Презентация, доклад по географии на тему Приемы развития логического мышления

Содержание

Несколько слов о мышлении вообщеВ системе «мышление-внимание-память» именно мышление является ведущим звеном. Следует отметить, что человеческое мышление при всей своей сложности базируется на относительно ограниченном наборе мыслительных операций, так или иначе связанных с понятиями. Предположим, что

Слайд 1Использование упражнений по развитию логического мышления на уроках географии
Работу выполнила
учитель

географии
Панова Ирина Валентиновна,
МБОУ «СОШ № 16» г.Черногорск, РХ
Использование упражнений по развитию логического мышления  на уроках географии  Работу выполнилаучитель географии Панова Ирина Валентиновна,МБОУ

Слайд 2Несколько слов о мышлении вообще
В системе «мышление-внимание-память» именно мышление является ведущим

звеном. Следует отметить, что человеческое мышление при всей своей сложности базируется на относительно ограниченном наборе мыслительных операций, так или иначе связанных с понятиями. Предположим, что нам надо обдумать некий факт. После того как память предоставила нам его, произведя операцию узнавания (индентификацию), в дело вступает мышление. При всей своей сложности учебная деятельность базируется на еще более ограниченном количестве мыслительных операций. В учебной практике нужный нам факт сможет подвергаться всего шести мыслительным операциям: абстракции, обобщению, сравнению, аналогии, классификации и систематизации. Следовательно, учитель должен придумать такие приемы работы, которые научат ребенка абстрагироваться от второстепенных фактов и выделять главное, обобщать ряд фактов и делать общий вывод, сравнивать факты, находя в них черты сходства и различия, относить факт к той или иной группе предметов и явлений и т.д.
Несколько слов о мышлении вообщеВ системе «мышление-внимание-память» именно мышление является ведущим звеном. Следует отметить, что человеческое мышление

Слайд 3Приемы развития логического мышления
«Да - нет»
Учитель загадывает какого-либо путешественника или объект,

а ученики должны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, на которые учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача ученика состоит в том, чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов. Если использовать этот прием на уроке для проверки знаний, то необходимо ввести следующий принцип выставления оценок. Ученик, угадавший с помощью четырех вопросов, получает «5», пяти-шести вопросов – «4», десяти вопросов – «3».
«Лестница»
Прием лестница проверяет способность ученика ранжировать единичные или общие понятия. Задание: Выстройте данные понятия в соответствии с их иерархией от частного к общему: литосфера, горная страна, вершина, хребет, обрыв, рельеф.
Ответ: обрыв – вершина – хребет - горная страна – рельеф – литосфера.


Приемы развития логического мышления«Да - нет»Учитель загадывает какого-либо путешественника или объект, а ученики должны его отгадать. Они

Слайд 4«Географическая почта»
Этот прием можно применять в разных классах. Суть сводится к

следующему. Ученик получает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, который ему надо рассортировать по этим конвертам. Например, на обобщающем уроке географии в 6 классе по теме «Гидросфера» ученик получает три конверта. На одном из них написано «Море», на втором «Озеро», на третьем «Река». Рядом лежат 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. На 9 карточках написано: Амазонка, Каспийское, Средиземное, половодье, холодное течение, котловина, вода всегда соленая, вода всегда пресная, вода может быть соленой и пресной. Еще на трех карточках изображены животные: синий кит, байкальская нерпа и щука. Ученик должен разложить все 12 карточек по конвертам так, чтобы в каждом конверте оказались только те карточки, которые связаны с надписью на конверте. Этот прием развивает такую мыслительную операцию, как классификация.
«Географическая почта»Этот прием можно применять в разных классах. Суть сводится к следующему. Ученик получает несколько конвертов с

Слайд 5Перечень упражнений.
* Обобщите понятия.
* Соответствия.
* Определите расы.
*

Найдите общее между
иллюстрациями и сгруппируй.
* Найдите сходства и различия
между картинками.



Перечень упражнений. * Обобщите понятия. * Соответствия. * Определите расы. * Найдите общее между  иллюстрациями и

Слайд 6Обобщите понятия.
* Утконос, кенгуру,
коала.

* Мак

– Кинли,
Аконкагуа, Косцюшко.

* Пустыня, тундра,
саванна.

* Ниагарский, Анхель,
Виктория.
Обобщите понятия.* Утконос, кенгуру,     коала.* Мак – Кинли,  Аконкагуа, Косцюшко.* Пустыня, тундра,

Слайд 7Обобщите понятия.
* Утконос, кенгуру,
коала –

животные
Австралии.
* Мак – Кинли,
Аконкагуа, Косцюшко –
самые высокие вершины
материков.
* Пустыня, тундра,
саванна – природные
зоны.
* Ниагарский, Анхель,
Виктория – водопады.

Ответы

Обобщите понятия.* Утконос, кенгуру,     коала – животные  Австралии. * Мак – Кинли,

Слайд 8Установите соответствие и соедините линиями названия стран и материков, на которых

они находятся.

Африка

Евразия

Южная Америка

Северная Америка

Мексика

Египет

Бразилия

Китай

Марокко

Чили

Франция

Канада

Установите соответствие и соедините линиями названия стран и материков, на которых они находятся.АфрикаЕвразияЮжная АмерикаСеверная АмерикаМексикаЕгипетБразилияКитайМароккоЧилиФранцияКанада

Слайд 9Установите соответствие и соедините линиями названия стран и материков, на которых

они находятся. Ответы.

Африка

Евразия

Южная Америка

Северная Америка

Мексика

Египет

Бразилия

Китай

Марокко

Чили

Франция

Канада

Установите соответствие и соедините линиями названия стран и материков, на которых они находятся. Ответы.АфрикаЕвразияЮжная АмерикаСеверная АмерикаМексикаЕгипетБразилияКитайМароккоЧилиФранцияКанада

Слайд 10Определите расы и вставьте в
соответствующую колонку букву:
А – негроидная

Б – австралоидная
В – европеоидная
Г - монголоидная

буква - ?

буква - ?

буква - ?

буква - ?

Определите расы.

Определите расы и вставьте в соответствующую колонку букву: А – негроидная    Б – австралоидная

Слайд 11А – негроидная
Б – австралоидная
В

– европеоидная
Г - монголоидная

буква - Б

буква - Г

буква - А

буква - В

Расы. Ответы.

А – негроидная    Б – австралоидная  В – европеоидная  Г - монголоиднаябуква

Слайд 12Найдите общее между иллюстрациями и сгруппируйте три колонки.
А
Д
Б
В
Г
Е
М
Л
Ж
З
И
К

Найдите общее между иллюстрациями и сгруппируйте три колонки.АДБВГЕМЛЖЗИК

Слайд 13Ответ: А, В, Е, И – горы; Б, Д, З, Л

– водопады;
Г, Ж, К, М - горные озера.

А

Б

В

Е

И

Д

М

К

З

Л

Г

Ж

Ответ: А, В, Е, И – горы; Б, Д, З, Л – водопады;Г, Ж, К, М -

Слайд 14Найдите сходство и различие между картинками.

Найдите сходство и различие между картинками.

Слайд 15Найдите сходство и различие между картинками. Ответ.
Сходства
Полярные области (Арктика, Антарктика).
Ледяные

пустыни.
Жители холодных районов (белые медведи, пингвины).

Различия
Районы противоположных областей – Арктика (северный полюс), Антарктика (южный полюс).
Белые медведи живут только в северном полушарии, пингвины живут только в южном полушарии).

Найдите сходство и различие между картинками.  Ответ.СходстваПолярные области (Арктика, Антарктика).Ледяные пустыни.Жители холодных районов (белые медведи, пингвины).РазличияРайоны

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть