Слайд 1Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение
Чулымский лицей
Наша необъятная Вселенная
Работу выполнила:
Таратута Дарья,
5 «а»
класс
МКОУ Чулымский лицей.
Руководитель: Черненко
Лада Николаевна,
учитель географии.
г.Чулым-2018
Слайд 21.Актуальность
Вселенная – была и остается для нас загадкой, тайной, которая постоянно
манит к себе. Под этим названием подразумевается весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенная - часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки.
Слайд 4Актуальность
Часто выделяют ближний космос, исследуемый при помощи космических аппаратов и межпланетных
станций, и дальний космос – мир звезд и галактик. В данной работе я рассмотрю достижения человечества именно в области ближнего космоса; то, чего люди добились в прошлом, что исследуют в настоящем и планируют совершить в будущем.
Слайд 5Гипотеза:
проведенные исследования в космическом пространстве позволяют ученым выдвигать новые теории и
делать открытия, значимые для всего человечества.
Слайд 6Цель работы:
выяснить, что известно об объектах и явлениях Солнечной системы сегодня.
проанализировать степень
осведомленности лицеистов относительно совершенных открытий в области космоса, отношения к ним.
Слайд 7Задачи:
собрать сведения о планетах Солнечной системы;
выяснить, какие исследования были проведены по
изучению ближнего космоса;
провести социологический опрос, обработать полученные данные; предложить пути совершенствования познавательной активности школьников относительно космонавтики.
Слайд 82. Планеты солнечной системы.
Солнечная система – это система планет, которая состоит
из центральной звезды – Солнца – и всех естественных космических объектов, вращающихся вокруг нее . На сегодняшний день она состоит из восьми планет: четырех внутренних, так называемых планет земной группы, и четырех внешних планет, называемых газовыми гигантами.
Слайд 10Плутон-планета?
Плутон, 9 планета Солнечной системы, к сожалению, не успел попасть в
этот парад. И дело вот в чем. В 2006 году, а именно, 26 августа, 2,5 тысячи участников конгресса Международного астрономического союза приняли сенсационное решение и фактически вычеркнули Плутон из перечня планет Солнечной системы, так как через 76 лет после открытия он перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым учеными к планетам.
Слайд 122. Планеты солнечной системы.
Ближе всех к Солнцу находится Меркурий, затем по
мере удаления: Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Было бы неверно рассматривать характеристики планет Солнечной системы, не уделив внимания ее главному компоненту: самому Солнцу. Поэтому, с него я и начну.
Слайд 132.1 Солнце.
Солнце – это звезда, которая дала начало всему живому в
Солнечной системе (прил.1, №2). Вокруг него обращаются планеты, карликовые планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеориты и космическая пыль.
Солнце возникло около 5 млрд. лет назад, представляет собой сферический, раскаленный плазменный шар и имеет массу, которая более чем в 300 тыс. раз превышает массу Земли. Температура на поверхности составляет более 5000 градусов Кельвина, а температура ядра – более 13 млн.
Слайд 152.2 Меркурий.
Меркурий – это самая маленькая планета системы, которая находится ближе
других к Солнцу. У Меркурия нет спутников.
Поверхность планеты покрыта кратерами, возникшими около 3,5 млрд. лет назад вследствие массированных бомбардировок метеоритами. Атмосфера Меркурия сильно разряжена, состоит в основном из гелия и раздувается солнечным ветром. Так как планета расположена очень близко к Солнцу и не имеет атмосферы, которая бы сохраняла тепло по ночам, температура на поверхности колеблется от -180 до +440 градусов Цельсия.
Слайд 182.3 Венера.
Венера – вторая по близости к Солнцу планета солнечной системы
(прил.1, №4). Своими размерами Венера лишь немного уступает Земле, поэтому ее иногда называют «сестрой Земли». Спутников не имеет.
Атмосфера состоит из углекислого газа с примесями азота и кислорода. Давление воздуха на планете составляет более 90 атмосфер, что в 35 раз больше земного. Углекислый газ и, как следствие, парниковый эффект, уплотненная атмосфера, а также близость к Солнцу позволяют Венере носить титул «самой горячей планеты».
Слайд 202.4 Земля.
Земля – это единственная известная на сегодня планета во Вселенной,
на которой есть жизнь (прил.1, №5). Земля обладает наибольшими размерами, массой и плотностью среди так называемых внутренних планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
Возраст Земли составляет около 4,5 млрд. лет, а жизнь появилась на планете около 3,5 млрд. лет назад. Луна – единственный естественный спутник, самый большой из спутников планет земной группы. Атмосфера Земли кардинально отличается от атмосфер остальных планет, что, несомненно, оказало влияние на развитие жизни.
Слайд 222.5 Марс.
Марс – седьмая по размеру планета в Солнечной системе .
«Красная планета» - так его еще называют благодаря наличию большого количества оксида железа в грунте. У Марса есть два спутника: Деймос и Фобос.
Атмосфера Марса сильно разряжена, а расстояние до Солнца почти в полтора раза больше, чем у Земли. Поэтому среднегодовая температура на планете равняется -60°С, а перепады температур в некоторых местах достигают 40 градусов в течение суток.
Слайд 242.6 Юпитер.
Юпитер – это самая большая планета Солнечной системы (прил.2, №1).
Она в 318 раз тяжелее Земли, и почти в 2,5 раза массивнее, чем все планеты нашей системы вместе взятые. По своему составу Юпитер напоминает Солнце – он состоит преимущественно из гелия и водорода – и излучает огромное количество тепла.
У Юпитера целых 63 спутника, перечислить из которых имеет смысл лишь самые большие – Каллисто, Ганимед, Ио и Европа. Ганимед является самым крупным спутником в Солнечной системе, он превосходит в размерах даже Меркурий.
Слайд 262.7 Сатурн.
Сатурн – вторая по размеру планета Солнечной системы . Визитная
карточка Сатурна – это, конечно же, его система колец, которая состоит в основном из ледяных частиц разного размера, а также горных пород и пыли.
У Сатурна 62 спутника, крупнейшие из которых – Титан и Энцелад. По своему составу Сатурн напоминает Юпитер, однако по плотности он уступает даже обыкновенной воде. Внешняя атмосфера планеты выглядит спокойной и однородной, что объясняется очень плотным слоем тумана. Однако скорость ветра местами может достигать 1800 км/ч.
Слайд 282.8 Уран.
Уран – это первая планета, обнаруженная с помощью телескопа .
У него 27 спутников, которые названы в честь шекспировских героев. Наибольшие из них – Оберон, Титания и Умбриель.
Состав планеты отличается от газовых гигантов наличием большого количества высокотемпературных модификаций льда. Поэтому, наряду с Нептуном, ученые определили Уран в категорию «ледяных гигантов». И если Венера обладает титулом «самой горячей планеты» Солнечной системы, то Уран – это самая холодная планета с минимальной температурой около -224°С.
Слайд 303. Освоение космоса.
Вселенная настолько огромна, что астрономы до сих пор не
смогли установить, насколько она велика! Однако благодаря последним достижениям науки и техники мы получили и продолжаем получать много новой информации о космосе. С середины прошлого века люди получили возможность покидать Землю, изучать звезды и планеты не только наблюдая их в телескопы, но и получая информацию прямо из космоса. Запускаемые спутники оснащены оборудованием, с помощью которого были сделаны удивительные открытия, в существование которых астрономы не верили, например, черные дыры и разнообразные небесные тела.
Естественно, необходимо знать, что освоение космического пространства произошло с запуска спутников, которые, собственно, и позволили человеку выйти на орбиту и открыть для себя место, полное тайн и загадок.
Слайд 333.1 Первый полет в космос.
12 апреля 1961 года свершилось то, о
чем мечтали лучшие умы человечества. Человек разорвал оковы земного притяжения и совершил полет в космическое пространство. Этим человеком стал Юрий Алексеевич Гагарин - гражданин СССР (прил.2, №5). Ни одному событию в мире не отводилось столько места и времени в средствах массовой информации, как полету в космос первого человека. Но очень немногие знали, с каким риском для жизни совершил он свой подвиг. Об этом не писали ни в апреле 1961 года, ни потом.
Слайд 353.2 Человек на Луне.
20 июля 1969 года американский корабль "Аполлон-11" совершил
посадку на поверхность Луны. Впервые человек воплотил свою мечту и ступил на другое небесное тело. Это был успех всего человечества, подготовленный многими поколениями. Через 6 часов после приземления астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин надели скафандры с ранцевой системой, открыли люк и спустились на поверхность Луны.
Слайд 374. Обработка и анализ данных социологического опроса.
Анкета и её результаты.
В
рамках данной темы я запланировала проведение социологического опроса с целью выяснения осведомленности старшеклассников относительно совершенных открытий в области космоса, отношения к ним. Мною была составлена анкета, включавшая в себя следующие вопросы:
Слайд 38Анкета
1. Какова значимость исследований в области ближнего космоса?
а) очень высока; б)
высока; в) незначительна; г) не знаю.
2. Необходимо ли, по вашему мнению, дальнейшее освоение космоса?
а) да, конечно; б) да, наверно; в) нет; г) не знаю.
3. Как вы думаете, влияют ли знания, полученные в результате космических открытий, на нашу жизнь? Каким образом?
Слайд 39Результаты анкетирования
Первые два вопроса этой анкеты позволяют оценить актуальность проблемы космических
исследований, с точки зрения учащихся 10-11 классов. После обработки ответов на эти вопросы я получила следующие данные: на вопрос №1 35% опрошенных ответили - «очень высока», 62% полагают, что высока и всего 3% респондентов находят, что роль космонавтики в нашей жизни незначительна .
На вопрос №2 - 82% ответили: «Да, конечно», 15% - «Да, наверно», 3% - «Нет» .
Слайд 40Результаты анкетирования
Вопрос, в анкете под номером 3, в отличие от двух
первых требовал самостоятельного ответа опрашиваемого и был направлен на выяснение степени осведомленности старшеклассников о применении знаний, полученных в результате исследований космоса.
К сожалению, данный вопрос вызвал затруднения. Около 18% респондентов дали ответ «Ничего не знаю». Ответы, данные на этот вопрос оставшимися 72%, были достаточно однообразны: возможность делать снимки Земли и других планет, спутниковая навигация, метеорологические зонды, изучение влияния невесомости на состояние живых организмов и поиски жизни на других планетах.
Слайд 41Вывод
На основании полученных данных можно сделать вывод: роль космических программ оценивается
старшеклассниками высоко, большинство опрошенных не сомневаются в необходимости дальнейших космических исследований.
Слайд 425.Практическое применение полученных данных.
Результаты исследований могут найти практическое применение. В данном
случае на основании данных опроса можно разработать план мероприятий для повышения степени осведомленности старшеклассников относительно современных космических программ. Можно предложить мероприятия следующих форм: классно-урочные мероприятия, дополнительные занятия и кружки, праздники и выполнение творческих заданий, проведение конкурсов и викторин. Каждый вид мероприятий имеет свои плюсы и минусы, поэтому я считаю наиболее эффективным их комплексное применение.
Слайд 436. Заключение.
Мы вступили лишь в шестое десятилетие космической эры, а уже
вполне привыкли к таким чудесам, как охватившие всю Землю спутниковые системы связи, наблюдение за погодой с помощью метеорологических зондов, быстрая навигация и пр. Как о чем-то вполне обыденном слушаем сообщение о многомесячной работе людей на орбите, не удивляемся следам на луне, снятым «в упор» фотографиям далеких планет. За очень короткий исторический срок космонавтика стала неотъемлемой частью нашей жизни, верным помощником в познании окружающего мира. И не приходится сомневаться, что дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения всего околоземного пространства. Освоение космоса продолжается нарастающими темпами.
Слайд 44Заключение.
Все новые и новые идеи и проекты воплощаются в жизнь, то,
что не так давно казалось нам недостижимым, сейчас является вполне реальным. Наука неустанно движется вперед, и каждый из нас верит, что в скором будущем человечество сможет узнать гораздо больше о других планетах, мирах, галактиках, что люди смогут побывать на Марсе точно так же, как когда-то на Луне и что эпоха открытий только начинается.
Слайд 457.Литература:
С. Лесков, статья «Человек на Луне», «Наука. Известия» http://schools.keldysh.ru/sch1216/materials/Calend-Date/07/Date-July/Moon/moon.htm
Й. Клечек, П.
Якши. «Вселенная и Земля». Артия, Москва, 1985.
В. Куприянов, статья «Первый полет в космос»http://cosmosravelin.narod.ru/r-space/Gagarin2004/GP.html
Статья «Загадки Космоса»
http://dira.wauu.ru/news/zagadki_kosmosa/2010-08-26-10
Статья «Подробности первого в мире полета в космос». «Вечерняя Тюмень», № 15 Апрель 2007г.http://www.vecherka.org/tyumen/2007_15/06.shtml
Статья «Сколько планет в Солнечной системе?»