для организации практической работы является наличие чётких, продуманных инструкций. Время, потраченное на их составление, в итоге окупается удовлетворением от проделанной работы.

«Час работы научит больше,  чем день объяснения».   Жан-Жак РуссоВо время практической работы учащиеся овладевают

Слайд 7Как показал опыт, учащимся очень нравятся практические работы по географии, если

есть подробная инструкция для каждого вида работы.



Рабочая инструкция для практических работ по географии :

создаёт ситуацию успеха для ученика, даёт возможность получить более высокую отметку за урок;
позволяет ученику чувствовать себя комфортно при выполнении работы;
имеет большое познавательное значение для учащихся при усвоении географических понятий, закономерностей, терминологии;
позволяет учителю рационально использовать время урока, а для учащихся возможность справиться с заданиями.

Как показал опыт,  учащимся очень нравятся  практические работы по географии,  если есть подробная инструкция

Слайд 8 «Географу приходится учиться больше, чем учить» Н.Н. Баранский

Перед каждой практической работой

провожу инструктаж для учащихся:

Знакомлю школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
Озвучиваю алгоритм работы с пояснениями по инструктивной карточке.
Создаю творческую атмосферу сотрудничества, предлагая учащимся различные пути достижения намеченной цели.
На доске перечисляю источники информации, необходимые для успешного проведения практической работы.
Напоминаю нормы оценивания практической работы.
«Географу приходится  учиться больше,  чем учить»  Н.Н. Баранский Перед каждой практической работой

Слайд 9 Чтобы все работы были оценены объективно, предлагаю следующие примерные нормы оценок:

“5”

– правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
“4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
“3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;
“2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления; непонимание сути задания.

Чтобы все работы были оценены объективно, предлагаю следующие примерные нормы оценок: “5” – правильно даны ответы

Слайд 10 Перечень практических работ по географии с использованием инструкций в 7-х классах:

Обучение

простейшим приемам работы с источниками географической информации;
Группировка карт учебника и атласа по различным признакам;
Практическая работа по истории исследования материка «Как люди открывали мир»;
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми материка;
Определение по карте направле­ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет;
Определение типов климата и выявление климатических особенностей территорий по климатограммам, графикам, круговым диаграммам;
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе;
Определение географических объектов по физической карте мира, совершив путешествие вокруг земного шара вдоль заданной параллели;
Практическая работа по заполнению таблицы «Климатические пояса материка»;
Исследовательское задание: «Определение места для проведения глубоководной научной экспедиции»;
Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой.
Составление характеристики одной из стран.
Построение профиля рельефа между заданными точками. 
 

Перечень практических работ по географии с использованием инструкций  в 7-х классах: Обучение простейшим приемам работы

Слайд 11Инструкция по проведению практической работы:
«Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической

информации»
Цель работы:
вспомнить основные приёмы работы с картами атласа.
Ход работы
Используя карты атласа, ответить на вопросы в таблице.
Как вы понимаете выражение географа Н.Н. Баранского:
«Изучить географию без учебника трудно, а без карты невозможно»?



Инструкция по проведению практической работы:«Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации»Цель работы: вспомнить основные приёмы работы

Слайд 12Инструкция по проведению практической работы:
«Группировка карт атласа по различным признакам»
Цель работы:

Научиться характеризовать карты по плану.
Ход работы
Используя карты атласа и текст учебника, заполнить таблицу.
Как вы понимаете высказывание географа Н.Н. Баранского:
«Карта-язык географии. Без карты нет географии»?

Инструкция по проведению практической работы:«Группировка карт атласа по различным признакам»Цель работы: Научиться характеризовать карты по плану.Ход работыИспользуя

Слайд 13Инструкция по проведению практической работы:
«Определение по карте направлений передвижения литосферных плит

и предположение размещения материков и океанов через миллионны лет»
Цель работы:
Закрепить знания основных положений теории литосферных плит;
Научиться читать карту «Строение земной коры» и прогнозировать по карте изменения очертаний материков и океанов в отдалённом будущем.
Ход работы
Найдите в учебнике и на карте «Строение земной коры» в атласе крупнейшие литосферные плиты.
Обозначьте на к/карте литосферные плиты, укажите направление и скорость из движения.
Используя учебник и карту, предположите, как будут размещаться материки и океаны через миллионы лет? В тетради запишите краткий ответ или рисунок.
О существовании каких двух древних материков раннего палеозоя предполагал А.Вегенер в своём высказывании: «В 1910 году мне впервые пришла в голову мысль о перемещении материков…, когда я поразился сходством очертаний берегов по обе стороны Атлантического океана»?
Установите соответствие литосферных плит и географических объектов. Расположенных в их пределах:
1.Острова Зелёного мыса
2. Озеро Байкал
3.Остров Тасмания
4.Бразильское плоскогорье
5.Остров Кергелен
6.Полуостров Калифорния
7.Остров Гренландия

Инструкция по проведению практической работы:«Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов

Слайд 14
Инструкция по проведению практической работы:
«Взаимосвязь тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых

материка Евразии»
Цель работы:
Выявление зависимости между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми материка Евразии.
Ход работы
Заполнить таблицу, сопоставляя карты «Строение земной коры» и физическую карту материка Евразия.
Объясните определения:
«Горы-морщины планеты»;
«Вулканы-окна в недра Земли».
Сделать выводы на основе анализа заполненной таблицы и карт атласа («Физическая карта Евразии» и «Строение земной коры):
1.Какие формы рельефа преобладают на материке Евразия? Причина образования преобладающих форм рельефа?
2.Какие формы рельефа соответствуют платформам, а какие подвижным участкам земной коры?
3.В чём закономерность размещения полезных ископаемых по территории Евразии?



Инструкция по проведению практической работы:«Взаимосвязь тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых материка Евразии»Цель работы:Выявление зависимости между тектоническим

Слайд 15
Инструкция по проведению практической работы:
«Как люди открывали мир»
Цель работы:
Изучить эпоху

Великих географических открытий;
Учиться работать с большими объёмами информации, изучая учебник и атлас.
Ход работы
Прочесть параграф, посвящённый истории исследования территории;
Рассмотрите картосхемы в учебнике, портреты путешественников, учёных, рисунки;
Заполните таблицу в тетради по образцу;
Как вы понимаете высказывание С.Забелина:
«Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями»?

Инструкция по проведению практической работы:«Как люди открывали мир»Цель работы: Изучить эпоху Великих географических открытий;Учиться работать с большими

Слайд 16
Инструкция по проведению практической работы:
«Климатические пояса Африки»
Цель работы:
По климатической карте

и учебнику определить господствующие воздушные массы в каждом климатическом поясе, их влияние на климат территории.
Ход работы
1. Заполнить таблицу, анализируя текст, климатограммы, рисунки параграфа «Климат Африки», климатическую карту Африки в атласе;
2.Сделать выводы:
Что такое климатический пояс?
Что положено в основу выделения климатических поясов Африки?
Чем отличаются переходные климатические пояса от основных?

Инструкция по проведению практической работы:«Климатические пояса Африки»Цель работы: По климатической карте и учебнику определить господствующие воздушные массы

Слайд 17
Инструкция по проведению исследовательской практической работы:
«Выбрать место для проведения глубоководной научной

экспедиции»
Цель работы:
Найти место для проведения глубоководной научной экспедиции на основе анализа промера глубин Индийского океана по экватору.
Ход работы

Проанализируйте изменения глубин Индийского океана по экватору, используя шкалу глубин карты Индийского океана;
Занесите в таблицу данные, полученные в результате промера глубин Индийского океана;
Найдите место для проведения такой экспедиции и нанесите его на контурную карту Индийского океана.


Инструкция по проведению исследовательской практической работы:«Выбрать место для проведения глубоководной научной экспедиции»Цель работы: Найти место для проведения

Слайд 18
Инструкция по проведению практической работы:
«Описание природных условий, населения и хозяйственной деятельности

одной из стран материка…»
Цель работы:
Проверить и оценить умение учащихся использовать карты атласа и другие источники информации для описания природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран материка;
Сформировать знание о стране.
Ход работы
1.Заполнить таблицу, используя тематические карты атласа данного материка;
2.Объясните высказывание В.Г. Белинского:
« География - та арена, на которой проходит человеческая жизнь».


Инструкция по проведению практической работы:«Описание природных условий, населения и хозяйственной деятельности одной из стран материка…»Цель работы:Проверить и

Слайд 19
Инструкция по проведению практической работы:
«Определение типов климата и выявление климатических особенностей

территории по климатограммам, графикам, диаграммам»
Цель работы:
Определить тип климата по климатограммам, выявлять климатические особенности территорий по круговым диаграммам, климатическим графикам.
Ход работы
1.Определите по координатам местонахождение данного пункта по карте материка.
Перечислите особенности географического положения этой территории.
2.По круговой диаграмме установите:
а) типы воздушных масс в течение года;
б) продолжительность влажного и сухого периодов;
в) характер увлажнения территории по сезонам года.
3.Сравните графики высоты полуденного Солнца и температуры воздуха в течение года. Назовите причину, которая вызывает снижение средних месячных температур во влажный период. Вычислите годовую амплитуду температур.
5.Определить тип климата и перечислите его особенности.
6.Расскажите о влиянии климата на питание и режим рек.
7.По карте атласа определите природную зону, которая располагается на этой территории.
8. Как приспособлены растения и животные к климатическим особенностям этой территории?


Инструкция по проведению практической работы:«Определение типов климата и выявление климатических особенностей территории по климатограммам, графикам, диаграммам»Цель работы:Определить

Слайд 20Рекомендации:


Инструкции для практических работ по географии рекомендованы для учащихся 7-х классов

в курсе «Географии материков и океанов«;

Инструкции по работе с географическими картами, исследованию Мирового океана и открытию материков можно использовать в курсе географии 6-х классов;

В практических работах приводятся высказывания выдающихся людей в виде эпиграфа к работе и в виде вопроса к учащимся, что повышает интерес к занятию;

Инструкции по теме «Литосфера» и «Климат» имеют дифференцированное значение. Они рассчитаны на разный уровень подготовки учащихся по географии;

Создание творческой атмосферы сотрудничества учителя и ученика на практических занятиях по географии повышает интерес учащихся к предмету.
 
Рекомендации:Инструкции для практических работ по географии рекомендованы для учащихся 7-х классов в курсе «Географии материков и океанов«;

Слайд 21 География "может и должна стать одним из самых увлекательных предметов

школьной программы» В.В.Путин, Президент РФ  


Организация практической работы учащихся на уроках географии имеет большое значение при освоении наиболее трудных тем в курсе географии материков, таких как «Климат» и «Рельеф Земли».
Особый интерес у учащихся вызывают практические работы на прогнозирование природных процессов в будущем, например задание на «Определение по карте направле­ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет».
Практические занятия имеют большое профориентационное и развивающее значение, так как во время практической работы учащийся выполняет простейшие действия людей определённой профессии, связанной с географией; например работу метеоролога по анализу климатограммы, геолога и тектоника по составлению прогноза развития Земли, лоцмана по анализу промера морских глубин, маркшейдера по составлению профиля рельефа и т. д.
Во время практической работы учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками: анализируют таблицы, статистические материалы, работают с географическим словарём, текстом учебника, диаграммами , графиками, интернет-ресурсами.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что
практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, метапредметных,
но и личностных результатов обучения.

География

Слайд 22Курсовой проект выполнила: Учитель географии ГБОУ СОШ №547 Красносельского района Санкт-Петербурга Минченко Надежда Борисовна Руководитель: КузнецоваТ.С.,

доцент кафедры ЕНО
Курсовой проект выполнила:  Учитель географии ГБОУ СОШ №547 Красносельского района Санкт-Петербурга Минченко Надежда Борисовна  Руководитель:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть