Слайд 1ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель географии :
Зеленина Валентина Ивановна.
МБОУ СОШ № 54 г. Воронежа
Слайд 2Современная образовательная программа, направленная на формирование у школьников Универсальных Учебных Действий
(УУД) и закреплённая Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) предполагает, прежде всего, получение ими способов самостоятельного усвоения новых знаний. Научить школьника умению учиться – в этом задача современного учителя.
Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности.
Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Слайд 3Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом
интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.
Слайд 4Современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках
должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями. Исследовательская направленность уроков и внеклассных мероприятий прослеживается при изучении краеведческого материала. Для развития проектно- исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочное время нужно подбирать темы проектов, которые будут интересны детям, вовлекут их в мир исследования и познания.
Слайд 5Основные этапы, характерные для научного исследования:
1) Постановка проблемы.
2) Ознакомление с литературой
по данной тематике.
3) Овладение методикой исследования.
4) Сбор собственного материала, его анализ и обобщение.
5) Выводы.
Слайд 6Этапы проекта:
1 этап- поисковый: например,в ходе
проведения экскурсий по Воронежскому краю провести сбор и систематизацию информации об уникальных памятниках природы, истории и культуры Воронежского края.
2 этап – технологический: например,провести внеклассное мероприятие- путешествие: «Золотое кольцо Воронежского края», конференцию « 170- летию РГО посвящается…», принять участие в конкурсе «Гордость моего родного края»
3 этап- аналитический.
Анализ и осмысление проведенного мероприятия, обзор и изучение материалов, представленных в презентациях, обзор фотовыставки.
Слайд 7Большие возможности содержатся в такой форме исследовательской работы, как организация исследовательских
секций или объединений.
Слайд 8Метод проектов обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с
реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего, то есть позволяет формировать учебные личностные действия.
Слайд 9Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» главной задачей современной школы ставит
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Слайд 10География – это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из
областей физики и химии, литературы и истории, математики и биологии.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.
Выполнение требований стандарта школьного географического образования направлено, прежде всего, на повышение качества учебно- воспитательной работы при изучении географии.
Слайд 11Современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках
должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями.
Работа с одаренными детьми осуществляется посредством организации исследовательских объединений.
Из инициативных и творческих детей в МОУ СОШ № 54 было создано туристическое агентство «Бригантина», основной задачей которого является создание туристических маршрутов, сбор материала на различные интересные темы по краеведению и вообще по географии.
Слайд 12В 2014-2015 учебном году мы принимали участие в конкурсе ВИВТ «
Гордость моего родного края». Петрова Софья ( ученица 10 «Б» класса) выступала с проектом экологического маршрута «По заповедным местам Воронежской области» и была удостоена ГРАН- ПРИ и федеральной премии.
Слайд 14Ежегодно принимаем участие в конкурсе ВИВТ « Золотой лев» в разных
номинациях. В 2015 году принимали участие в конкурсе «Золотой лев»- Вдовенко Таня с презентацией «Путешествие по памятникам природы Воронежа».
Слайд 15Исследовательская направленность уроков и внеклассных мероприятий прослеживается при изучении краеведческого материала.
Для
развития проектно- исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочное время нужно подбирать темы проектов, которые будут интересны детям, вовлекут их в мир исследования и познания.
Слайд 16В 2014-2015 учебном году мы приняли участие в областном конкурсе, проводимом
ВИВТ « Гордость моего родного края», заняли 3 место.
Мы подготовили для участия в конкурсе презентацию по теме: «Народные промыслы Воронежского края», которая стала разработкой интегрированного внеклассного мероприятия естественных, технологических и художественно- эстетических дисциплин.
Слайд 19Цели данного мероприятия:
- сбор информации о народных промыслах Воронежского края, истории
народного костюма, обычаях и традициях населения Воронежской области, об основных занятиях наших земляков в далёком прошлом;
- показать практическую направленность уроков технологии и изобразительного искусства, в ходе которых дети раскрывают свои творческие способности и изучают культуру и искусство своего народа;
- дать знания о народных художественных промыслах Воронежского края, формировать эмоциональный отклик на роль народных художественных промыслов в утверждении общественных идеалов;
- воспитывать любовь к Родине, уважение к трудовому народу, к обычаям и традициям русского народа.
Слайд 20Этапы проекта:
1 этап – поисковый: сбор информации о народных промыслах Воронежского
края, истории народного костюма, обычаях, традициях русского народа.
Деятельность учителя:
1. Рекомендации списка литературы.
2. Посещение краеведческого музея города Воронежа
3. Рекомендация сбора информации об обычаях, традициях семьи через общение с родственниками, живущими в пределах Воронежского края.
Деятельность учащихся:
1. Изучение литературы.
2. Посещение совместно с учителем географии краеведческого музея.
3. Сбор информации об обычаях, традициях, народных промыслах родного края.
4. Подготовка и сбор экспонатов для выставки (вышивка, вязание, резьба по дереву, бисероплетение, изделия из камня, соломки и т.д.).
5. Изучение и освоение фольклорных богатств Воронежского края.
6. Тематическое оформление внеклассного мероприятия в виде плакатов, карты, стендов и т.д.
Слайд 212 этап – технологический.
Деятельность учителя:
1. Учитель-географ – ведущий (краеведение, исторический экскурс)
2. Учителя технологии и ИЗО – руководители творческих мастерских.
Деятельность учащихся:
1.Учащиеся 9-11 классов экскурсоводы-рассказчики.
2.Учащиеся 5-8 классов слушатели, исполнители стихов и песен, художники, вышивальщицы и т.д.
Слайд 223 этап – аналитический.
Анализ и осмысление проведенного мероприятия, обзор и
изучение экспонатов выставки, оформление фотоматериалов.
Какие компетенции формируются и развиваются в ходе проекта:
- формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы;
- воспитание коллективизма и любви к Родине;
- уважение к народным обычаям и традициям;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание стремления к духовному совершенству.
Слайд 23Выставка работ, выполненных и собранных учениками и учителями МОУ СОШ №54
Слайд 28 Данное мероприятие может быть использовано, как методическая разработка при
изучении тем:
география: «Народные промыслы Воронежского края» (8-9 классы);
технология: «Рукоделие. Вышивка» (5-6 классы);
ИЗО: «Роспись игрушек», «Народный костюм» (5-6 классы).
Также это мероприятие может быть использовано при проведении внеклассных мероприятий, классных часов по темам: «Наше прошлое, настоящее и будущее», «Обычаи и традиции русского народа», «Мастера художественных ремесел Воронежской области».
Слайд 29В рамках недели географии в 2014- 2015 учебном году на городском
уровне мы провели внеклассное мероприятие – путешествие: «Золотое кольцо Воронежского края».
При подготовке мероприятия использовался метод проектов и исследовательской деятельности.
Мероприятие проходило с использованием ИКТ, мультимедийного оборудования.
Слайд 30Цели: совершить заочную экскурсию по «Золотому кольцу» Воронежского края; познакомить учащихся
с достопримечательными местами Воронежской области: памятниками архитектуры, древними поселениями, природными уголками; воспитывать любовь к малой родине, чувство гордости и патриотизма за свое Отечество, бережное и рациональное отношение к уникальным природным объектам; развивать творческие умения и способности учащихся, умения выступать в роли экскурсоводов, умения обобщать материал, овладевать новыми компьютерными технологиями.
Слайд 31 Оборудование: компьютер, DVD фильм, презентации, созданные учащимися 9-10 классов
и учителями географии, экран, кинопроектор, карта Воронежской области с отмеченным маршрутом «Золотого кольца», доклады и стихи учащихся. Основные темы проектов: «Дворянские усадьбы Рамони», «Воронежский государственный биосферный заповедник», «Хоперский государственный заповедник», «Белогорье», природный историко- археологический музей- заповедник «Дивногорье», «Хреновской конезавод», «Костенки».
Слайд 32 Этапы проекта:
1 этап- поисковый: в ходе проведения экскурсий по Воронежскому
краю сбор и систематизация информации об уникальных памятниках истории и культуры Воронежского края.
Деятельность учителя:
1.Посещение вместе с детьми заповедников, усадеб, конезавода и других достопримечательных мест родного края.
2. Обозначение и распределение тем для подготовки и проведения конференции.
3. Помощь в сборе и систематизации информации об уникальных объектах.
4. Подготовка фотоматериалов.
Деятельность учащихся:
1. Посещение совместно с учителем достопримечательных мест родного края.
2. Выбор темы для своего сообщения на конференции и подготовки презентации.
3. Сбор информации об уникальных памятниках истории и культуры.
4. Подготовка фотоматериалов к презентации и фотовыставке.
Слайд 37 2 этап - технологический. Внеклассное мероприятие- путешествие: «Золотое кольцо Воронежского
края».
Деятельность учителя:
1. Учитель-ведущий (краткий обзор мероприятия, целей и задач конференции).
2. Представление выступающих.
Деятельность учащихся:
Ученики 9-10 классов –экскурсоводы –рассказчики, исполнители стихов, песен о родном крае, представляют свои презентации.
Слайд 403 этап- аналитический.
Анализ и осмысление проведенного мероприятия, обзор и изучение материалов,
представленных в презентациях, обзор фотовыставки.
Это внеклассное мероприятие может быть рекомендовано в качестве методической разработки при изучении материала по родному краю в 6-х. 8-х, 9-х классах на уроках географии. А также в качестве разработки при проведении внеклассных мероприятий и классных часов, посвященных тематике родного края.
Слайд 41 В рамках декады естественно-географических наук проходят географические и экологические конференции
и по России, и по Воронежскому краю. В 2014- 2015 учебном году прошла конференция « 170- летию Русского географического общества посвящается…»
Слайд 42В 2015-2016 ученом году состоялась конференция, посвященная Всемирному Дню земли, заповедным
местам и памятникам природы.
Слайд 43 В 2015-2016 учебном году мы приняли участие в областном конкурсе
творческих работ для старшеклассников «Гордость моего родного края», который проводил ВИВТ. Гомозова Светлана(ученица 9 «Б» класса) с проектом « История развития предприятий сервиса. Санатории Воронежской области» заняла 3 место.