Слайд 1Численность и воспроизводство населения мира
Слайд 2Презентация учителя географии
высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска
«Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов»
Петросовой Галины Юрьевны
Слайд 3Вопрос классу
Что изучают науки этнография и демография?
Слайд 4География населения
География населения – одна из
главных ветвей экономической и социальной географии.
Этнология (этногеография)– наука о происхождении народов (этносов), об их характерных особенностях и взаимоотношениях между ними, которые определяются этническими процессами.
Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.
Слайд 5Вопрос класс
Для чего нужны переписи населения?
Слайд 6Переписи населения
С начала 19 века более 2 тыс.переписей. В наши дни
в большинстве развитых стран проводятся раз в пять или десять лет.
Слайд 7Вопрос классу
Почему для последующего удвоения численности населения в 20веке потребовалось только
40 лет?
Слайд 8За всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд. человек.
Рост населения на протяжении всей истории был медленным, а ускорение началось лишь в новейшее время.
Изменения численности населения
35-40 тыс. лет назад насчитывалось около 1 млн. человек;
В 1820 г. численность достигла 1млрд.человек;
В 1927 г. на Земле стало 2 млрд.человек;
В 1960 г. она достигла 3 млрд.;
В 1974 г. – 4 млдр.человек;
В 1987 г. появился 5 млрд.житель;
12 октября 1999 г. – 6 млрд. житель;
С середины 2011 г. на Земле проживает 7 млрд.человек.
Слайд 9Вопрос классу
Что такое воспроизводство населения?
От каких факторов оно зависит?
Слайд 10Понятие о воспроизводстве населения
Население
главная производительная
главный потребитель всех
сила общества создаваемых материальных благ
Численность населения – один из важнейших факторов развития каждой страны и всего человечества.
Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Слайд 11Рождаемость, смертность, естественный прирост населения – процессы биологические. Но решающее воздействие
на них оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимоотношения между ними в обществе и семье.
Слайд 12Вопрос классу
От чего зависит уровень рождаемости и смертности населения?
Слайд 13От чего зависит уровень смертности?
От материальных условий:
- питания,
- санитарно-гигиенических условий труда и быта,
- от развития здравоохранения.
А уровень рождаемости?
- по мере роста благосостояния и культуры, всё большего вовлечения женщин в производственную и общественную деятельность, увеличения сроков обучения детей и общего возрастания «цены ребёнка» рождаемость СНИЖАЕТСЯ
- рост доходив может служить и стимулятором её повышения.
Слайд 14Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, в первую очередь мировые,
которые приводят к огромным человеческим потерям.
Слайд 15Распространения голода и болезней
Слайд 17Первый тип воспроизводства населения
Для первого типа воспроизводства населения (синонимы: демографическая "зима",
современный или рациональный тип воспроизводства) характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста.
Слайд 19Снижение рождаемости в промышленно развитых странах связывают, как правило, с распространением
городского образа жизни, при котором дети для родителей оказываются "обузой". В промышленном производстве, сфере услуг требуются высококвалифицированные кадры. Следствием этого является необходимость в длительной учебе, продолжающейся до 21-23 лет. Сильно влияние на решение родить второго или третьего ребенка оказывает высокая вовлеченность женщины в процесс труда, ее желание сделать карьеру, быть финансово независимой.
Слайд 20Но и среди стран первого типа воспроизводства населения можно выделить три
подгруппы.
Во-первых, это страны со среднегодовым естественным приростом населения в 0,5-1% (или 5-10 человек на 1000 жителей, или 5-10‰). В таких странах, примерами которых могут служить США, Канада, Австралия, обеспечивается довольно значительный прирост населения.
Для этого необходимо, чтобы примерно половина всех семей имела двоих детей, а половина - троих. Два ребенка со временем "замещают" родителей, а третий не только покрывает убыль от болезней, несчастных случаев и др. и "компенсирует" отсутствие потомства у бездетных, но и обеспечивает достаточный общий прирост.
Слайд 21Во-вторых, это страны с "нулевым" или близким к нему естественным приростом.
Такой прирост (например, в Италии, Великобритании, Польше) уже не обеспечивает расширенного воспроизводства населения, которое обычно стабилизируется на достигнутом уровне.
«Старение нации»
Слайд 22В-третьих, это страны с отрицательным естественным приростом, т. е. такие, где
смертность превышает рождаемость. В результате число их жителей не только не растет, но даже снижается. Демографы называют это явление депопуляцией (или демографическим кризисом).
Депопуляция - уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.
Наиболее характерна она для Европы, где уже полтора десятка стран (Беларусь, Украина, Венгрия, Болгария, ФРГ и др.) имеют отрицательный естественный прирост. В последнее время в число таких стран вошла и Россия.
Слайд 23Причины демографического кризиса
1. Идеологическая.
Пропаганда потребительского отношения к жизни, из-за которого воспитание
детей считается обузой.
Именно по этим причинам не только в России, но и в экономически благополучной Европе идет уменьшение численности населения.
2. Социальная.
Каждый год погибают люди от алкоголизма, наркомании и сопутствующих этим недугам заболеваний кровеносной системы, органов пищеварения, иммунной системы.), разгул наркоторговцев и бесконтрольная продажа спиртных напитков.
Слайд 24 3. Экономическая.
Молодые люди детородного возраста большинстве своем материально еще не обеспечены
или недостаточно обеспечены, часто зависимы от родителей, в силу того они не решаются на создание многодетной семьи. Рождение и воспитание детей ложится тяжелым экономическим бременем на среднестатистическую молодую семью, заработка которой хватает в лучшем случае на одного, максимум - двух детей.
4. Нравственно-духовная.
В качестве решения этой важной проблемы выступает процесс воспитания в детях чувства гордости за принадлежность к нации, чувства ответственности за будущее своих детей и последующих поколений, уважение к предкам.
Слайд 25 5. Цивилизационная.
Обеспечение достойной и комфортной жизни населения является первостепенной и важнейшей
задачей, необходимость реализации которой никоим образом не ставится под сомнение и является первоочередной.
Слайд 26Второй тип воспроизводства
Второй тип воспроизводства населения. "Демографический взрыв". Для второго типа воспроизводства
населения (синонимы: демографическая «весна") типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Он характерен прежде всего для развивающихся стран.
Слайд 28Причины демографического взрыва
После завоевания независимости эти страны получили возможность шире использовать
достижения современной медицины, санитарии и гигиены - в первую очередь для борьбы с эпидемическими заболеваниями. Это привело к довольно резкому сокращению смертности. Рождаемость же большей частью осталась на высоком уровне.
Слайд 29Традиции ранних браков и многодетных семей. Средний размер семьи и теперь
составляет 6 человек; как правило, это трехпоколенная семья (родители, их дети и внуки). К тому же она остается основным средством сохранения прожиточного минимума, и дети по-прежнему служат главной опорой родителей в старости. Да и детская смертность в этих странах остается еще значительной. Продолжают сказываться и такие факторы, как преобладание сельского населения, недостаточный уровень образования, слабое вовлечение женщин в производство. Для мусульманских стран - это еще и господствующая религия, согласно которой планирование семьи является недопустимым.
Слайд 30В конце 90-х гг. среднегодовой показатель ЕП в развивающихся странах составлял
1,7%, т. е. был более чем в 5,5 раза выше, чем в экономически развитых странах.
Особенно выделяются наименее развитые страны, где живет 600 млн. чел., или 1/10 всего населения планеты. Они отличаются самыми высокими показателями рождаемости и естественного прироста (2,6%), вот почему именно среди них и следует искать "рекордсменов мира".
Таких "рекордсменов" по среднегодовому приросту населения вы найдете среди стран Тропической Африки и Юго-Западной Азии.
Слайд 31Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства в
середине XX в. получил в литературе образное наименование демографического взрыва. В наши дни на эти страны (вместе с Китаем) приходится почти 4/5 всего населения планеты и 90% его годового прироста. В том числе население Азии ежегодно увеличивается примерно на 45 млн. человек, Африки - почти на 20 млн., Латинской Америки - более чем на 6 млн.
Слайд 35Демографическая политика Китая
в 1953 г. численность Китая составила 588 млн чел.;
в 1964 г. - 705 млн чел.;
С середины шестидесятых годов прошлого столетия КНР ограничивает прирост населения путем введения запретов на количество детей в одной семье. Поначалу можно было иметь трех детей. Но со временем закон ограничил правила до двух. А чуть позже актуальными стали уже семьи с одним малышом.
Результатом такой демографической политики стало общение старение населения КНР
в 1982 г. - 1 млрд чел.;
в 1990 г. – 1,13 млрд чел.
в 2013-м году было разрешено заводить второго ребенка парам, у которых оба родителя были единственными детьми в своих семьях, а затем и тем родителям, которые не имели братьев и сестер. Однако даже эти меры не позволили смягчить проблему общего старения населения Китая.