Слайд 1Формы и методы современного урока географии
Слайд 2«Урок –—это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития
учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени ».
М. Н. Скаткин.
Слайд 3По определению Б. Т. Лихачева, “форма обучения представляет собой целенаправленную, четко
организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов”.
Слайд 4Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный
элемент учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство.
Слайд 5Урок — это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи
представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания
Слайд 6Кроме обучения есть еще организация обучения. Организация обучения предполагает организацию деятельности
детей и учителя, приведение в порядок учебного процесса, придание ему соответствующей формы.
Слайд 7Характер современного урока
1. Состав содержания, которое выносится на урок -
это не только точные современные географические знания, но и обязательно включенный интереснейший материал.
2. Выбор средств обучения, позволяющих организовать познавательную деятельность школьников на уроке.
3. Выбор таких форм обучения, которые будут способствовать развитию интереса школьников к обучению в целом.
4. Создание доброжелательной деловой атмосферы на уроке, обеспечить творческое сотрудничество на уровне учитель-ученик.
5. Объективная оценка результатов деятельности ученика на уроке.
Слайд 8Главные показатели хорошего урока:
Слайд 9В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую
значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Слайд 10Существует три основные формы — фронтальная, индивидуальная и групповая.
Слайд 11Фронтальная предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, индивидуальная—
самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Слайд 12Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного
и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.
Слайд 13Фронтальная форма учебной работы имеет недостатки. Ученики с низкими учебными возможностями
работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне.
Слайд 14Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик
получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т. д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений.
Слайд 15Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности
учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуальная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.
Слайд 16Групповая форма организации учебной работы учащихся и ее признаки: величина групп
различна (3-6 человек). Состав группы не постоянный. Он меняется, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Слайд 17В группу подбираются школьники разного уровня обученности , совместимости учащихся, что
позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Слайд 18Традиционно применяемые в школьной практике типы и виды уроков не могли
в полной мере удовлетворить потребности школьников в новых знаниях, в развитости и самостоятельности мышления и суждений, в разносторонних познавательных интересах; обеспечить формирование творческой личности, реализацию духовных и профессиональных потребностей. Все это не удовлетворяло и творческую натуру учителя. В свою очередь это и повлекло к поиску оптимальных видов и форм учебной работы, включение в традиционный учебный процесс нетрадиционных форм урока
Слайд 21Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на
уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность.
Слайд 22
Классификация методов
Объяснительно-иллюстративные
Репродуктивные методы
Методы проблемного обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Методы стимулирования и мотивации:
Методы контроля и самоконтроля:
Методы самостоятельной познавательной деятельности
учащихся:
8. Методы программированного обучения
Слайд 23 Необходимо помнить что:
- Урок должен быть эмоциональным, вызывать
интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
- Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
- Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, строгое соблюдение педагогического такта;
- Учебная деятельность на уроке должна быть управляемой - большую часть урока активно работают сами учащиеся;
- Здоровьесбережение в организации урока не менее важно, чем его результат;