Слайд 2 Хиндустанцами называются народы Северной Индии, говорящие на
многочисленных диалектах хинди. Это этническая общность, основное население Хиндустана, состоящее из многих родственных по происхождению и близких по языку, культуре и быту локальных групп, границы между которыми весьма неопределенны, объединяет их всех единый литературный язык – хинди.
Происхождение названия и формирование народа
Слайд 3 Происхождение названия связано со словом «хинди» (hindi),
которое является относительным прилагательным от иранского названия Индии – «Хинд» (Hind) и этимологически восходит к санскритскому слову sindhu – «река». Так в древности называлась р. Инд, а позже – и прилегающая к ней область – Синд, или по-персидски Хинд. У персов же словом «Хинд» обозначалась не только долина Инда, но и обширные территории к востоку от нее, т.е., почти вся Северная Индия. Таким образом, слово «хинди» первоначально употреблялось в качестве имени прилагательного применительно к любому предмету, обозначая его принадлежность к Индии. Кроме того, оно могло употребляться и в значении имени существительного, причем, если оно было мужского рода, то обозначало человека, жителя Индии, а если женского – то язык.
Слайд 4Общая численность оценивается в 250 млн. человек и включает следующие народности:
кхари-боги
бундели
багхели
авадхи
чтаттисчархи
каначджи
харианы
брадж
Хиндустанцы
составляют большинство населения трех североиндийских штатов – Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Харьяна, также юго-восточные районы Панджаба и столицу Индии – Дели.
Численность, состав и особенности расселения
Слайд 5Традиционное занятие – земледелие. Важнейшими зерновыми культурами являются:
пшеница
бобовые и маслиничные
просяные
(джовар,
баджра)
рис
кукуруза
ячмень
хлопок
Традиционные занятия
Слайд 6Немалое значение имеет и скотоводство (причем на 70% это крупный рогатый
скот – овцы, козы, коровы), хотя специализированное животноводство почти отсутствует.
Слайд 7 Одежда населения необычайно разнообразна. Многие мужчины носят
традиционные индийские дхоти. Изредка можно встретить горожан, одетых в лунги – кусок ткани, обернутой вокруг бедер в виде юбки. Мужское население городов и некоторых сельских районов на севере области носят штаны различного покроя (патлун, пайджама), которые могут быть и широкими и узкими, плотно обтягивающими голени. Кроме того, мужчины носят разного рода рубашки, обычно навыпуск, без пояса, головные уборы в виде тюрбанов разной формы, круглых легких шапочек из белой ткани.
Мужская национальная одежда
Слайд 8 Подавляющее большинство женщин носит традиционные сари, просто
белые или цветные, преимущественно светлых тонов. Только немногие женщины, преимущественно горожанки, носят обувь, чаще всего сандалии-босоножки.
Женская национальная одежда
Слайд 9
Пища рядовых индийцев проста и даже однообразна. Сельские жители питаются преимущественно
растительной пищей, в которой преобладают зерновые. Хлеб, каким его знают в Европе, индийцы не пекут. Некоторые жители городов едят роти – пресные или кислые хлебцы из пшеничной, кукурузной или просяной муки, выпекаемые на сковороде. Сельское же население употребляет чапати – небольшие пресные лепешки. Их пекут также на сковороде или противне, обычно прямо перед едой, и едят горячими. Большинство индийцев не едят мяса. Есть мясо коровы и вообще крупного рогатого скота строжайше запрещено религиозными законами и древними обычаями.
Питание
Слайд 10 Деревенское жилище хиндустанцев — глинобитная хижина, крытая соломой
или листьями, городские дома — из камня. Жилье представляет собой часто однокамерное, а иногда, в зависимости от имущественного положения и количества членов семьи, двухкамерное помещение. Внутренняя обстановка крестьянского жилища весьма проста. Мебель, как правило, отсутствует.
Жилище
Слайд 11Рождение детей в семьях хиндустанцев
Рождение дочери обычно не отмечается торжествами и
часто не только не вызывает радости, но во многих случаях рассматривается как бедствие. В семье ей уделяется значительно меньше внимания, чем сыну. Прежде всего она не помощница в хозяйстве и не наследница, так как, став женой, уходит из дома в семью мужа. В силу традиции дочь лишена права совершать погребальные обряды и поддерживать культ предков. Рождение дочери, кроме того, всегда сопряжено с крупными расходами в будущем, при выдаче ее замуж. Согласно обычаям дочь, не вышедшая замуж, становилась обузой в семье и причиной насмешек над родителями.
Слайд 12Свадебная церемония хиндустанцев
Свадебная церемония у индусов происходит перед жертвенником со священным
огнем или просто перед масляным светильником. Проводит церемонию домашний жрец – пурохит. Жених и невеста сидят рядом против жрецов. Лицо невесты обычно закрыто вуалью. Под чтение священных текстов жрецы связывают вместе полы одежды жениха и невесты, соединяют их руки, кропят святой водой. Жених и невеста повторяют за жрецом священные стихи и покорно исполняют требования обряда. Невеста при этом, как бы ни была счастлива, должна иметь скорбное выражение. Но самой главной церемонией, окончательно скрепляющей брак, считается саптапади – семь шагов, которые делают жених и невеста вокруг священного огня. Брак отныне считается совершенным, но свадебные торжества с обильными угощениями многочисленных гостей, с процессиями и музыкой продолжаются еще несколько дней.
Слайд 13Особенности духовной культуры
Религиозная принадлежность верующих – индуисты.
Древнейший из индийских городов, Варанаси, в течение многих веков был религиозным центром индуизма. В нем и теперь насчитывается около 1500 храмов. Ежедневно в священный город стекаются тысячи паломников, чтобы поклониться святым местам, помолиться в прославленных храмах, совершить омовение в священной реке и смыть грехи, исцелиться от болезней, предать Гангу останки умерших. С высокого берега к воде спускается множество широких каменных лестниц. Это гхаты – места на берегу, где совершают омовения и куда приносят на носилках и привозят на лодках тела умерших и где их сжигают на кострах, сооружаемых на специально отведенных для этого участках. Зола погребального костра и обуглившиеся останки трупа предаются Гангу. Верующие считают завидной долю того человека, останки которого приняла священная река.
Слайд 14Общественные праздники
Народный праздник – очень важный социальный
фактор в Индии. Он позволяет не только почувствовать себя в непринужденной, в отличие от будничных дней, атмосфере, когда человек может выплеснуть все накопившиеся эмоции, но и является мощным инструментом объединения каст, народов и верующих. Например, каждый год 26 января проходит традиционный грандиозный военный парад в честь Дня республики. Этот праздник отмечается в день принятия Индией собственной Конституции в 1950 году. В этот же день в 1930 году Индия получила независимость. Когда военные уходят, представители разных штатов устраивают для зрителей мини-представления: изображают при помощи пантомимы традиционные для этих штатов ремесла и религиозные обычаи. Представление сопровождается местной музыкой. Цель второй части мероприятия – показать культурное разнообразие Индии.
Слайд 15Народное творчество
Индийские благовония, косметика и парфюмерия привлекают
внимание многих любителей Востока, а искусство ювелиров многогранно и не ограничивается работой по металлу. Ожерелья, кольца, браслеты, серьги делаются из самых разнообразных материалов: дерева, слоновой кости, драгоценных камней, стекла и даже сушеных плодов.
Слайд 16В то же время в северной Индии, особенно в Хиндустане, сложилось
и процветало искусство живописной миниатюры. Почти одновременно возникли и развивались две школы этой живописи – раджпутская и могольская. Если в раджпутской живописи преобладали мифологические и религиозные сюжеты, то в могольской – бытовые.
Слайд 17 Широко распространено также гончарное производство – изготовление
бытовой керамики. В каждой деревне, как правило, имеется свой сельский гончар – кумхар. Для производства гончарных изделий употребляют два сорта глины: черную и желтую. Кроме простых повседневных глиняных сосудов, кувшинов для хранения воды и других изделий, местные мастера изготовляют расписную и глазурованную керамику.
Слайд 18 В некоторых мастерских изготавливается мебель из дерева
и ротанга. Искусство художественной резьбы по дереву сводится в основном к изготовлению мелких скульптурных и бытовых изделий. Для отделки изделий из дерева часто употребляют резную кость. Искусство резьбы по камню сводится к изготовлению мелких изделий – шкатулок, безделушек, декоративных предметов и т.п.
Слайд 19 В музыке хиндустани обычно выделяется ритмическая составляющая,
подчеркнутая двойным барабаном табла, одним из символов индийской музыки в целом. Другой характерный инструмент хиндустани, также, как и табла, характерный для исполнения за пределами традиции хиндустани – танпура. Традиционно на танпуре играет ученик мастера-солиста. Характерные темы музыки хиндустани – романтическая любовь, любование природой и религиозные распевы, посвященные Раме, Кришне, Аллаху.