Слайд 1государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Энгельсский промышленно-экономический техникум»
Открытое учебное
занятие по
дисциплине «География»
Преподаватель: Лаврентьева Юлия Юрьевна
Слайд 2Тема занятия:
Глобальные проблемы человечества
Цели учебного занятия:
1. Рассмотреть понятие «Глобальные проблемы
человечества»
2. Выявить причины их возникновения
3. Классифицировать проблемы человечества
4. Определить пути решения глобальных проблем
Слайд 3Давайте вспомним!
Что такое «Окружающая среда» и «Географическая среда»?
Окружающая среда – это
вся среда обитания и производственной деятельности людей. Это весь материальный мир, окружающий человека, включая и природную, и техногенную среду.
Географическая среда – это та часть земной природы, с которой взаимодействует человеческое общество.
Слайд 4Давайте вспомним!
Какие географические оболочки вы знаете?
Слайд 5Давайте вспомним!
Какие науки изучают атмосферу?
Климатология, Метеорология
Какие науки изучают гидросферу?
Гидрология, Океанология
Какие науки
изучают литосферу?
Почвоведение, Геология
Какие науки изучают биосферу?
Биология, Ботаника, Зоология
Какие науки изучают все географические оболочки одновременно?
География, Экология
Слайд 6Глобальные проблемы человечества -
это проблемы, которые охватывают весь мир,
все
человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий
всех государств и народов.
Слайд 7Причины возникновения глобальных проблем человечества
Антропогенная деятельность
[от греч. «anthrōpos» - человек и
«genēs» - рождающий] рождённый]
Слайд 8Классификация
Глобальных проблем человечества
Слайд 9Озоновые дыры
Озон – газ, который вырабатывается из кислорода под действием ультрафиолетовых
лучей. Атмосфера Земли имеет озоновый слой на высоте около 25 километров: слой этого газа плотно окружает нашу планету, защищая ее от высокой концентрации ультрафиолета. Если бы не этот газ, интенсивное излучение могло бы убить все живое на Земле.
В результате человеческой деятельности происходит локальное падение концентрации озона.
Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на Землю, что может являться причиной роста числа раковых образований кожи у людей. Также повышенный уровень излучения ведет к резкому увеличению смертности среди морских животных и растений
Слайд 10Истощение природных ресурсов
Природные ресурсы – объекты и явления природы, которые используются
(или могут быть использованы) для удовлетворения материальных, научных или культурных потребностей общества.
Расходование ресурсов приводит к существенным изменениям биосферы. Преждевременное изъятие погребенных в литосфере веществ и ввод их в оборот нарушает оптимальный баланс круговорота веществ в природе. Кроме того, использование невозобновимых ресурсов влечет за собой цепь частных последствий, важных для биосферы: преобразование ландшафтов, изъятие площадей природных экосистем, деградация почв, изменение распределения грунтовых вод и др.
Слайд 11Проблема войны и мира
Ученные подсчитали, что люди пережили более 14,5 тыс.
воин за последние 6 тыс. лет, в которых погибло более 3 млрд. 640 млн. людей.
Только лишь в период Второй мировой войны, военными действиями была охвачена площадь около 3,3 млн. км2, в ходе этой войны погибло 55 млн. человек.
Вред окружающей среде приносят любые военные действия, а особенно,
если эти действия проходят на большой территории
и на протяжении длительного времени.
Слайд 12Парниковый эффект
Парниковый эффект — повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с
эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.
Последствия парникового эффекта:
Таяние ледников – индикатор потепления климата.
Глобальное потепление может привести к засухам, к затоплению островных государств, к вымиранию флоры и фауны
Слайд 13Продовольственная проблема
Продовольственная проблема – это неспособность человечества обеспечить себя жизненно важными продуктами питания в соответствии
с физиологическими нормами.
Хроническим недоеданием страдает 1,5 миллиарда человек.
Более 5 миллионов детей ежегодно умирает
от последствий голода. Голодает 40% населения
Африки; почти с только же в странах Азии,
11% - в Латинской Америке; 5% - на Ближнем
Востоке.
Слайд 14Алкоголизм, Наркомания
Алкоголизм, наркомания – это угроза обществу.
Злоупотребление и привыкание к наркотикам
является национальной проблемой любой страны, так как за это платит абсолютно все население.
Давно известна связь алкоголизма и наркомании
с преступностью: опьянение ослабляет, а часто и
снимает собственный контроль над поведением,
поэтому большинство насильственных преступлений
совершаются в состоянии опьянения;
алкоголизация и наркоманияприводит к деградации
личности, к проблемам здоровья.
Слайд 15Демографическая проблема
Это резкое увеличение численности человечества. «Демографический взрыв» и неравномерность прироста
населения приводит к обострению ряда других проблем:
увеличение нагрузки на окружающую среду (фактор «демографического давления»);
этнические проблемы;
проблема беженцев;
проблема урбанизации и др.
Слайд 16Стихийные бедствия
Деятельность человека стала причиной разрушения естественных экологических систем на огромной
территории планеты (около 70% суши).
Человеком созданы десятки тысяч искусственных веществ, большинство из которых не разлагается в природных условиях. Все это служит причиной возникновения стихийных бедствий
Слайд 17Отсталость стран
В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для
развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. В результате для таких стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 доллар в день. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна.
Слайд 18Вырубка леса
Лес является не просто скоплением деревьев, а сложной экосистемой, объединяющей
растения, животных, грибы, микроорганизмы и воздействующей на климат, состояние питьевой воды, чистоту воздуха. Тысячелетия назад огромная часть поверхности Земли была покрыта лесами. Но с ростом численности людей, их активным освоением земель под хозяйственные нужды начался процесс обезлесивания.
Тропические леса, в которых обитает более 50 % существующих на Земле видов, раньше покрывали 14 % планеты, а теперь только 6 %.
Слайд 19Терроризм
Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. Терроризм все больше угрожает
безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Это международная глобальная проблема. Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений
современности.
В течение двух суток, с 1 по 2 сентября 2004 г., в спортзале школы № 1 г. Беслана (Республика Северная Осетия – Алания) террористами удерживались учителя, ученики и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва, осуществленного террористами, произошло обрушение крыши спортзала. Погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка, 559 человек получили ранения.
Слайд 20Опустынивание
Опустынивание – деградация земель в засушливых областях земного шара.
Засушливые регионы занимают
41 процент земной суши. На этой территории проживает более 2 млрд. человек .
Сейчас пустынями антропогенного происхождения занято более 9 млн км", а из продуктивного использования земель ежегодно выбывает до 7 млн га.
Слайд 21Эрозия почв
Эрозия — враг плодородия. Подсчитано, что каждую минуту на земном
шаре выходит из сельскохозяйственного оборота 44 га земель.
От эрозии каждый день безвозвратно теряется более 3 тыс. га, а всего уже утрачено свыше 50 млн га плодородных земель. Хозяйственная деятельность человека остается одним из наиболее разрушительных факторов.
Бесконтрольный выпас скота на одних и тех же территориях, распашка земель с нарушением правил севооборота, разработка месторождений – все это приводит к повреждению почвенного слоя, и восстановить
его крайне трудно.
Слайд 22Классификация
Глобальных проблем человечества
Критерии оценивания работы:
Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки –
«4»
3-4 ошибки – «3»
Слайд 23Физкультурная пауза
«Как растет дерево»
Слайд 24Iтур
Задание: разгадать кроссворд и составить ключевое изречение, озвучив его смысл
Время выполнения
– 4 минуты.
Пример выполнения задания.
По вертикали:
2.Наблюдение, оценка и прогноз всех явлений
и изменений в окружающей среде
Слайд 25Iтур
правильное решение задания
«Мы не унаследовали Землю от наших предков.
Мы берем
ее взаймы
у наших потомков».
Слайд 27Природа перерабатывает:
Газета – 1 месяц. Но отмечались случаи, когда на свалках
под землей находили образцы газет 15-
летней давности.
Окурки сигарет - 5 лет. Не смотря на кажущуюся хрупкость» окурка в природной среде разрушается очень медленно. Виной всему оставшиеся после курения токсические вещества и целлюлоза, из которых состоит фильтр.
Слайд 28Природа перерабатывает:
Пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты –
от 500 до 1000
лет – это «несъедобный» продукт для микроорганизмов. К счастью многие страны отказываются их использовать, а, значит, у наших потомков есть шанс жить не на мусорной куче.
Слайд 29Природа перерабатывает:
Стеклянная бутылка может пролежать в земле до 1 миллиона лет.
Стекло производится из кварцевого песка и поэтому очень устойчиво к агрессивным средам.
Слайд 30На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем 1 тонна мусора
в год (это бытовые отходы, это вещи, это продукты жизнедеятельности)
Слайд 32
II Тур
Задание: разработать план мероприятий по решению проблемы.
1 группа –
тема работы «Экологические проблемы Гидросферы»
2 группа – тема работы «Экологические проблемы Атмосферы»
Время выполнения задания – 3 минуты
Слайд 33
Глобальные проблемы человечества касаются каждого из нас.
Их можно преодолеть
только совместными усилиями ради великой цели – сохранения возможности жить на Земле!
Слайд 34
Домашнее задание
Представьте, что Вы издаете книгу по теме «Глобальные проблемы
человечества». Какую эмблему Вы разместите на обложке Вашей книги? (можете нарисовать ее в тетради, на листе, можете сделать ее графической).
2. Написать мини-сочинение, эссе на тему «Каждый из нас в силах изменить…».
3. Подумать и ответить на вопросы:
«Какие глобальные проблемы наиболее характерны для Саратовской области»
- «Как можно их решить»?