Слайд 1Современная информационная экономика
Урок географии
10 класс
Слайд 2
В быстро меняющемся мире победа приходит к быстроногим и хорошо информированным,
ибо информации и чувство будущего — есть власть.
Ш. Тацуно
Слайд 3Информационная цивилизация
Мы живем в условиях новой цивилизации — информационной.
Информация представляет собой
знания, обладание которыми обогащает представление об окружающем мире.
Слайд 4Информация
Информация — это новый вид ресурсов современной эпохи. Достоверная и полная
информация вместе с быстрой реакцией на меняющуюся ситуацию является непременным условием успеха в современной экономической деятельности.
Слайд 5Информационная экономика
Информационная экономика — экономика, в которой большая часть валового внутреннего
продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации, причем в этой деятельности участвует более половины экономически активного населения.
Информационная экономика — это сфера хозяйства, которая возникла и развивается в связи с бурным развитием НТР.
Слайд 6Информационная индустрия
Информационная индустрия — часть информационной экономики, включающая производство информационных товаров
и услуг на базе информационных технологий.
Информационная индустрия состоит из производства вычислительной техники и производства информации.
Слайд 7Информационная экономика
Информационная экономика сформировалась только в самых экономически развитых странах.
Ее
основой стали компьютеры, подключенные к Интернет, роль которого постоянно возрастает и он уже стал самым мобильным средством передачи различной информации.
Слайд 8Условия формирования ИЭ
Формирование информационной экономики возможно при наличии трех основных условий:
1)
широкое распространение информационных технологий во всех сферах общественной жизни;
2) образование сети банков данных, превращающих информацию в один из главных факторов социально-экономического развития и основной рыночный товар;
3) свободный обмен информацией в масштабах всего земного шара.
Слайд 9Структура ИЭ
Структура современной информационной экономики очень сложна. В нее входят:
производство
и обслуживание электронной информационной техники;
различные виды работ с информацией.
Слайд 10Техническое обеспечение ИЭ
Особое место среди средств технического обеспечения занимают компьютеры. Выпуск
компьютеров растет очень быстро, но еще быстрее происходит их качественное совершенствование. Компьютеры морально устаревают буквально через несколько лет.
В мировой географии производства компьютеров выделяются четыре региона, каждый со своей специализацией. Американская индустрия выпускает самые совершенные компьютеры, в странах Юго-Восточной и Восточной Азии осуществляется в основном сборка массовой продукции, а страны Западной Европы и Япония занимают промежуточное положение между этими полюсами.
Слайд 11Программное обеспечение
Очень высокими темпами растет выпуск средств программного обеспечения.
На мировом
рынке этих средств серьезную конкуренцию американским компаниям составляют европейские и азиатские производители.
Главные направления мировой торговли
оргтехникой и телекоммуникационным
оборудованием в 2001 г.
(цифрами указан объем
торговли, млрд долл. США)
Слайд 12Информационные продукты
Основную часть продукции производят в США (от 50 до 70%),
странах Западной Европы (в среднем около 1\3) и Японии (примерно 1\10). Постоянно возрастает доля новых центров: Индии, России, Израиля и др.
Созданный информационный продукт поступает на рынок в виде различных информационных услуг.
Слайд 13Значительная часть современной информационной экономики сосредоточена в пределах научно-производственных центров.
Их
классификация в разных странах отличается, однако в общем виде можно выделить три основных вида научно-производственных центров — технопарки, технополисы и города науки.
Слайд 14Технопарки
Технопарки в основном имеют опытно-производственную направленность, т. е. их «изюминка» —
экспериментальное, мелкосерийное производство. Технопарки наиболее распространены е Западной Европе, где они играют важную роль в модернизации промышленности.
Слайд 15Технополисы — японское изобретение. В стране разработана концепция их создания и
механизм функционирования, создаются два десятка технополисов, причем стоимость каждого из них — от 1 до 3 млрд долл. США.
Японская концепция технополисов базируется на «трех китах»:
1) технополис должен представлять собой «город-сад», т. е. город с экологически благоприятной обстановкой;
2] технополис должен стать «царством новых технологий»;
3) наличие готового к риску капитала.
Слайд 16Города науки
Городами науки называют специально построенные центры для важнейших научно-производственных исследований.
Городов науки в мире довольно много.
Наиболее известные из них — Рейли в США, Цукуба в Японии, Южный Иль-де-Франс во Франции, Новосибирский Академгородок в России и др.
Слайд 17. В России около 70 наукоградов, многие из них являются довольно
крупными городами (Зеленоград — 200 тыс. жителей, Королев, Северск — около 100 тыс.).
Слайд 18Территориальная организация информационной экономики
Территориальная организация информационной экономики представляет собой естественный симбиоз
науки и современного производства. Большинство наиболее известных ее центров создается вне традиционных промышленных ареалов и крупных городских агломераций.
Причины подобного размещения кроются в повышенных требованиях к состоянию окружающей среды.
Слайд 19Выводы
В современном мировом хозяйстве сложилась особая сфера — информационная экономика, занимающая
все большее место в его структуре.
Развитие информационной экономики стало возможным благодаря широкому распространению Интернета.
Для информационной экономики характерна высокая степень территориальной концентрации — ее центры находятся в основном в пределах развитых стран и только в некоторых развивающихся (Сингапур, Республика Корея).