Презентация, доклад по географии на тему : Разнообразные формы работы с картой

Содержание

«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда можно создать ситуацию поиска…» Г.А.Цукерман Сколько учителей

Слайд 1 Муниципальный этап конкурса «Учитель года России — 2018»
«ПРИВИТИЕ ИНТЕРЕСА К

ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С КАРТОЙ»
Пятницкая Валентина Федоровна
МКОУ «Солонецкая СОШ»

 Муниципальный этап  конкурса  «Учитель года России — 2018»

Слайд 2 «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности

повести детей к открытию нового, всегда можно создать ситуацию поиска…» Г.А.Цукерман

Сколько учителей столько и путей к детским сердцам, а поэтому нелегко определить, чей путь вернее, чей метод эффективнее. Главное, чтобы все эти пути вели к решению главной проблемы- научить ребенка мыслить, подготовить человека способного в будущем применять полученные знания в повседневной жизни, быть конкурентоспособным.

«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой

Слайд 3География в школе - самый интересный предмет, самый нужный и важный.

Ещё Н.В. Гоголь в 1831 году сказал о географии: «Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению? Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию души их!».

География в школе - самый интересный предмет, самый нужный и важный. Ещё Н.В. Гоголь в 1831 году

Слайд 4 «Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай

Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы.

Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию.
Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Однако до сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии.
В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие.

«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные

Слайд 5В географии карта – это объект первостепенной значимости. За каждым географическим

знаком стоит живая действительность, сложная и интересная.
В школьные годы человек должен основательно изучить географическую карту. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике области, республики, государства предполагает глубокие знания географии и, конечно же, карты.
Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта – это язык географии.

В географии карта – это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная и

Слайд 7Он на листок бумаги похож, Нашей Земли очень умный чертеж. Горы,

равнины, моря, океаны, И города есть на карте, и страны...

Географическая карта – это:
чертеж поверхности Земли;
на плоскости:
в системе географических координат;
в масштабе;
с помощью условных знаков.

Он на листок бумаги похож,  Нашей Земли очень умный чертеж.  Горы, равнины, моря, океаны,

Слайд 8«Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях

работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг. Как же используется в школе эта основная функция карты?
«Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть

Слайд 9 Актуальность Карта – основной источник знаний, который позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность

с окружающим миром. Современный человек должен уметь пользоваться картами столь же привычно и свободно, как книгой или компьютером


ПЕРВЫЙ ЭТАП
5-6 класс
-Научить отличать общегеографические карты от тематических
- Научить использовать математический аппарат карты (масштаб, координаты)
- Научить пользоваться легендой карты
- Закрепить знания географической номенклатуры

Третий этап (9-11 кл.)
Углублять умения и навыки анализа и сопоставления карт
Формировать умения составлять экономико-географические характеристики объектов, стран
Знать и находить на карте все географические объекты

Актуальность Карта – основной источник знаний, который позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим

Слайд 101
2
3
4
Принципы организации работы с картой «Главная особенность процесса усвоения состоит в его

активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний - это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий» Н.Ф.Талызин

постоянно совершенствовать технологию, беря на заметку все нюансы в непонимании детей.

стараться ничего не давать в готовом виде;

чётко представлять конечный результат пути и способы его прохождения;

планировать путь к знаниям и идти по нему, опираясь на личностный опыт учащихся;

1234Принципы организации  работы с картой «Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать

Слайд 11 .

Методы и приемы работы с картой
Основные приемы: сравнение, описание, наложение


Цель


научить учащихся читать карту, уметь распознавать географические объекты, анализировать явления природы.

Приемы работы с географической картой
Узнай объект по описанию
Путешествие по географической карте
Морской бой (игровые ситуации)
Географический диктант с ошибками
Четвертый лишний
Гонка за лидером
Подбери пару
Собери карту

1.Ассоциативные загадки.
3.Работа с матрицами
4. Работа с интерактивными картами.
5. Метод картосхем.


.Методы и приемы работы с картой Основные приемы: сравнение, описание, наложениеЦель – научить учащихся

Слайд 12Виды работ с картами:
Творческие задания:
рисунки, макеты,
коллажи,
сочинения-путешествия

Работа с контурными

картами

Работа
с географической номенклатурой


Составление по картам географической характеристики

Проектная деятельность учащихся

Заполнение таблиц
на основе
сопоставления карт

Практические работы
с использованием
карт атласа

Виды работ с картами:Творческие задания: рисунки, макеты, коллажи, сочинения-путешествияРабота с контурными картамиРабота с географической номенклатуройСоставление по картам

Слайд 13Ассоциативные загадки
«Акула»
О. Сахалин

Ассоциативные загадки«Акула»О. Сахалин

Слайд 14А
«Итальянский
сапог»
Аппенинский полуостров

А«Итальянский сапог»Аппенинский полуостров

Слайд 15«Рог носорога»
Полуостров Сомали

«Рог носорога»Полуостров Сомали

Слайд 16Скандинавский полуостров
«Тигр»

Скандинавский полуостров«Тигр»

Слайд 17Метод картосхем
Составление картосхемы экономического развития Воронежской области области
Ход работы:
На контурной карте

обозначьте:
1. Границу Воронежской области.
2. Подпишите названия соседних областей, государств.
3. Подпишите главную реку
4. Условными знаками обозначьте месторождения полезных ископаемых.
5. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (г. Россошь, г. Павловск, г.Борисоглебск).
6. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные районы области.
7. Стрелками укажите главные грузопотоки области.
8. Сделайте вывод о перспективах развития Воронежской области.




Метод картосхемСоставление картосхемы экономического развития Воронежской области областиХод работы:На контурной карте обозначьте:1.	 Границу Воронежской области. 2.	Подпишите названия

Слайд 18К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты…

По карте можно странствовать так же, как по земле».

Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса.
Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты

К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же,

Слайд 191
9
1
3
2
8
6
4
5
7
10
Задание
Подписать названия морей

191328645710ЗаданиеПодписать названия морей

Слайд 20Так привлечение топонимического словаря, литературных описаний географических объектов, поможет лучшему запоминанию

изучаемого материала, оживит урок.
На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических знаний: картографические представления, картографические понятия, картографические умения и навыки; это группа компонентов первого порядка.
В подчинении к ней находится группа компонентов второго порядка. Например, в состав группы "картографические умения и навыки" входят три взаимосвязанных компонента: чтение карты, картографические умения и навыки, картосоставительские умения и навыки.
Так привлечение топонимического словаря, литературных описаний географических объектов, поможет лучшему запоминанию изучаемого материала, оживит урок. На основе

Слайд 21АЛГОРИТМ РАБОТЫ С КАРТОЙ
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с

ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний.
Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:
Прочитай название карты.
Ознакомься с легендой карты.
Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С КАРТОЙЛюбому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и

Слайд 23Как показывать на стенной карте
Стой у карты справа. Не закрывай собой

то, что показываешь на карте.
Показывай только указкой.
Показывай не надпись, а сам объект.
Показывай аккуратно и точно, названия произноси четко.
Как показывать на стенной картеСтой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.Показывай только

Слайд 24

Как читать карту?
Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её

читать.
Надо понимать особый язык карты- условные знаки.
Надо понимать различные цвета и другие обозначения.

Условные знаки на карте

Как читать карту?Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать.Надо понимать особый язык карты- условные

Слайд 25 Работа с географической номенклатурой В основу изучения географической номенклатуры положен один

из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели.
Работа с географической номенклатурой  В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно

Слайд 26Или, например, зачитываю детям отрывок книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его

друзей». Дети заинтересованы, почему Незнайка и его друзья замерзли, поднимаясь на воздушном шаре. Далее в течение урока предлагаю рассчитать, на какой высоте был воздушный шар, если у одного из героев на носу появились сосульки. Имея в условии, что температура у поверхности Земли была плюс 24 градуса, зная, что температура замерзания воды 0 градусов, а на каждый километр высоты температура понижается на 6 градусов, ребята решают простой математический пример: 24:6=4 км.

Или, например, зачитываю детям отрывок книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Дети заинтересованы, почему Незнайка и

Слайд 27Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов

и явлений.

Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.
При описании гор используется такой план:
В какой части материка расположены горы?
В каком направлении вытянуты горы?
Какова их протяженность?
Какова наибольшая высота?
Где расположены наивысшие точки гор?
В чем особенности горных хребтов?
К какому типу гор они относятся?
Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:
Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту.
По каким признакам на карте можно определить время их образования?

Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений. Этот прием способствует формированию

Слайд 28 Для того чтобы читать карту, необходимо знать ее азбуку – условные

знаки. Без знания, которых нельзя читать и понимать карту. Первоочередной задачей для ученика 6-го класса, является определить, какие же могут быть условные знаки, то есть знать классификацию условных знаков. Изучение условных знаков плана местности можно продолжить с помощью разнообразных тренировочных упражнений и заданий. Примеры таких заданий: 1. Ответить на вопросы 2. Прочитать рассказ. Работая с условными знаками, может быть задано домашнее задание на составления текста с использование условных знаков
Для того чтобы читать карту, необходимо

Слайд 29Задания 19–22 выполняются с использованием приведенной ниже карты

Задания 19–22 выполняются с использованием приведенной ниже карты

Слайд 30Задания более сложного варианта Определите страну по её краткому описанию.
Территория этой страны

имеет выход к одному из морей Атлантического океана. На её территории расположена крайняя северная точка материка, на котором находится эта страна. Природа страны разнообразна: здесь можно увидеть пустынные пейзажи, оливковые и апельсиновые рощи, вечнозелёные средиземноморские леса. Страна имеет сухопутную границу лишь с двумя государствами. Название столицы совпадает с названием страны.
Тунис
Задания более сложного варианта Определите страну по её краткому описанию. Территория этой страны имеет выход к одному

Слайд 31Различные цвета на карте


равнины

горы

Моря, озёра, океаны

Суша

Различные цвета на карте

Слайд 32Слагаемые успешности сдачи ОГЭ: -профессионализм учителя; -высокий уровень мотивации учащихся;

-психологическая установка на успех; - обобщение и систематизация знаний; -диагностика и мониторинг успешности обученности; -дифференцированный подход к коррекции знаний учащихся
Слагаемые успешности сдачи ОГЭ: -профессионализм учителя; -высокий уровень мотивации учащихся;

Слайд 33























Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены

на:
1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов;
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем
Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:1) установление местонахождения географических объектов, характеристики

Слайд 34Использование общегеографических карт:
«Стороны горизонта» 
 Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше

запомнить карту.
Пример 1. Укажите  материки  западного и восточного полушария.
Пример 2. Расположи горы мира  с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
Пример 3. Расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена.
Использование топографических карт:
«Найди меня» 
Один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.
Пример.  Я нахожусь на Ю-В от (условный знак сельский населенный пункт) Марфино. Вокруг моего местонахождения расположены (условный знак узкие полосы леса). С трёх сторон мое местоположение окружено (условный знак автодорога). Итак я нахожусь (условный знак клуб). Назовите населенный пункт в котором он расположен и его количество жителей. [10]
Использование общегеографических карт:«Стороны горизонта»  Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.Пример 1. Укажите  материки  западного и

Слайд 35Стороны горизонта на карте
восток
запад
юг
ЗАПОМНИ!
На карте всегда:
верхний край – это направление на

север,
нижний – на юг,
- справа – восток, а слева – запад.

север

Стороны горизонта на картевостокзападюгЗАПОМНИ!На карте всегда:верхний край – это направление на север, нижний – на юг,- справа

Слайд 36 Использование политических карт:
«Найди лишнее» 
Найти лишний географический объект и дать объяснение

выбору.
Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).
Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).
Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).
Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

Использование политических карт:«Найди лишнее» Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия,

Слайд 37Значение формирования картографической грамотности
Картографическая грамотность даёт возможность грамотно планировать свои путешествия;
Использовать

электронные карты для создания маршрутов;
Договариваться о совместных маршрутах с гражданами различных государств;
Участвовать в создании общей картины мира, размещая географическую информацию и фотографии в сети Интернет;
Использовать GPS навигацию при автомобильном путешествии по своей и чужой стране;
Знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка символов; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.

Значение формирования картографической грамотностиКартографическая грамотность даёт возможность грамотно планировать свои путешествия;Использовать электронные карты для создания маршрутов; Договариваться

Слайд 38Чтение карты – это один из элементов картографического метода
. Психологически чтение

карты – процесс очень сложный, его следует выполнять в два этапа: изучение объяснительного аппарата карты; изучение содержания карты. 
При работе с картой учитель может ориентироваться на три уровня чтения карты.
Первый уровень – это элементарное чтение плана и школьной общегеографической карты (точнее физической) в 3-4 классах, когда учащиеся работают с картой, опираясь на свой жизненный опыт. Он уясняет свойства объектов по их внешнему виду. Это река Волга, Кавказские горы, мост на реке, населенный пункт.
Второй уровень – к опыту подключаются географические знания. Школьник должен с помощью карты рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственное представление о размещение и взаимном расположении объектов. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.
Третий уровень – включает знание самой карты и ее возможностей как источника знаний, и на этом уровне широко привлекаются полученные географические знания. В совокупности появляется возможность составить комплексную характеристику территорий, выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека, особенности ПТК (ТПК) и др. 
Формирование умения читать карту требует сочетания различных приемов. Основные приемы: сравнение, описание, наложение.
Общий путь обучения чтению карты заключается в постепенном переходе от практических действий к умственным. Вначале преобладает прием, обеспечивающий действия с отдельными объектами (знаками, картинами), изображенными на карте, затем постепенно осуществляется переход к более сложному словесному географическому описанию (характеристике).

Чтение карты – это один из элементов картографического метода. Психологически чтение карты – процесс очень сложный, его

Слайд 391. Спишите предложения, вставляя потерявшиеся существительные Экватор — самая большая ...

, которая делит земной шар на Северное и Южное ... Началом отсчета долгот является Гринвичский ... . Он проходит через главный зал старой Гринвичской обсерватории вблизи Лондона. Этот меридиан разделяет Землю на Восточное и Западное ... . Запомните, как пишутся эти слова; обратите внимание на то, что названия полушарий пишут с большой буквы. Что такое Америка? Думаю, большинство читателей без труда ответят на этот незамысловатый вопрос: Америка — ... в ... полушарии, состоящая из ... материков: ... и ..., соединенных длинным и узким ... . 2.
Возьмите политическую карту мира и выпишите названия только тех стран, через которые проходит экватор. 3. Географические координаты а.) Определите по географическим координатам самые необычные объекты на Земле: а.) Определите по географическим координатам самые необычные объекты на Земле .

1. Спишите предложения, вставляя потерявшиеся существительные Экватор — самая большая ... , которая делит земной шар на

Слайд 40Методы работы

Методы работы

Слайд 41«Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию…”
Этапы урока
Операционно-познавательный
Рефлексивно-оценочный


Вводно-мотивационный

Осознают и самостоятельно ставят цель урока или цель самостоятельной, творческой, практической, исследовательской работы.

Осваивают и усваивают знания

Подведение итогов и оценивание работы

Монтень

«Нет стремления более естественного,  чем стремление к знанию…” Этапы урокаОперационно-познавательный Рефлексивно-оценочный  Вводно-мотивационный  Осознают и

Слайд 42Сколько учителей столько и путей к детским сердцам, а поэтому нелегко

определить, чей путь вернее, чей метод эффективнее. Главное, чтобы все эти пути вели к решению главной проблемы- научить ребенка мыслить, подготовить человека способного в будущем применять полученные знания в повседневной жизни, быть конкурентоспособным.

Сколько учителей столько и путей к детским сердцам, а поэтому нелегко определить, чей путь вернее, чей метод

Слайд 43
«Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно

зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит» Плутарх
«Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, а

Слайд 44Список использованных источников
Душина И.В. «Методика и технология обучения географии»: Пособие для

учителей и студентов.- М.: ООО Издательство «Астрель,2004, 218 с.          
"Методика обучения географии в средней школе"  (Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1998 г.
Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М. Дрофа.2006.
Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии. М.. 2007.
География. №14/2007. Трифонов А.Ю. Картографический метод обучения.
География для школьников. №2/2008.43стр.
География для школьников. №1/2009.55стр.
Пакшина Оксана Викторовна, учитель географии. Дидактические материалы по географии  «Нестандартные задания по географии».
Ганжа В.П., учитель географии МБОУ «Лицей№174». «Приемы работы с географической картой, способствующие формированию логического мышления учащихся»
Авторские примеры заданий.

Список использованных источниковДушина И.В. «Методика и технология обучения географии»: Пособие для учителей и студентов.- М.: ООО Издательство

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть