Слайд 1Урок по теме:
План местности
в 6 классе
Слайд 2Цели и задачи урока:
Сформировать понятие «плана местности»
Дать знания о способах изображения
земной поверхности;
Раскрыть роль условных знаков;
Уметь читать план местности;
Уметь составлять элементарный план местности.
Оборудование: учебник, атлас, тетрадь, проектор, экран, ноутбук.
Слайд 3Ход урока
1.Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала.
4. Подведение итогов
урока.
5. Домашнее задание.
Слайд 4А я живу недалеко отсюда. Приходите ко мне в гости.
Как
бы вам объяснить как дойти?!
А ты нарисуй!
Слайд 5Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при
помощи условных знаков
Слайд 6Отличительные особенности плана
План местности – это чертёж
Все крупные предметы изображены сверху
По
плану местности можно получить больше информации:
о названии сёл, улиц, рек и т.п.
о направлении на север, юг, запад, восток
о течении рек
о высоте земной поверхности
Слайд 7 Виды изображений местности
Рисунок
Аэро-
фотоснимок
Снимок из
космоса
План
местности
Слайд 12 Людям каких профессий нужен план
местности?
Строители
Геологи
Путешественники
Работники сельского хозяйства
Военные
Пожарные
Лесники
Слайд 13план
местности –
это чертеж небольшого участка
земной поверхности
в уменьшенном
виде, выполненный
при помощи условных знаков.
Слайд 14Более подробное изображение местности дается на – ПЛАНЕ. План местности позволяет
представить земную поверхность такой, какая она есть
дает представление о небольшом участке территории;
Помогает ориентироваться на местности;
По плану можно определить расположение объектов и их приблизительные размеры;
Слайд 17 На больших территориях используют
Топографические карты ( в переводе
с греческого – место)
Для проектирования и строительства домов, дорог, заводов и т.п.
Слайд 18 Аэрофотоснимок и план местности
Слайд 19 Чем же отличается топографическая карта от аэрофотоснимка ?
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ –
это азбука плана местности, по которой можно прочитать и узнать местность, изображенную на плане
(простота, непохожесть друг на друга, изображенные знаки напоминают сами предметы
начертить большой предмет
на листе бумаги, нужно уменьшить
его размеры в одинаковое количество
раз, то есть взять их в масштабе.
Слайд 39 МАСШТАБ-величина, показывающая, во
сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности
1 : 10
в 1 см 100 м
Слайд 40 Чем больше уменьшение, тем мельче масштаб
1:10
Говорят, что
масштаб чертежа
один к десяти.
Это значит, что размеры уменьшены в 10 раз.
Слайд 41В 1 см 100 м
Читается масштаб:
«В 1 сантиметре 100 метров».
Это
означает, что 100 метров в действительности
на плане равны 1 сантиметру.
Слайд 42 Виды масштаба
Численный 1:5 000
Именованный в
1см 50 м
Линейный
Задание:
1. Начертите план учительского стола в масштабе в 1 см 10 см
Измерьте стол линейкой и запишите в тетради длину и ширину стола.
Разделите полученные цифры на 10, запишите в тетради:
длина стола на плане _________
ширина стола на плане ________ .
Положите линейку горизонтально на лист тетради,
от 0 вправо отложите отрезок, равный длине стола на плане.
От начала первого отрезка вниз отложите второй отрезок, равный ширине стола на плане.
Достройте по линейке прямоугольник.
2. Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу в 1см – 5 м, затем по масштабу в 1 см – 10 м.
3.Один сантиметр на плане соответствует расстоянию 100 м. Начертите в тетради линейный масштаб и найдите соответствующий численный масштаб.
( 1:10 000)
Слайд 46 Задание 1. Перепишите текст. При этом замените условные знаки плана
местности
словами
Наш путь шел от
по до
мы вышли к ,
перейдя через
Слайд 48мы двигались по
где нам встретились
Затем вышли к
Слайд 49К вечеру мы вошли в
Прошли 2 км по
И у
сделали привал.
Слайд 50 ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Школа
Грунтовая дорога
Железнодорожный мост
Лесная дорога
Река, направление течения, мост деревянный
Деревянный
мост
Луг
Кустарник
Озеро, луг
Хвойный лес
Лесная дорога
Дом лесника
Слайд 51Задание 2. Назовите, какие объекты находятся на местности
Слайд 52
Домашнее задание:
§ 3.
Творческое задание.
Слайд 53Творческое задание
Вы все читали сказку «Гуси-лебеди»
Слайд 54Составьте план местности, на которой могло происходить действие сказки «Гуси-лебеди». Обозначьте
на плане маршрут движения девочки в поисках братца и обратно домой, а также маршрут движения гусей-лебедей. Для этого:
1) прочитайте сказку;
2) подчеркните в тексте, какие объекты необходимо изобразить на плане местности, и составьте перечень необходимых условных знаков;
3) подумайте, как расположить отобранные объекты относительно друг друга;
4) нарисуйте (сначала простым карандашом) план местности и маршруты движения детей и гусей-лебедей;
5) проверьте еще раз по тексту сказки, соответствует ли местность, изображенная на плане, описанию; попробуйте определить, насколько реальна изображенная вами местность;
6) окончательно оформите получившийся план цветными карандашами.