Слайд 1Южная Америка
Урок 1 по теме
«Южная Америка»,
география 7 класс
Выполнила: Учитель МОУ
«Ям-Тесовской СОШ»
Борисова Н.А.
Слайд 2Цель урока: рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки.
Задачи урока: в ходе работы по физической карте Южной Америки сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу; сравнить ФГП Южной Америки и Африки; познакомить учащихся с историей открытия материка.
Слайд 3Тип: урок изучения нового материала –
урок- открытие
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, физическая карта мира и физическая карта Южной Америки, дидактический материал по материкам, портреты путешественников
Слайд 7История исследования материка
Слайд 8В конце XV века, когда происходил быстрый рост промышленности и торговли,
когда возрос спрос на золото и пряности, западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Южную и Восточную Азию. Именно там, в Индии, они надеялись найти золото.
К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и Португалия. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга.
Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан.
Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар.
Человека, который задумал, а впоследствии и совершил великое плавание через Атлантический океан, звали Христофор Колумб.
Слайд 10А давайте зададим себе такой вопрос: Почему Америка, открытая Колумбом, была
названа Америкой, а не Колумбией, например?
Испания боялась, что другие государства будут посягать на её новые владения и не распространяла в Европе сведения о своих открытиях.
Поэтому первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в составе португальской экспедиции, посетил эти земли.
Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем “Америка”.
Слайд 11Но ещё долго материк оставался неизвестной землей. Для географической науки настоящим
открытием материка стали экспедиции Александра Гумбольдта, немецкого географа, в конце XVIII, начале XIX веков.
Он предпринял путешествие по материку. Результатом этого путешествия стал многотомный труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной поясности в Андах.
С начала XIX века к изучению природы и населения материка подключились и наши соотечественники Г.И.Лангсдорф и Н.Г.Рубцов.
Коллекции, собранные этой экспедицией, до сих пор интересуют ученых.
А в 1932–1933 гг. выдающийся биолог Н.И. Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.
Слайд 12Южная Америка полностью находится в Западном полушарии.
Большая её часть расположена
к югу от экватора.
Материк пересекается Южным тропиком.
Он сильно вытянут с севера на юг, протянувшись более чем на 7 тысяч километров.
С запада на восток в наиболее широкой части около 5 тысяч, однако, по большей части его протяженность небольшая, и континент сужается к своей южной оконечности.
Слайд 13Крайние точки материка:
Северная — мыс Гальинас 12°25' с.ш., 71°39' з.д.
Южная —
мыс Фроуорд 53°54' ю.ш., 71°18' з.д.
Западная — мыс Париньяс 4°40' ю.ш., 81°20' з.д.
Восточная — мыс
Кабу-Бранку 7°10' ю.ш., 34°47' з.д.
Слайд 14Рельеф Южной Америки
Рельеф Южной Америки очень контрастен.
Весь материк можно условно
разделить на равнинную восточную и горную западную части.
Южная Америка располагается на одной –
Южно-Американской литосферной плите.
В его основе лежит единственная плита, а большая часть Южной Америки, за исключением Анд и Патагонии, сформировалась в Архейскую эру.
Слайд 15Большую часть материка занимают равнины: Амазонская,
Ла-Платская и Оринокская низменности,
а
также Бразильское и Гвианское плоскогорья.
Слайд 16
Только на западе располагаются горы Анды - самая протяженная горная система
на планете с самой высокой точкой Южной Америки, а также Южного и Западного полушарий - горой Аконкагуа
(6 962 м)
Слайд 17Самая низкая точка материка располагается на полуострове Вальдес (-42 м).
Так
как активные процессы горообразования за счет столкновения плит располагаются на западе, там находятся и вулканы Южной Америки, в том числе самый высокий действующий вулкан планеты Льюльяйльяко, а также вулканы Осорно, Сан-Педро, Котопахи, Руис.
Слайд 19Это необходимо знать и отметить на контурной карте:
Береговая линия
1. Крайние
точки :
- Северная: м. Гальинас,
- Южная: м. Фроуорд,
- Западная: м. Париньяс,
- Восточная: м. Кабу-Бранку)
мыс Горн (вообще, мыс Горн не является южной островной точкой материка, потому что южнее его на 100 км есть группа островов Диего-Рамирес, принадлежащие Южной Америке, но в школьном атласе этот очень известный мыс есть, и его нужно знать)
Слайд 20- Моря: Карибское
- Заливы: Ла-Плата
- Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал
- Острова:
Фолклендские, Огненная Земля
Слайд 21Климат
Пустыня Атакама
Течения:
Теплые: Гвианское, Бразильское
Холодные: Фолклендское, Перуанское, Западных ветров
Внутренние воды
Реки: Амазонка, Парана,
Ориноко,
Риу-Негру, Мараньон, Укаяли,
Мадейра, Парагвай, Уругвай.
Озёра: Титикака, Маракайбо
Водопады: Анхель, Игуасу
Слайд 22Рельеф
Горы: Анды
Плоскогорья: Бразильское, Гвианское
Низменности: Оринокская, Ла-Платская, Амазонская
Высочайшая точка: г. Аконкагуа 6962
м
Самая низкая точка: п-ов Вальдес -42 м
Полезные ископаемые (перенести из атласа и не забыть обозначить в условных знаках)
Слайд 23Информация к размышлению:
Южная Америка богата полезными ископаемыми.
На севере находятся большие
запасы нефти и природного газа, лидером по добыче которых на материке является Венесуэла.
В Андах сосредоточено большое количество различных руд, многие из которых начали добываться здесь еще во времена Инков.
И даже название самого высокогорного озера в мире - Титикака переводится с их языка, как свинцовая скала.
Слайд 24Домашнее задание:
завершить работу с контурной картой;
Выучить перечисленные в практической работе названия
географических объектов и место их расположения;
можно (по желанию) подготовить сообщения на тему
«Рельеф Южной Америки»