Слайд 1Синквейн как форма свободного творчества на уроках
Мещерякова Е.А.
2018
Садко.
Храбрый, находчивый.
Играет на гуслях,
торгует, в плен попадает.
Перехитрив морского царя, Русь прославляет…
Герой. (хитрость)
Слайд 2В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти
строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Слайд 3
Как правильно составить синквейн
Синквейн помогает мыслить очень емко, учит кратко и
понятно выражать свои мысли.
Два главных правила:
1. Составление классических синквейнов, когда строго подсчитываются слоги в каждой из пяти строк.
2. Более современное и распространенное дидактическое , которое и применяют в учебных заведениях в образовательных целях.
Слайд 4
Классический синквейн
Классический (традиционный) синквейн составляется из 22 слогов и пяти строк.
При этом количество слогов строго определено, и считается в каждой строчке отдельно.
В первой строке классического синквейна должно быть 2 слога,
во второй 4,
в третьей 6,
в четвертой 8,
в пятой снова 2 (резюме).
Графически расположение слогов в 5 строках традиционного синквейна можно изобразить так (2—4—6—8—2).
Слайд 5
Пример составления традиционного синквейна:
Солнце
Искриться, светит
Теплое, ласковое, доброе
На Земле все цветет
Звезда
Слайд 6Формы синквейна с подсчетом слогов
Обратный синквейн (Reverse cinquain), который пишется с
обратной последовательностью слогов (2—8—6—4—2).
Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) – это когда пишется обычный синквейн, а за ним сразу же пишется еще один, но уже обратный синквейн.
Синквейн бабочка (Butterfly cinquain) — такой синквейн составляется в 9 строк, и 5 строка первого синквейна служит 1 строкой для второго обратного синквейна, таким образом написанный на бумаге такой синквейн похож на бабочку.
Корона синквейнов (Crown cinquain) – это пять обыкновенных классических синквейнов, которые пишутся на одну тему, и образуют собой небольшой рассказ.
Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) – это когда из короны сенквейнов делают еще шестой синквейн, просто взяв первую строчку из первого синквейна, вторую из второго и т.д.
Слайд 7
Дидактическая форма синквейна
Дидактическое правило составления синквейна разработали в Американском образовании.
Новая
дидактическая форма составления синквейнов больше способствует развитию способностей к анализу, образного мышления и речи у людей, а также отлично подходит и для сложения красивых, содержательных и мудрых стихотворений.
При составлении дидактического синквейна количество слогов уже не имеет значения. Здесь самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Слайд 8
Правила составления дидактического синквейна:
В первой строке – тема синквейна, это явление
или предмет, о котором идет речь. В первой строке пишется всего одно слово, или небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – 2 слова, или словосочетания, описывающие свойства и признаки этого предмета или явления. Это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. Это глаголы и деепричастия отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке —мнение автора о затронутой теме, или известный афоризм, фраза, иногда небольшой стих. Фраза состоит из 4 слов, но 3-5 слов приемлимы, возможны и более длинные варианты для объяснения своей позиции по теме.
Пятая строка – опять одно слово или словосочетание. Это резюме всего стихотворения о сути предмета или явления, о котором говориться в синквейне, и мнение автора об этом. Обычно это существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?
Слайд 9Название, тема
2 прилагательных, раскрывающих тему
3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме
синквейна
На 4 строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из 3-5 слов, с помощью которого высказывается отношение к теме (может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте темы)
Слово-резюме (существительное)
ОПОРА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
Слайд 10
Пример составления дидактического синквейна
Почва
Плодородная, кормящая
Выращивает, отдыхает, дышит
Почва дороже золота.
Кормилица
Слайд 11Обучающие синквейны - загадки:
В них отсутствует самая главная первая строка,
и читателю приходится определять тему написания стиха, анализируя смысл всего синквейна.
?????????
Единый, безбрежный
Бушует, устрашает, поражает
Загадочный и глубинный мир
Будущее
Слайд 12Синквейн - загадка
????????????????
Высокие, низкие
Подниматься, карабкаться, обходить
Умный точно не пойдет
Вулканы
Слайд 13Источник
https://samosoverhenstvovanie.ru/preparation-cinquain/