Слайд 1Природные ресурсы мира
Учитель географии мбоу гимназии №4 г.владикавказ
чандишвили х.г.
Слайд 2Под природными (естественными) ресурсами понимают компоненты окружающей природной среды, используемые в
процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. В более узкой трактовке — это тела и силы природы, которые в процессе производства извлекают из нее (например, полезные ископаемые). Однако в последнее время все чаще используют расширенную трактовку этого понятия, означающую размывание граней между понятиями «природные ресурсы» и «природные условия» (так говорят о климатических ресурсах). Важно отметить и то, что, хотя природные ресурсы имеют естественное происхождение, их освоение и использование относятся уже к социально-экономической сфере. Подобная двуединость — важная отличительная черта природных ресурсов.
Слайд 3Классификаций природных ресурсов существует довольно много, но мы ограничимся тремя самыми
главными.
Во-первых, это классификация природных ресурсов по природному источнику их происхождения, или генезису. В соответствии с ней их подразделяют на ресурсы литосферы (минеральные, земельные, почвенные), гидросферы (воды суши и Мирового океана, энергия рек, приливов и отливов), атмосферы (климатические, ветровые), биосферы (растительного и животного мира). Ее разновидностью можно считать подразделение природных ресурсов на минеральные, водные, земельные, почвенные, растительного и животного мира, солнечной радиации, движущейся воды и т.д. Именно эту классификацию вы встретите в большинстве школьных и вузовских учебников.
Слайд 4Во-вторых, это классификация природных ресурсов по возможному использованию их в хозяйственной
деятельности человека. В этом случае речь идет о ресурсах для промышленного производства (минеральные, водные, лесные и др.), для сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельные, почвенные, водные и др.), для транспорта, для рекреации и туризма и т.д. Их можно рассматривать и более дробно, например, как ресурсы для топливно-энергетической промышленности, для металлургии, химической, лесной, текстильной промышленности, для строительства.
Слайд 5В-третьих, это классификация природных ресурсов по степени их исчерпаемости. Как видите,
их подразделяют на две большие группы — исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов. В группе исчерпаемых ресурсов в свою очередь выделяют невозобновляемые ресурсы, хозяйственная эксплуатация которых, в конечном счете, может привести к их истощению и даже исчерпанию, и возобновляемые ресурсы, находящиеся в пределах биосферного круговорота веществ и способные к самовосстановлению в сроки, соизмеримые с хозяйственной деятельностью человека. А к неисчерпаемым ресурсам относят такие их виды, недостаток которых не грозит ни нынешнему, ни грядущим поколениям людей. Например, ресурсы солнечной энергии, согласно подсчетам, превышают нынешние потребности человечества в 20 тыс. раз. Природные ресурсы принято классифицировать также по степени их разведанности, подразделять на традиционные и нетрадиционные. Необходимо сказать и о трех важнейших концепциях географического ресурсоведения, тем более что они упоминаются и в учебнике для X класса.
Слайд 6Водные ресурсы – водные запасы, используемые как источник водоснабжения для производственных
и бытовых нужд, гидроэнергии, а также как транспортные магистрали и т.д.
Слайд 7Земельные ресурсы – ресурсы, используемые или предназначенные к использованию в сельском
хозяйстве, под строения в населенных пунктах, под железные и шоссейные дороги, а также другие сооружения, под заповедники, парки, скверы и т.п., занятые полезными ископаемыми и др. земельные ресурсы, до последнего времени считавшиеся невоспроизводимым элементом природных ресурсов.
Слайд 8Лесные ресурсы – сырьевые (используемые для получения древесины), а также леса
различного назначения – оздоровительные (санитарно-курортные), поле - и лесозащитные, водоохранные и др.
Слайд 9Минеральные ресурсы – все естественные составляющие литосферы, используемые или предназначенные к
использованию в производстве продуктов и услуг как минеральное сырье в естественном виде или после подготовки, обогащения и переработки (железо, марганец, хром, свинец и др.) или источники энергии.
Слайд 10Энергетические ресурсы – совокупность всех видов энергии: солнца и космоса, атомно-энергетической,
топливно-энергетической (в форме запасов полезных ископаемых), термальной, гидроэнергии, ветроэнергии и т.д.
Слайд 11Биологические ресурсы – это все живые средообразующие компоненты биосферы с заключенным
в них генетическим материалом. Они являются источниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые объекты (запасы рыбы в природных и искусственных водоемах), культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, т.е. сюда относятся растительные ресурсы, ресурсы животного мира (запасы пушного зверя в естественных условиях; запасы, воспроизводимые в искусственных условиях) и др.
Слайд 12Природные ресурсы используются как средства труда (земля, водные пути, вода для
орошения); источники энергии (горючие ископаемые, гидро- и ветровая энергия, атомное топливо, биотопливо и т.д.); сырье и материалы (полезные ископаемые, древесина, биоресурсы, запасы технической воды); непосредственные предметы потребления (кислород воздуха, лекарственные растения, продукты питания - питьевая вода, дикорастущие растения, грибы, продукты охоты и рыболовства), объекты рекреации, средозащитные объекты. В связи с двойственным характером понятия "природные ресурсы", отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость – с другой, разработаны и широко применяются в специальной и географической литературе несколько классификаций.
Слайд 13Логика развития жизни на Земле определяет деятельность человека как главный фактор,
причем природа может существовать без человека, но человек не может существовать без природы. Сохранить гармонию человека и природы – основная задача, которая стоит перед настоящим поколением. Это требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностях. Необходимо развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять выбор вариантов технологий, строительства предприятий и использования природных ресурсов.