Слайд 1«Формирование познавательного интереса на уроках географии ».
Учитель: Биланюк
Юлия Александровна
Слайд 2В настоящее время информационное общество ставит перед школой задачу подготовки социально
ориентированных выпускников, которые должны уметь:
Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания, применяя их на практике;
Критически мыслить и находить пути решения возникающих проблем;
Уметь работать с информацией;
Развивать свой интеллектуальный и культурный уровень.
Слайд 3География- единственный учебный курс, дающий целостное представление о Земле, как планете
людей.
Школьный курс географии направлен на развитие школьников, а не просто на усвоение знаний, умений, навыков.
Все способности формируются в деятельности.
Познавательная активность- это деятельное состояние ученика.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к обычным фактам, процессам.
Она широко использует аналоги, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Слайд 4 Личность учителя
Содержание предмета
Средства обучения
Методы обучения
Формы организации обучения
Виды познавательной деятельности
Материальные условия обучения
Другие факторы (родители, путешествия и т.д.)
Факторы, влияющие на формирование
познавательного интереса
Слайд 5 Сделать так, чтобы учение проходило с увлечением
Трудный материал стал
более понятным и доступным
Уроки более интересными
Развитие и формирование познавательного интереса учащихся
Задачи:
Слайд 6Цель моей работы - активизировать познавательную деятельность школьников через внедрение современных
образовательных технологий.
Проблема современной школы - низкий уровень познавательной активности учащихся
Слайд 7Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм,
методов, средств обучения для повышения познавательной активности учащихся.
Она реализуется через систему учебной деятельности, внеклассную, учебно-исследовательскую работу.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к обычным фактам, процессам.
Она широко использует аналоги, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Слайд 8Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один
другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становиться понятным, а значит, интересным.
Слайд 9Формы проведения урока географии( экскурсии, уроки на местности, проекты…) и формы организации
учебной деятельности( коллективная, групповая, индивидуальная), составление ЛОК вызывают интерес школьника, активизируют их познавательную активность.
Слайд 10И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в
повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.
Слайд 11Задание: "Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли,
изображенный на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для развития здесь сельского хозяйства?
Создание проблемных ситуаций
Слайд 12Технология опорных конспектов Выделение главного и основного установление логических связей умение
работать самостоятельно развивать индивидуальные способности, память, логическое мышление делать выводы
Технология опорных конспектов
Слайд 14 «Составь слово», «Справочное бюро», «Третий лишний», «Заочное путешествие», «Географические диктанты»,
«Туристическое агентство «По странам и континентам»», «Угадай» и т.д.
Дидактические игры
Слайд 15Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь
на просторе …
А затем задать вопросы: «Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?»
5. Использование на уроке дополнительной литературы
Слайд 16Урок начинается с прочтения учителем литературного отрывка из произведения Ж.Верна: «Огнедышащая
гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал…
Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».
За тем дети рассматривают и обсуждают иллюстрации разных типов вулканов. В ходе обсуждения актуализируется социальный опыт, знания учащихся (такие понятия, как жерло, лава, пепел известны большинству учащихся). Результатом обсуждения является схематический рисунок внутреннего строения вулкана, зафиксированный на доске и тетрадях учащихся.
Следующий этап: эмоциональный рассказ учителя об извержении вулкана ВЕЗУВИЙ. В рассказе вплетаются отрывки из воспоминаний Плиния Младшего, демонстрируется и совместно с детьми обсуждается репродукция картины К,Брюллова «Последний день Помпеи», учитель декламирует стихотворение А.С.Пушкина «…Везувий».
Далее возможна работа с различными средствами обучения: текстом учебника (классификация вулканов) и географической карты (номенклатуры).
Итогом урока является самостоятельная работа учащихся по формулировке определения «вулкан».
Слайд 19Возможность использования на разных этапах урока
Возможность разнообразить урок
Наглядность…
Информационные технологии Формируют у
учащихся научное мировоззрение и полную картину окружающего пространства Положительно влияют на познавательную активность учеников Повышают мотивацию к изучению предмета - тематические презентации – «Достопримечательности Италии», «Бразилия» и т.д. - теоретический материал – «Канада», «Япония» и др. - учебные проекты учащихся: «Россия на карте часовых поясов», «Затопление прибрежных территорий», «Удивительный мир озёр» и др.
15. Информационно-компьютерные технологии
Слайд 20Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий
потенциал ребёнка, если ученик задействован в учебном процессе, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.