Слайд 1Работа с текстом на уроках географии
Слайд 2Системно-деятельностный подход означаетт, что знания не должны усваиваться учениками в готовом
виде в ходе рассказа учителя, но должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной учителем.
В федеральных государственных образовательных стандартах для всех ступеней общего образования выделены три группы результатов: предметные, метапредметные (общеучебные) и личностные.
Слайд 3Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое
предметное содержание. По ходу этого освоенияу ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения: регулятивные, информационно-логические (выделять главную мысль текста, классифицировать и систематизировать содержание текста, выявлять в тексте причинно-следственные связи, обобщать содержание текста и др.), коммуникативные (переводить информацию из текстовой формы в другую форму и наоборот, формулировать по тексту высказывание на заданную тему, высказывать суждения, подтверждая их фактами из текста и др.) и рефлексивные (оценивать содержание текста)
Слайд 4Виды работы с текстом можно объединить в три группы в зависимости
от степени самостоятельности, творческой активности ученика.
Слайд 5Все выпускники основной школы, обучавшиеся в образовательных организациях общего образования, должны
овладеть аналитическим уровнем работы с текстом.
Следует отметить, что степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу: если в 5 и 6 классах доля заданий на воспроизведение информации, содержащейся в тексте, может быть еще достаточно значительной, то к 9 классу она должна стать минимальной (по мере необходимости для отдельных учащихся).
Слайд 6Учитель географии формирует новые метапредметные умения: переводить содержание текста в
график, диаграмму, схему, таблицу, карту.
Слайд 7Примеры преобразования текстовой информации в другие формы
«Свернуть» информацию, данную в виде
текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы и др. Проанализировать и сделать вывод.
Памятка для учащихся по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.
Прочитать текст.
Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – объект (объекты), или процесс ( процессы).
Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов –граф- могут быть:название объекта;
состав объекта;
структура объекта;
особенности объекта.
Слайд 8Если в тексте идёт речь о процессе, то столбцы могут содержать
информацию о:
название процесса;
условие процесса;
механизмах процесса;
результатах процесса;
значение процесса в природе (или для человека).
Слайд 9Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то
достаточно трёх столбцов:
название объекта (процесса);
сходство;
различие.
Слайд 10Примеры работы с текстом учебника
-найди место в учебнике, где описывается объект,
представленный на рисунке …;
-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа…;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; - по опорным словам (разверни информацию);
- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы
- создай таблицу (сверни информацию) по…;
-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);
- составь набор понятий темы…;
-составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»;
-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;
- составь разные предложения с одним и тем же понятием ….
Слайд 11Преобразование текста в схему
1. Прочитайте текст, выделите в его содержании главные
и соподчиненные понятия.
2. Определите, каким образом эти понятия между собой связаны.
3.Заполните схему соответственно выделенной зависимости.
Слайд 12Формы работы со статистическими материалами:
- сбор необходимых статистических показателей;
-
сравнение статистических характеристик; - определение обобщающих статистических показателей; - анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах;
- построение графиков, диаграмм, составление таблиц.
Задание прочитайте текст учебника стр. 130-131 (10 класс Максаковский В.П.) и представьте информацию об основных типах электростанций в форме таблицы.
«Структура выработки электроэнергии в мире сейчас такова: на ТЭС вырабатывается 63% электроэнергии, на ГЭС — 20%, на АЭС — 17%. Такое соотношение, в целом, характерно также и для отдельных регионов, но наблюдаются и некоторые отклонения. Так, например, в Латинской Америке 3/ 4 всей электроэнергии вырабатывается на ГЭС. Доля АЭС выше среднемировой только в зарубежной Европе и Северной Америке.
По размерам выработки электроэнергии на ТЭС лидируют США, Китай, Россия, Япония, ФРГ. Но по абсолютным показателям производства энергии на ГЭС в мире лидируют Канада, США, Россия, Бразилия. Гидроэнергетика быстро развивается в развивающихся странах.
Четвертую группу составляют страны с высокой долей атомной энергии. Это Франция, Бельгия и Литва. На нетрадиционные источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки электроэнергии. Она производится в США, Франции, Великобритании, России, Исландии, Дании»
Слайд 14Работа с графиками
1.Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких
единицах.
2.Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом
3.Объяснить причины изменения процесса.
Задание: определите показатели рождаемости и смертности в 1985 и 2000 году. Объясните причины различий.
Слайд 15Работа с диаграммами
Какое из утверждений верно
1.Январь самый холодный месяц года
2.Максимальное количество
осадков выпадает в августе
3.Годовая сумма осадков менее 500 миллиметров
1.Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.
2.Знакомимся с условными обозначениями.
Выполняем различные задания.
Слайд 16Анализ графиков и диаграмм.
Это могут ответы на вопросы учителя, задания
на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д.
Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.
Слайд 17Построение диаграмм
Используя текст учебника стр. 160 (География 9 класс В.П. Дронов)
постройте диаграмму «Роль Европейского Юга в производстве сельскохозяйственной продукции»
«Сельское хозяйство – ведущая отрасль района. По уровню его развития Европейский Юг занимает четвертое место в стране. Здесь производится 1\5 российского зерна, 1\4 сахарной свеклы, 1\2 подсолнечника. В районе сконцентрировано 1\6 российского поголовья крупного рогатого скота и свиней, 1\3 овец и коз»
Слайд 18Таким образом, общие методические требования к работе с учебником сводятся к
следующему:
1. Систематическое использование учебника на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний.
2. Целенаправленное обучение школьников умениям работать со всеми элементами учебника.
3. Поэтапное усложнение видов работы с учебником.
4. Применение учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.
Слайд 19СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение,
1990. С. 119..
2. Бибик А. Е. Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 . -437с.
3. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. - М.: Просвещение,2004. - 64 с.
4. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира: Кн. для учителя. - М., 2004.-463с.
5. Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. и др. Методика обучения географии в школе: Учеб.пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение; Учебная литература, 2007. -325с.
6. Карплюк Л.В., к.пед.н., доцент ГАГУ,Екеева Э.В., к.пед.н., доцент ГАГУ
Методика преподавания географии: учебно-методический комплекс
(для студентов, обучающихся по специальности 020401 «География»). – Горно-
Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 110 с.
7.О.А. Панасенкова, Ким Э.ВРабота с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования