Слайд 1Географическое наследие Африки
Урок географии 11 класс
Слайд 2Африка внесла заметный вклад в современную мировую цивилизацию.
В восточной части
континента были обнаружены останки древнейших предков людей и их каменные орудия. Ученые считают Африку родиной человека разумного.
Слайд 3Около 6 тыс. лет назад в Африке возникли древнейшие земледельческие цивилизации
Египта и Эфиопии.
В те дни, когда большая часть Европы была варварской, в Северной Африке существовало Карфагенское государство, соперничавшее с Древним Римом.
Слайд 4заселение материка
К I тыс. до н. э. большая часть материка была
заселена негроидными племенами, на крайнем севере жили европеоиды.
В середине III тыс. до н. э. произошел отток из Северной Африки значительной части населения, переместившегося в западный и центральный районы материка.
Слайд 5заселение материка
На рубеже нашей эры началось одно из самых мощных в
истории Африки миграционных движений. С территории, расположенной на границе современных государств Камерун и Нигерия и примыкающей к побережью Гвинейского залива, предки современных народов банту начали свое движение на восток и юг.
В центральной части Африки ими был основан своеобразный «этнический плацдарм», с которого позднее они начали совершать походы во всех направлениях.
Слайд 6заселение материка
В конце прошлой эры началось заселение острова Мадагаскар. Сюда пришли
монголоиды, выходцы из Юго-Восточной Азии и негроиды с материка. В результате их смешения сформировались современные жители Мадагаскара — малагасийцы.
Слайд 7заселение материка
В начале нашей эры Северную Африку завоевали арабы, завоевания сопровождались
переселением кочевых арабских племен и распространением ислама. На юге большой ареал расселения был характерен для бушменов и готтентотов. В ходе европейской колонизации они были или уничтожены, или вытеснены в пустыню Калахари.
Слайд 8Традиционные африканские виды хозяйства
Развитие производящего хозяйства в Африке началось гораздо позднее,
чем в Азии, но это говорит не об отсталости африканских народов, а о том, что объективной необходимости в этом не было. В местных условиях человек и так мог себя прокормить. Еще за 5 тыс. лет до н, э. в Африке не было крупных пустынь, люди жили на территории современной Сахары и Калахари, занимаясь охотой, рыболовством, собирательством. Это была благодатная, довольно хорошо увлажненная лесостепь.
Слайд 9Опустынивание территории, вызванное колебаниями климата и выжиганием лесов, привело к гибели
культурного очага в Сахаре.
В этот же период установились современные границы этой пустыни.
Слайд 10На крайнем северо-востоке Африки с IV—III тыс. до н. э. существовала
древнеегипетская (нильская) цивилизация.
Слайд 11Ирригация в Древнем Египте
В Древнем Египте высокого уровня достигла ирригация, система
которой в значительной степени сохранилась до сих пор. Например, в III тыс. до н. э. на Ниле была возведена плотина высотой около 15 м для снабжения города Мемфиса водой.
Два тысячелетия спустя был построен так называемый Канал Фараонов, который связал дельту Нила с Красным морем.
Усиление засушливости климата привело к неустойчивости ирригационного хозяйства и возникновению совершенно новых форм поселений — городов.
В V—III тыс. до н. э. в Египте было уже множество городов.
Слайд 12Основу африканской цивилизации составляет гармоничное сосуществование человека и природы.
Подобное сосуществование
географы называют «естественным встраиванием в природу».
Полный симбиоз человека и природы определил традиции африканской жизни — от особенностей психологии людей до специфических типов хозяйства.
Слайд 13Природные условия Африки, а именно высокие температуры и влажность, способствуют быстрой
порче продуктов. Африканцы поняли, что заготавливать впрок какие-либо продукты неразумно. Поэтому в Африке традиционно выращивают культуры с различными сроками созревания, посевная продолжается почти круглый год.
Урожай тоже собирают несколько раз в год.
Слайд 14Экваториальный лес представляет собой очень хрупкую экосистему. При использовании расчищенных от
леса участков под пашню плодородие почв быстро иссякает. Теперь всем известно о вреде подсечно-огневого земледелия, но забывают сказать о том, что его катастрофические результаты характерны для территорий, на которых внедряется «европейский интенсив». Африканцы всегда знали, до каких пределов можно расчищать и сжигать лес, на сколько лет нужно оставить невспаханным тот или иной участок.
Слайд 15Плужное земледелие даже в конце XX в. не очень широко распространено,
чему препятствует стремление местных крестьян сохранить тонкий плодородный слой почвы; плуг, вспахивающий на довольно большую глубину, приносит больше вреда, чем пользы. Применительно к Африке говорят даже о так называемом лесном земледелии, при котором получение урожая является лишь одним из средств, обеспечивающих пропитание, и часто далеко не самым главным.
Слайд 16Особенности африканского общества
Единство человека и природы в Африке сформировало специфические черты
африканского характера: общительность, доброжелательность, удивительную природную ритмичность, импульсивность.
Этим же объясняют косность, апатию, слабо выраженное желание что-либо менять.
Слайд 17Африканская культура не похожа на западную (европейскую) с ее ярко выраженным
индивидуальным началом. Вместе с тем она близка индийской и китайской культурам, в которых нашли отражение принципы коллективизма.
Слайд 18Общность людей — одна из стержневых ценностей в Африке. При этом
коллективизм понимается очень широко: человеку в сложнейшей африканской общине отводится равное место вместе с «высшей силой» — различными духами, животным и растительным миром, а также неодушевленной природой.
Слайд 19Африканская семья состоит не только из ныне здравствующих членов, но и
из умерших и даже еще не родившихся. Согласно африканским воззрениям, человек как личность может существовать только в неразрывной связи с ними. Умерших хоронят близко от дома или даже внутри него. Живые буквально ходят по могилам родных, признавая их продолжающееся присутствие в мире и почитая их жертвоприношениями, едой и питьем, поминанием имен, заклинаниями и ритуалами, данными в честь умерших именами детей. Живые, однако, должны заботиться не только об умерших, но и о тех, кто еще не родился, «высвободить их из небытия, дать им форму, тело, допустить к участию в жизни общества».
Слайд 20Колонизация Африки и ее последствия
Интерес к Африке проснулся у европейцев в
конце XV в., когда они пытались найти морской путь в Индию.
Однако проникнуть в глубь материка было сложно. Вплоть до конца XVIII в. европейцам были известны только очертания его берегов и устьевые части рек, где создавались опорные торговые пункты и откуда вывозили рабов.
Роль отдельных участков берега отразилась в их названиях: Берег Слоновой Кости, Золотой Берег, Невольничий Берег.
Слайд 21До 80-х гг. XIX в. более 1\4 территории Африки занимали различные
политические образования. Среди них были даже крупные и сильные государства — Мали, Зимбабве и др. Европейские колонии существовали только на побережье.
Однако в течение всего лишь двух десятков последующих лет вся Африка была поделена между европейскими державами.
Интересно, что произошло это в то время, когда многие государства Америки добились политической независимости.
Слайд 22Европейские державы проявили удивительную «солидарность», и на Берлинской конференции Британия, Франция,
Португалия, Бельгия и Германия разделили между собой территорию Африки. Границы при этом были проведены без учета географических и этнических особенностей территории.
Слайд 23В отличие от Америки и Австралии, при колонизации Африки не было
массовой европейской иммиграции. На всем африканском материке в XVIII в. проживала лишь одна компактная группа иммигрантов — буры. Название «буры» переселенцы получили от голландского и немецкого слова «бауэр», что значит «крестьянин».
Буры переселились в Африку в основном из Нидерландов и Германии. Их второе название — африканеры.
Слайд 24Борьбу африканских народов с захватчиками осложняли внутренние межплеменные конфликты, кроме того,
копьями и стрелами было трудно воевать против огнестрельного оружия.
Колонизация сильно повлияла на африканское хозяйство, причем это влияние довольно противоречиво.
Слайд 25выводы
Африканская культура имеет глубокие исторические корни. Традиционно она складывалась с учетом
особенностей местных природных условий.
В Африке сложилась специфическая аграрная цивилизация.
Период колониализма на материке продолжался относительно недолго, но его противоречивые последствия сказываются до сих пор.