Слайд 2
Будди́зм —религиозно —религиозно-философское —религиозно-философское учение о духовном пробуждении , возникшее около VI века до н. э. —религиозно-философское учение о духовном
пробуждении , возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии —религиозно-философское учение о духовном пробуждении , возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни
Слайд 3
Различные исследователи определяли буддизм по-разному, как религию, философию, этическое учение, культурную
традицию, цивилизацию, образование .
Слайд 4
За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал
множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией
Слайд 5
Четыре Благородные Истины:
1.Существует дуккха («всё есть дуккха») — страдание (не вполне точный перевод в
духе христианского понимания). Более точно под дуккхой понимают: неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворенность непостоянством, «неполноту», фрустрацию.
2.У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения , а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я» .
Слайд 6
3.Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины
4.Существует путь,
который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване)
Слайд 7А так-же
учение о причинно-зависимом происхожденииучение о причинно-зависимом происхождении и карме,
доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»),
доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),
буддийская космология.
Слайд 8
Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда, однако
трактовки доктрин в разных школах могут сильно отличаться. Так последователи тхеравадыПоследователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда, однако трактовки доктрин в разных школах могут сильно отличаться. Так последователи тхеравады считают данные доктрины окончательными, а последователи махаяны указывают на их условность и считают их промежуточным этапом в познании учения
Слайд 9
Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путёмВсё учение Будды неразрывно связано
со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не приемлел ни аскетизмаВсё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизмаВсё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям. А в доктрине взаимозависимого происхождения с помощью данного пути Будда указывал как на ошибочность веры в кармический детерминизмВсё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям. А в доктрине взаимозависимого происхождения с помощью данного пути Будда указывал как на ошибочность веры в кармический детерминизм (криявады), так и на ошибочность веры в случайность всех событий (ядриччхавады). Учение о срединном пути в виде «снятия всех оппозиций и их растворения в пустоте всего сущего» в дальнейшем развил НагарджунаВсё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании наслаждениям. А в доктрине взаимозависимого происхождения с помощью данного пути Будда указывал как на ошибочность веры в кармический детерминизм (криявады), так и на ошибочность веры в случайность всех событий (ядриччхавады). Учение о срединном пути в виде «снятия всех оппозиций и их растворения в пустоте всего сущего» в дальнейшем развил Нагарджуна, основавший школу мадхьямаки (букв. «срединная
Слайд 10
Бу́дда (санскр., буквально — «пробудившийся», «просветленный») в буддизме) в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования», либо имя Будды
Шакьямуни) в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования», либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления (бодхи)
Слайд 11
Блаженство пробужденного состояния, нирвана, — согласно буддизму, доступно всем существам; при этом в
ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком
Слайд 12
Махаянская традиция проверяет буддийскую философию главным образом через следующие четыре опоры
: «опора на учение, а не на учителя»;
«опора на смысл, а не на слова, его выражающие»;
«опора на окончательный смысл, а не на промежуточный»;
«опора на совершенную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание»
Слайд 13Литература
Обзорная литература
Альбедиль М. Ф. Буддизм. — СПб.: Питер Буддизм. — СПб.: Питер, 2007. — 224 с. — (Религии мира). — ISBN 978-5-91180-421-3 Буддизм. — СПб.: Питер, 2007. —
224 с. — (Религии мира). — ISBN 978-5-91180-421-3, ISBN 5-469-01307-3.
Арвон А.Арвон А. (фр.)русск. Буддизм. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — 159 с. — (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»). — ISBN 5-17-027796-2 Буддизм. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — 159 с. — (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»). — ISBN 5-17-027796-2, ISBN 5-271-10370-6.
Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
Дандарон Б. Д. Буддизм. Сб. статей. — СПб: Дацан Гунзэчойнэй, 1996. — 144 с. — ISBN 5-87882-007-4.
Дюмулен Г. Глава 3. Основы махаяны // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика).
Иванов Б. А. Основные идеи и направления буддизма // История религии. В 2 т. Т. 2 / под общей ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 2004. — С. 9—11. — 676 с. — ISBN 5-06-004508-0.
Слайд 14
конец!
работу выполнила ниделько анастасия