Слайд 2Буддизм — одна из трех мировых религий (вместе с христианством и
исламом). Это очень древняя религия, она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Древней Индии. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, царевич из рода племени шакья.
Слайд 3Буддизм — очень своеобразная религия, она более близка к философии, чем
к другим религиям. Будда — это не бог, а человек, который своими усилиями достиг освобождения и высшего совершенства. В принципе любой человек может стать буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца.
У буддистов нет привычной церковной организации, а есть «сангха» — община равных между собой верующих.
Слайд 4Стену одного из зданий храма Тосегу в Никко недалеко от Токио
украшает резьба с тремя знаменитыми обезьянками, зажимающими себе рот, глаза и уши, — символ буддийских добродетелей (не видеть, не слышать, не говорить ничего плохого). Япония.
Слайд 5Современный буддизм делится на несколько направлений: Хинаяну («Малую колесницу»), Махаяну («Великую
колесницу») и Ваджраяну («Алмазную колесницу»). Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: в Китае (чань-буддизм), Корее, Японии (дзэн-буддизм), Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.
Слайд 6Юные буддийские монахи у храма в Бангкоке. Таиланд. Для многих буддистов
пребывание в монашестве — необходимый, но временный этап в жизни. Некоторые избирают этот путь на всю жизнь, стремясь достичь Просветления и сравняться с Буддой.
Слайд 7Буддизм распространился в Тибете еще в 7 в. Светским и духовным
правителем страны был далай-лама («океан премудрости»), который обитал в Лхасе во дворце-монастыре Потала («Мистическая Гора»).
Этот гигантский архитектурный комплекс, расположенный на высоте 3700 м и ставший символом Тибета, строили несколько столетий и завершили в 16-17 вв. Все здание разделено на Красный и Белый дворец. Высота 115 м, 13 этажей.
Слайд 8По преданию, в качестве первых слушателей Будды ему внимали две газели.
Изображения газелей по обе стороны восьмирадиусного Колеса Учения (Дхармачакра) стали символом буддизма и
буддийской проповеди. Две газели на крыше храма Джоканг в Лхасе (Тибет).
Слайд 9Основателя буддизма звали Сиддхартха Гаутама. Он был сыном царя из древнеиндийского
племени шакья в небольшой стране у подножия Гималайских гор. До 29 лет Сиддхартха беззаботно жил в царских палатах и ничего не знал о реальной жизни за пределами дворца. Наконец он как-то выбрался из замка и на улицах города встретил старика, прокаженного, похоронную процессию и отшельника (человека, избравшего одинокую жизнь с целью духовного совершенствования). Эти четыре встречи произвели огромное впечатление на царевича и перевернули его жизнь. Гаутама покинул свой дворец, оставил родных и стал отшельником. В течение шести лет он напряженно размышлял о смысле жизни и занимался самосовершенствованием. В результате этих усилий Гаутама достиг состояния наивысшего духовного «просветления» и освобождения.
Слайд 11Согласно преданию, четыре недели спустя после «пробуждения», сидя под деревом
баньяна,
Будда сказал себе: «Я осознал истину, она глубока, труднопостигаема
...доступна только мудрецам. Люди, ...окруженные тьмой, не смогут узреть эту истину, непохожую на то, к чему они привыкли ...». Мучимый такими мыслями, Будда стал колебаться. Брахман нарисовал перед Буддой образ лотосового пруда: подобно, тому, как в
пруду одни лотосы еще пребывают под водой, другие вровень с ней, третьи высоко поднялись над нею, так и люди в мире находятся на разных уровнях. Получив такой вызов, Будда решил провозгласить другим существам истину, которую обрел в «пробуждении».
Слайд 12С этого времени Сиддхартха Гаутама стал носить имя «Будда», что значит
«просветленный». Будда создал религиозное учение, которое несколько столетий передавалось устно, от учителя к ученику, а затем было записано в книги под общим названием «Трипитака» («Три корзины»).
В течение нескольких лет Будда вместе с учениками путешествовал, чтобы распространить свое учение.
Слайд 14Статуя Будды Пхра Будда Чинарат (отлита в 1357 г.) в храме
города Пхитсанулок в Таиланде.
Слайд 15На четырех сторонах основания купола ступы Сваямбхунатх в Катманду изображены всевидящие
глаза Будды. Ступа 3 в. до н. э., перестроена в 8-9 вв. Катманду, Непал.
Слайд 16Большая Ступа в Санчи (Индия). После смерти Будды его прах был
разделен на 8 частей и каждая погребена в особой каменной гробнице — ступе. Потом священные останки учителя были
раздроблены на множество частей (на 84 тысячи). Каждая частица была помещена в коробочку из золота, хрусталя, серебра и бирюзы. Эти реликвии разослали во все города Индии, и над ними
везде были построены ступы. Особенно знаменита Большая Ступа около Санчи. Ступа имеет форму полусферы. Вершину купола обычно украшала надстройка в виде жертвенника с зонтиками.
Об одной ступе сказано, что царь Ашока украсил ее драгоценными камнями, зонтиками и флагами.
Слайд 17Схема развития буддийской архитектуры. После смерти Будды на месте его рождения
Лумбини, Непал), просветления (Бодх-Гая, Индия), первой проповеди (Сарнатх) и
перехода в Нирвану (Кушинагара) были поставлены памятные ступы. Позже с распространением буддизма ступы стали строить в качестве реликвариев для
хранения священных частиц праха Будды или священных текстов.
Слайд 18В некоторых буддийских странах хранилище для реликвий называется субурган. Оно имеет
вид перевернутого колокола.
Слайд 19Пагода Люхэта (Шести Гармоний). 970-1156 гг. Ханчжоу, Китай.
Пагода Шести Гармоний
(Люхэта) — восьмиугольная пагода, снаружи имеющая 13 ярусов, а изнутри 7. Высота пагоды составляет 60 м. Раньше пагода Шести Гармоний была освещена и служила маяком, по преданию защищала город от наводнений.