Слайд 1II. Проверка знаний
Какую оболочку вы сейчас изучаете?
Что такое атмосфера?
Каковы свойства воздуха?
От
чего зависит температура воздуха?
Что такое атмосферное давление?
Будет ли изменяться атмосферное давление с высотой ?
Как называется прибор для измерения атмосферного давления?
Слайд 2Индивидуальная работа
Подчеркните значения пониженного давления волнистой линией, а повышенного – сплошной
чертой: 730, 745, 780, 773, 732,763, 809.
На дне шахты барометр зафиксировал давление - 780 мм.рт. ст., у поверхности земли- 760мм.рт.ст. Найди глубину шахты
Слайд 3Правильный ответ
Пониженное давление 730, 745,732
Повышенное давление 780, 763, 773,809
Глубина шахты 200
метров
Слайд 4Проблемный вопрос
Почему дым вытягивается в трубу?
Слайд 51. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст.
(нормальное), то на верхнем конце трубы сколько?
2. И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление?
3. А на верхнем конце трубы какое давление?
4. А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше.
5. А как это движение воздуха можно назвать? Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху?
Слайд 6ВЕТЕР. Причины его образования.
Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь
сине море…
А.С.Пушкин
Слайд 7Задачи урока:
сформировать понятия “ветер”, “бриз”, “муссон”;
продолжить формирование умения выявлять
причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);
формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.
Слайд 8Что такое ветер?
ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.
Слайд 10Причины образования ветра
Главная причина образования ветра –это разница в атмосферном давлении,
чем больше разница , тем сильнее ветер.
Слайд 11Название ветра
По основным сторонам горизонта: северный, южный, восточный и западный, а
также по промежуточным сторонам: северо-восточный ,северо-западный, юго-восточный и юго-западный
Слайд 12Флюгеры
Шаровой анемометр
Робинсона
Мультипликатор Бурдона
Анемометр -
прибор для измерений скорости ветра
и газовых потоков.
Слайд 14Виды ветра
Местные –бриз, меняющий направление два раза в сутки (дневной и
ночной)
Сезонные – муссоны, меняющие своё направление два раза в год (летний и зимний)
Постоянные – пассаты, западные ветра, направление постоянно в течение года
Слайд 22V. Закрепление знаний
Задание. Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е.
порядком выполнения действий, лист бумаги на котором вы отразите сведения, добытые самостоятельно по алгоритму – это ваш будущий ЛОС – лист опорных сигналов. Вы должны будете:
Рассказать о своих ощущениях.
Определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года. Как этот ветер будет называться?
Слайд 23I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на
берегу моря.
Алгоритм для I группы.
Познакомиться с текстом §29, на стр. 92 и рассмотреть рис.67. Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
Слайд 24Алгоритм для II группы.
Познакомиться с текстом §29 на стр. 92
и рассмотреть рис.68. Представьте, что вы ночью находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования:
а) Какое давление над сушей и над морем ночью? Почему?
б) В каком направлении перемещается ветер и почему?
в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
Слайд 25III группа. А у вас задание посложнее! Вы должны представить себя
на берегу Тихого океана летом и зимой.
Алгоритм для III группы.
Познакомиться с текстом §29, на стр.92.Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом?
На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?
Слайд 26Закрепление
Что такое ветер?
Какова причина образования ветра?
От чего зависит сила ветра?
Почему, когда
знойным летним днем вы приближаетесь к лесу, из него веет прохладой?
Какие ветры вы знаете? Как они дуют?
Определите, в каком направлении будет дуть ветер и в каком случае он будет сильнее:741 мм - 750 мм; 763 мм - 758 мм;
754 мм - 752 мм;755 мм - 762 мм
Слайд 27Способ построения розы ветров.
Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.
Принять условно, что
одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.
Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.
На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.
С
З
В
СЗ
СВ
ЮЗ
ЮВ
Слайд 28VI. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(вращение руками),
Закачалось деревцо
(наклоны в
разные стороны),
Ветерок все тише, тише (приседания),
Деревцо все выше, выше (потягивание вверх).
Слайд 29VIII. Итог урока
оцените свои знания
Я всё понял(а), смогу объяснить другим.
Я всё понял(а), смогу объяснить другим, но при помощи учителя.
Я понял материал частично
Я ничего не понял
Слайд 30Домашнее задание
§29, сделать сообщения о положительном и отрицательном значении ветра, или
придумать сказку про ветер