Презентация, доклад по географии для 9 класса Экологический букварь

Содержание

содержание Введение Экология Внешняя среда Экологические факторы Экологическая ниша Цепи питания Правило экологической пирамиды Биогеоценоз Экологическая система Биосфера Флора Фауна Охрана природы Заповедник Природный национальный парк Заказник Красная книга Экологическая катастрофа Несколько добрых советов Проверь себя

Слайд 1Новодугинский РРЦ
Экологический букварь
Материал к элективному курсу «Экологическая культура» для учащихся

9 класса

Работа учителя географии МОУ Печениченской основной общеобразовательной школы Трищенковой Веры Александровны

с.Новодугино 2009

Новодугинский РРЦЭкологический букварь Материал к элективному курсу «Экологическая культура» для учащихся 9 классаРабота учителя географии МОУ Печениченской

Слайд 2
содержание
Введение
Экология
Внешняя среда
Экологические факторы
Экологическая ниша
Цепи

питания


Правило экологической пирамиды

Биогеоценоз

Экологическая система

Биосфера

Флора

Фауна

Охрана природы

Заповедник

Природный национальный парк


Заказник


Красная книга


Экологическая катастрофа

Несколько добрых советов


Проверь себя

Литература

Заключение


содержание Введение Экология Внешняя среда Экологические факторы Экологическая ниша Цепи питания Правило экологической пирамиды Биогеоценоз Экологическая система

Слайд 3Есть просто храм.
Есть храм науки
А есть еще природы храм –
С

лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй её святынь.


Есть просто храм. Есть храм наукиА есть еще природы храм –С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он

Слайд 4Экология -
относительно молодая наука. Она появилась немногим более ста

лет назад. Термин «Экология» впервые употребил немецкий биолог Эрнст Геккель(1869г). Он предложил название экологии для одной из ветвей зоологии, т.е. эта научная дисциплина возникла в рамках биологической науки. Слово «экология» происходит от греческого слова, что значит «дом», «жилище».
«Экология» - наука о доме, природном доме, который есть у каждого растения, животного, человека. Все, что нас окружает живые организмы в природе, - их дом.
Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны с окружающем миром


Экология - относительно молодая наука. Она появилась немногим более ста лет назад. Термин «Экология» впервые употребил немецкий

Слайд 5Внешняя среда -
это условия, в которых живет организм, всё, с

чем он соприкасается: почва, снег, тепло, холод, ветер, враги, друзья, себе подобные….

А вот зайцу- беляку
Можно спрятаться в снегу,
А когда земля черна,
То тогда издалека
Шуба заячья видна –
Филин ловит беляка


Внешняя среда - это условия, в которых живет организм, всё, с чем он соприкасается: почва, снег, тепло,

Слайд 6Экологические факторы -
факторы среды, которые действуют на организм.

Экологические факторы



Абиотические

факторы.
Они составляют все влияющие на организм элементы неживой природы: свет. температура, влажность и т.д.


Биотические факторы.
К ним относятся непосредственные воздействия, которые испытывает организм со стороны окружающих его живых существ.

Антропогенные факторы.
К нему относятся воздействия на живые организмы человека и его влияние через среды обитания.


Экологические факторы - факторы среды, которые действуют на организм.Экологические факторы Абиотические факторы. Они составляют все влияющие на

Слайд 7Экологическая ниша -
это место, которое занимает вид в сложной системе

экологических взаимоотношений с другими организмами и факторами неживой природы.
Каждый вид живых организмов занимает свое место в биосфере нашей планеты. Часто считают, что экологическая ниша - это какое - то пустое пространство в природе, которое вид может заполнять или освобождать. Это не так. Экологическая ниша возникает и исчезает вместе с приобретением каких - то адаптаций данным видом.
Вне вида экологическая ниша не существует. Это не адрес организма, а его профессия. Двух одинаковых экологических ниш в природе не существует, поскольку нет двух одинаковых видов: каждый вид чем - нибудь специальным приспособлением отличается от любого другого.


Экологическая ниша - это место, которое занимает вид в сложной системе экологических взаимоотношений с другими организмами и

Слайд 8Цепи питания -
это пищевые связи, которые устанавливаются в биогеоценозе
Свирепый волк

с кормящею волчат волчицею – гроза невинных стад

Орел стремясь из небес стрелою. Грозит голубке смертью злою

А соловей съедает светляка, не посмотрев на его прелесть

Голубка ж, как овца, должна. Кормясь, губить ростки и семена

Охотнице – сове, средь ночи темной,
Не жаль певца любви и неги томной


Цепи питания - это пищевые связи, которые устанавливаются в биогеоценозеСвирепый волк с кормящею волчат волчицею – гроза

Слайд 9Правило экологической пирамиды

300 шт

900 тыс. шт
27 млн.шт.
1000 тонн
.

На нижней полочке, самой длинной, расположены растения, их «заложено» 1000 тонн. Ими питается 27 млн. кузнечиков. Они расположены на следующей полочке. Она короче, т.к. не вся масса растений используется. На третьей горизонтали – лягушки (их до 90 тысяч), питающиеся кузнечиками, их полочка, естественно, короче предыдущей. А на четвертой – форели, взращенные на лягушках. Но эти лягушки прокормят собой до взрослого состояния только 300 форелей. А это вполне может составить годовой рацион человека.

Форель
Лягушка
Кузнечики
Растительность






Правило экологической пирамиды            300 шт

Слайд 10Биогеоценоз -
составляют все живые существа, зависимые друг от друга, населяющие

определенный участок суши. Обитатели хвойного леса образуют один биогеоценоз, обитатели болота – другой, растения и животные луга третий. Связь между обитателями биогеоценозов осуществляется через питание.



АВТОТРОФЫ – организмы, способные синтезировать из неорганических веществ необходимые им для жизни органические вещества за счет солнечной энергии. Это растения

ГЕТЕРОТРОФЫ - организмы, использующие для питания готовые органические вещества, создаваемые гетеротрофами. К ним относятся: Животные, большинство бактерий, грибы.

По способу питания растения делятся на две группы:


Биогеоценоз - составляют все живые существа, зависимые друг от друга, населяющие определенный участок суши. Обитатели хвойного леса

Слайд 11 Экологическая система -
это группа живых организмов и среды их

обитания, составляющие единое целое на основе пищевых связей.
Экосистема - объекты разной сложности и размеров.


Экологическая система - это группа живых организмов и среды их обитания, составляющие единое целое на основе

Слайд 12Биосфера -
это оболочка планеты, которая населена живыми организмами, именно они

сыграли в ее формировании основную роль. Биосферу можно назвать «живой пленкой» планеты, состоящей из сообществ бактерий, грибов, растений и животных.


Биосфера - это оболочка планеты, которая населена живыми организмами, именно они сыграли в ее формировании основную роль.

Слайд 13Флора -
это имя богини цветов в древней мифологии. Латинское слово

«FLOS» означает «цветок». Позднее, в 17 – 18 веках, когда появилась мода украшать научные труды аллегорическими названиями, заглавие «флора» стали давать книгам, посвященным описанию растительного мира какой – либо области. В наше время флорой называют множество видов растений, которые произрастают на какой – либо территории.
Всегда термин «флора» подразумевает, во – первых, полноту исчисления видов, во – вторых, определенную территорию, для которой это исчисление производится.
Во флоре всего земного шара насчитывается 250 – 300 тыс. видов ныне живущих растений.


Флора - это имя богини цветов в древней мифологии. Латинское слово «FLOS» означает «цветок». Позднее, в 17

Слайд 14Фауна -
это совокупность всех видов животных, обитающих в данной местности.

Древние римляне называли фауной богиню полей, лесов и покровительницу стад животных.
Фауну характеризуют ее видовым составом – числом видов из разных групп животных. Другая важная характеристика фауны – степень ее своеобразия. Формирование фауны какой – либо области происходит в зависимости от ее рельефа, климата, наличия географических преград. В истории Земли многие фауны сменяли одна другую. Такие смены влекли за собой распространение одних видов и исчезновение других.
Фауна Земли насчитывает не менее 1 500 000 видов. Изучение ее имеет практическое значение при регулировании численности животных и для охраны природы


Фауна - это совокупность всех видов животных, обитающих в данной местности. Древние римляне называли фауной богиню полей,

Слайд 15Охрана природы -

комплекс мероприятий, охватывающих охрану, рациональное использование и восстановление

объектов живой и неживой природы.
Вот только несколько тревожных фактов. Из недр Земли изымается в год 100 млрд. т. минералов. Их них более 90% идет в отбросы. Под угрозой исчезновения 1 тыс. видов животных и 25 тыс. видов растений.

Природа наша терпит, терпит, терпит
Но сколько может вынести обид
И вот однажды, вы уже поверьте,
Она нам очень сильно отомстит.

А главная причина этого – разрушение среды обитания. Дело охраны природы имеет государственную важность, т.к. должно вестись в соответствии с законами.


Охрана природы - комплекс мероприятий, охватывающих охрану, рациональное использование и восстановление объектов живой и неживой природы. Вот

Слайд 16
Заповедник -
от слова «заповедовать». Основной его смысл – повелевать,

предписывать, наказывать к неприменному исполнению, обязывать к чему- либо.
История заповедного дела насчитывает уже более сотни лет. И с самого начала, заповедуя какой либо участок земли, прежде всего изымали его из хозяйственного пользования, делали из него «запретник».
Заповедники служат цели сохранения генофонда живой природы на планете, качественного многообразия жизни на Земле.

В заповеднике воздух чистый струится,
Здесь листва, как старинная медь,
Здесь поют полным голосом птицы,
Ест горстями малину медведь.
Все вокруг говорит о доверье –
Светлый лес с островками цветов,
Не боятся здесь птицы и звери
Человеческих громких шагов.


Заповедник - от слова «заповедовать». Основной его смысл – повелевать, предписывать, наказывать к неприменному исполнению, обязывать

Слайд 17Природный национальный парк -
это территория, образуемая для сохранения природных комплексов,

имеющих особую экологическую ценность, изымаемая из хозяйственного пользования в научных, экологических, просветительных и культурных целях.


СМОЛЕНСКОЕ

ПООЗЕРЬЕ

15 апреля

1992г.


Национальный парк раскинулся на площади 146247 га на территории Демидовского и частично Духовщинского районов. ¾ территории парка покрыто лесами, 2500 га – площадь зеркальных озер. Удивительный это край, своеобразный! Три десятка уникальных озер ледникового происхождения с главным из них Сапшо. Озера окружены хвойными и лиственными лесами, в толщах земли обнаружены минеральные воды.


Природный национальный парк - это территория, образуемая для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую ценность, изымаемая из

Слайд 18Заказник -
охраняемая природная территория охраняемая природная территория, на которой

под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты

В настоящее время в России действуют 69 заказников федерального значения общей площадью около 170000 кв. км в 45 субъектах федерации, а также почти 12 тысяч региональных заказников.


Заказник -  охраняемая природная территория охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не весь природный

Слайд 19Красная книга -
представляет собой списки редких и находящихся под угрозой

исчезновения видов растений и животных, содержащих данные об их распространении, особенностях строения. Здесь же указываются основные причины, приведшие к резкому сокращению численности или даже исчезновению видов.
История создания Красной книги СССР берет начало с 1964года, когда ученые составили списки всех видов нашей фауны, состояние которых вызвало тревогу. В первое издание книги было занесено 62 вида и подвида млекопитающих, 63 вида птиц, 8 видов земноводных, 21 вид пресмыкающихся, а также 444 вида высших растений.

Для книги, иногда, объем
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер»

Мы не наследуем Землю у наших отцов.
Мы берем в долг ее у наших детей»
К. Паустовский


Красная книга - представляет собой списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, содержащих

Слайд 20Экологическая катастрофа -
крайне неблагоприятное изменение условий природной среды на обширной

территории, возникающее в результате действия разрушительных естественных или антропогенных сил и сопровождающееся большим экологическим ущербом – массовой гибелью живых организмов, разрушением экологических систем.

Потерпело аварию судно,
которое везло нефть.
Она вылилась в море.

Страдают птицы, многие погибают.
Страдают рыбы, вскоре погибнут
Водоросли, морские моллюски.

Они задохнутся, потому что нефть не пропускает в воду кислород…
Люди не смогут отдыхать в этих местах.

1 тонна нефти
покрывает 12 кв.км.
воды.

Нефть душит океан,
Нарушает его газообмен



Экологическая катастрофа - крайне неблагоприятное изменение условий природной среды на обширной территории, возникающее в результате действия разрушительных

Слайд 21Несколько добрых советов:



Учись понимать природу, стань ее другом и

защитником.
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри,
слушай и не шуми.
Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для
природы что – то полезное.
Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай
животных.
Охраняй чистоту вод заботься о родниках и колодцах.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя
пребывания в ней.
Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее
вредителей и несознательных туристов.


Несколько добрых советов: Учись понимать природу, стань ее другом и защитником. Радуйся красоте природы, не вреди ей

Слайд 22не навреди !
не навреди !

не навреди ! не навреди !

Слайд 23Берегите землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные

блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите!

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и
маленький цветок


Берегите землю!Берегите жаворонка в голубом зените,Бабочку на стебле повилики,На тропинке солнечные блики,На камнях играющего краба,Над пустыней тень

Слайд 24Проверь себя
1. Термин «экология» введен в науку

, что в переводе с означает .
2. Различают три разные по своей природе группы факторов:
А. ____________
Б.____________
С. ___________

3. Определите правильно составленную цепь питания:
плотва – цапля – окунь – водоросли
цапля – водоросли – окунь – плотва
водоросли – плотва – окунь – цапля
водоросли – окунь – цапля.

4. Какой клещ – основной переносчик возбудителя клещевого энцефалита?
собачий
чесоточный
паутинный
таежный



Геккель

греческого




Дом, жилище

Абиотические

Биотические

Антропогенные










Проверь себя 1. Термин «экология» введен в науку         ,

Слайд 25
Литература
Большая оксфордская энциклопедия. М.: РОСМЭН, 2007. - 661 с.
Буковский Е.М..

Экологические олимпиады. М.: Аркти, 2008. - 93 с.
Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни. В.: Учитель, 2001. - 160с.
Савченков В.И., Шматков А.А.. Экология на уроках географии. С.: 2000.- 72 с
Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Экологический калейдоскоп. С.: 2002. - 135 с.
Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Куришкина Л.А. Экологический букварь. С.: 1994. - 58 с.
Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Экологическое образование на Смоленщине. С.: 2009.- 60стр.
Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни. В.: Учитель, 2001. - 160с.
Фадеева Г.А. Экологические сказки. В.: Учитель, 2003. - 56 с.
Фадеева Г.А. Экологические сказки. В.: Учитель, 2003. - 56 с.
Энциклопедия для детей. География. М.: 2006. - 702с.
Энциклопедический словарь юного географа – краеведа. М.: Педагогика, 1981. - 384 с.
Я люблю эту Землю. М.: Красико - Принт., 2000. - 128с.




Слайд 25

Литература Большая оксфордская энциклопедия. М.: РОСМЭН, 2007. - 661 с.Буковский Е.М.. Экологические олимпиады. М.: Аркти, 2008. -

Слайд 26Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтоб были голубыми небеса,
Чтобы

речка серебрилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкою жил смешной еж.
Чтобы белочка скакала.
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!


Мы хотим, чтоб птицы пели,Чтоб вокруг леса шумели,Чтоб были голубыми небеса,Чтобы речка серебрилась,И была на ягодах роса!Мы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть