Презентация, доклад по географии 8 класс

Содержание

Это край суровой и молчаливой тундры и бесконечных таежных лесов. Это край многочисленных озер (среди них и два самых больших в Европе – Ладожское и Онежское), бурных карельских речек, островов и фьордов Белого Моря.

Слайд 1Жемчужины европейского севера

Жемчужины европейского севера

Слайд 2Это край суровой и молчаливой тундры и бесконечных таежных лесов. Это край

многочисленных озер (среди них и два самых больших в Европе – Ладожское и Онежское), бурных карельских речек, островов и фьордов Белого Моря. А весной и осенью место это становится прибежищем для мигрирующих околоводных птиц, в частности уток. Летом здесь совсем не сложно встретить обыкновенную гагу, а можно понаблюдать за гнездящимися на многочисленных островках колониями морских птиц, самая крупная из которых находится на территории Кандалакшского заповедника. Регион чрезвычайно богат и историко-культурными памятниками, среди которых Валаамский монастырь, Кижи, монастыри и остатки сталинских лагерей на Соловецких островах. Вас ждут также многочисленные острова и богатый подводный мир Белого Моря, плавание и походы в нетронутые уголки девственной природы. Вы сможете увидеть вблизи колонии белуги. Вы получите уникальный шанс посетить настоящие жемчужины этой местности: заповедники Пинежский, Нижнесвирский, Лапландский и Печоро-Илычский, часть объекта Мирового Наследия «Девственные леса Коми».
Это край суровой и молчаливой тундры и бесконечных таежных лесов. Это край многочисленных озер (среди них и два

Слайд 3 Кенозерский Национальный парк
Архангельская область, Плесецкий и Каргопольский районы

 Кенозерский Национальный паркАрхангельская область, Плесецкий и Каргопольский районы

Слайд 4

История основания Территория Кенозерья заселялась человеком как минимум с IV тысячелетия до н.э. На территории парка обнаружены поселения эпохи неолита, относящихся к так называемой Каргопольской культуре раннего металла. Колонизация этих земель славянами проходило в два этапа. В X-XIV край заселяляся выходцами из новгородских и ростово-суздальских земель, а позже, в XV-XVIII веках Яркую хозяйственную, культурную и этико-эстетическую самобытность придало краю взаимодействие культур славян и местных угро-финских племен, сменивших протосаамов. Бережное отношение населения к природе прослеживается в обрядах, поверьях и других элементах культуры, берущих свое начало в дохристианских языческих временах. Пример тому – сохранение и в наши дни «святых» рощ, камней, отдельных деревьев. Парк был образован в 1991 году для охраны и организации рекреационного использования хвойных среднетаежных лесов Русского Севера, а также ряда памятников истории и культуры. В 2004 году он был включен во Всемирную сеть биосферных резерватов.

Слайд 6Онега
Город у Белого моря. Этот небольшой провинциальный северный городок

известен далеко за пределами России. Именно здесь, у самого Белого моря, живут настоящие поморы, которые когда-то мастерили вместе с Петром I российские корабли. Но не только корабелами гордится город. Именно отсюда, с онежской земли, поставляли к царскому столу семгу. Несмотря на сложные экономические условия современности, здесь и в настоящее время успешно функционирует и периодически модернизируется крупный лесоперерабатывающий комбинат.
В Онеге есть свой рыбзавод, выращивающий мальков семги. Набрав определенный вес, мальки покидают стены родного завода, их выпускают, давая возможность развиваться в естественных природных условиях.
Население города - чуть больше 20 тысяч человек, но все жители отличаются преданностью родному краю. Особый интерес представляет небольшой остров Кий, расположенный вблизи Онеги. Именно здесь скрывался Никон, бежавший из Соловецкого монастыря. Природа Кия уникальна, она воспета многими поэтами, изображена на полотнах отечественных и зарубежных художников.
Онега  Город у Белого моря. Этот небольшой провинциальный северный городок известен далеко за пределами России. Именно

Слайд 8Столбы выветривания, Республика Коми

Столбы выветривания, Республика Коми

Слайд 9 Столбы выветривания (мансийские болваны) —

геологический памятник, расположенный в Троицко-Печорском районе Республики Коми на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр («Малая гора идолов» в переводе с языка манси), в междуречье рек Ичотляга и Печоры. С этим необыкновенным место связано множество легенд. Столбы считаются одним из семи чудес России.
Находятся Столбы выветривания довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до них — уже в некотором смысле подвиг. Для этого, кстати, необходимо получить пропуск у администрации заповедника.
Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицито-кварцитовые сланцы разрушались меньше и сохранились до наших дней.
Один столб, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. Вот уж действительно: это место идеально для фантазии фотографа! В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подъем на Маньпупунёр считался величайшим грехом.
Столбы выветривания (мансийские болваны) — геологический памятник, расположенный в Троицко-Печорском районе Республики

Слайд 10Сейдозеро, Кольский полуостров, Мурманская область

Сейдозеро, Кольский полуостров, Мурманская область

Слайд 11Озеро в Ловозерских тундрах на Кольском полуострове. «Сейд» в переводе с саамского языка означает «священный».

Озеро расположено на высоте 189 м над уровнем моря. Длина Сейдозера — 8 км, ширина — от 1,5 до 2,5 км.
По мнению ряда писателей-фантастов и уфологов, одно из предполагаемых мест существования гиперборейской цивилизации. Искатели неизведанного изучают эти места с 1922 года.
Озеро в Ловозерских тундрах на Кольском полуострове. «Сейд» в переводе с саамского языка означает «священный». Озеро расположено на высоте 189 м над уровнем

Слайд 12Мраморный каньон Рускеала, Республика Карелия, деревня Рускеала

Мраморный каньон Рускеала, Республика Карелия, деревня Рускеала

Слайд 13Горный парк «Рускеала» — туристический комплекс, расположенный в Сортавальском районе Республики Карелия рядом

с посёлком Рускеала. Основным объектом комплекса является заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер.
Каменоломни, обнаруженные пастором Алопеусом, начали разрабатываться в начале правления Екатерины II. Первыми разработками руководил капитан Кожин, которого консультировали итальянские специалисты. Сегодня протяжённость карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15-18 метров.
Мрамор Рускеалы использован в сооружении самых красивых и значимых зданий Санкт-Петербурга, его дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская». В 2010 году в Рускеале прошла значительная часть съёмок фильма «Тёмный мир».
Горный парк «Рускеала» — туристический комплекс, расположенный в Сортавальском районе Республики Карелия рядом с посёлком Рускеала. Основным объектом комплекса является

Слайд 14Карелия

Карелия

Слайд 15 В Карелии функционирует курорт «Марциальные воды», основанный еще

Петром Первым, 5 турбаз и туркомплекс «Карелия».
На Кольском полуострове действуют 4 турбазы, санаторий «Мурманин» и несколько санаториев-профилакториев.
В Архангельской области имеются курорты «Сольвычегодск», «Солониха» и «Беломорье», летний дом отдыха «Кий-остров», 2 турбазы и туристская гостиница.
В Вологодской области и республике Коми рекреационная сеть развита слабо: на всю обширную территорию приходится 2 санатория, 2 дома отдыха и 3 туристские базы. Строится туристская гостиница в Вологде.
В Карелии функционирует курорт «Марциальные воды», основанный еще Петром Первым, 5 турбаз и туркомплекс

Слайд 16Русский Север знаменит своими промыслами: резьба по кости и дереву, плетение

из бересты, художественная обработка металла («мороз по жести», «профильное железо», «северная чернь»), глиняная игрушка, ткачество, вышивка, кружевоплетение и др.
Основными центрами народных ремесел являются Великий Устюг, Каргополь, Холмогоры. Специализированные предприятия сосредоточены в Архангельске, Вологде и Санкт-Петербурге.
Уникальные этнографические деревни встречаются во многих районах Архангельской и Вологодской областей. Всемирно известные образцы северного деревянного зодчества представлены в Кижах и Малых Корелах.
Русский Север знаменит своими промыслами: резьба по кости и дереву, плетение из бересты, художественная обработка металла («мороз

Слайд 17«мороз по жести»
Уникальный вид народного художественного мастерства,

бытовавший в Великом Устюге с конца XVIII столетия. Тонкий лист жести обрабатывался известным лишь мастеру способом, после чего на поверхности листа образовывался необычайно прочный рисунок, сходный с тем, которым «расписывает» мороз оконные стекла зимой. Фантастический рисунок на жести, обладая большой декоративностью, имел различные оттенки – золотые, оранжевые с перламутровыми переливами, серебристые, малахитовые.
Обработанной таким образом жестью обивались декоративные шкатулки, сундучки, иногда в сочетании с просечным железом. Шкатулки и ларцы часто устраивались с «секретом», то есть нужно было в определенной последовательности нажать кнопки или передвинуть задвижки прежде, чем шкатулка откроется. Известны шкатулки, имевшие 24 «секрета». 
«мороз по жести» Уникальный вид народного    художественного мастерства, бытовавший в Великом Устюге с конца

Слайд 18 Остров Валаам Валаам — представляет

собой архипелаг, состоящий более чем из 50 островов. Главным достопримечательным отличаем является расположение православного мужского монастыря, именуемый Валаамиским Спасо-Преображенским монастырем. 
Он сложен прочными кристаллическими горными породами - древними гранитами и диабазами. Берега острова сильно изрезаны бухтами, поблизости много мелких островков - шхер. Не позднее начала XIV в. здесь был основан Валаамский (Спасо-Преображенский) монастырь. Он славился своим строгим ycтaвом и часто использовался в качестве монастырской тюрьмы. В монастыре было хорошо налажено хозяйство - животноводство, садоводство, огородничество, рыбная ловля, кустарные промыслы. До наших дней сохранились постройки начала XVIII- конца XIX в.: Спасо-Преображенский собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская цepковь­, гостиница, конюшенный и водопроводный дома, помещения Белого и Красного скитов.
В XII в. он принадлежал Новгород­у, в начале XVII В. его заняли шведы (монастырь разрушен ими в 1611 г.). С начала XVIII в. Валаам стал вновь российской территорией; В 1715 г. монастырь был восстановлен. В 1918 г. остров захватили белофинны, и только в 1940 г. он возвратился в состав России. В 1979 г. на Валааме создали музей-заповедник, который пользуется большой популярностью у многочисленных туристов.
Остров Валаам Валаам — представляет собой архипелаг, состоящий более чем из

Слайд 23Водопад Кивач.
Более 200 лет назад, в екатерининское время, побывал здесь первый

поэт той далекой эпохи Г. Державин. Большую роль в популяризации Кивача сыграл первый карельский губернатор, он же известный поэт Державин Г. Р. В 1785 году объезжая свою губернию он впервые посетил водопад Кивач и посвятил Кивачу оду «Водопад». Неоднократно упоминал Кивач в своих поэмах о Карелии и сосланный в Петрозаводск поэт-декабрист Ф. Н. Глинка. 
Водопад Кивач. Более 200 лет назад, в екатерининское время, побывал здесь первый поэт той далекой эпохи Г.

Слайд 24 Водопад Кивач расположен на реке Суна, в Карелии

 Водопад Кивач расположен на реке Суна, в Карелии

Слайд 26ВОДОПАД
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Шумит, и средь густого бора
Теряется в глуши потом;
Луч чрез поток сверкает скоро;
Под зыбким сводом древ, как сном Покрыты, волны тихо льются,
Рекою млечною влекутся.
Седая пена по брегам
Лежит буграми в дебрях темных;
Стук слышен млатов по ветрам,
Визг пил и стон мехов подъемных:
О водопад! в твоем жерле
Всё утопает в бездне, в мгле!
Ветрами ль сосны пораженны?
Ломаются в тебе в куски;
Громами ль камни отторженны?-
Стираются тобой в пески;
Сковать ли воду льды дерзают?-
Как пыль стекляна ниспадают.
ВОДОПАДАлмазна сыплется гора С высот четыремя скалами, Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу, бьет вверх буграми; От

Слайд 28Кижи .
Включает в себя исторический ансамбль и потрясающе красивую природу. Кижи

или он же, кижский погост, обладает уникальной архитектурной ценностью. Представляет собой две церкви и башню (колокольню), построенных в 18-19 веках

 Кижи с 1990 года внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Много раз Кижи соревновались за звание восьмого чуда света, более того, местные жители его вполне принимают за чудо света.

Кижи .Включает в себя исторический ансамбль и потрясающе красивую природу. Кижи или он же, кижский погост, обладает

Слайд 29Бытует легенда что, что мастер, построивший этот чудесный ансамбль, использовал лишь

один один топор, а после выбросил его в озеро, дабы никто не смог повторить.
Бытует легенда что, что мастер, построивший этот чудесный ансамбль, использовал лишь один один топор, а после выбросил

Слайд 32Известный русский художник И. И. Шишкин в своих картинах запечатлил красоту

северного края. “Сосна на Валааме”, “На Севере диком…”.
Известный русский художник И. И. Шишкин в своих картинах запечатлил красоту северного края.  “Сосна на Валааме”,

Слайд 34Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри

Архитектурной жемчужиной Севера считается Кирилло-Белозерский мо­настырь на Вологодчине.

Его основатель Кирилл Белозерский (1337-1427) был настоятелем Симонова монастыря в Москве. В 1397 г. он покинул сто­лицу и поселился в землянке на берегу Сиверского озера, положив нача­ло монастырю. Постепенно приют укреплялся, его владения постоянно приращивались лесными, земельными, рыбными угодьями. Вскоре после пожара 1537 г. вместо деревянных укреплений вокруг монастыря поднялись каменные стены и башни Старого города, выдержавшие в 1612-1613 гг. осаду, а позднее (до 1616 г.) и несколько нападений польско-литовских интервентов. В 1653-1682 гг. были возведены грандиозные крепостные стены Нового города, прекрасно сохранившиеся до наших дней. В музее монастыря хранится богатейшая коллекция древнерусских икон. Недалеко от Кирилло-Белозерского находится более скромный по размерам Ферапонтов монастырь, известный фресками знаменитого ико­нописца Дионисия, выполненными в 1500-1502 гг.
Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыриАрхитектурной жемчужиной Севера считается Кирилло-Белозерский мо­настырь на Вологодчине. Его основатель Кирилл Белозерский (1337-1427) был

Слайд 35Единственные сохранившиеся фрески кисти Дионисия находятся в Ферапонтове.
Николай Рубцов В потемневших лучах

горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то Божье в земной красоте. И однажды явившись из грезы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как березы, Диво дивное в русской глуши!...
Единственные сохранившиеся фрески кисти Дионисия находятся в Ферапонтове.Николай Рубцов  В потемневших лучах горизонта Я смотрел на

Слайд 36

История Кирилло-Белозерского монастыря
Устав Кирилло-Белозерского монастыря был строгим. В грамоте к Можайскому князю Андрею Дмитриевичу, владевшему Белозерьем, прп. Кирилл пишет: «Да будут изгнаны из монастыря ропотники и раскольники, которые не захотят игумену повиноваться ... дабы и прочая братия страх имела». Особое внимание уделялось библиотеке и копированию книг, и не только церковных. 

В 1601 году в ней хранилось 1065 рукописных и старопечатных книг. Наиболее ценная часть библиотеки была впоследствии передана библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии. 

Особенна связь монастыря и Ивана IV, царя Грозного. По преданию, он был вымолен родителями по молитвам в Кирилло-Белозерском монастыре. И Иван Грозный не забывал об этом. В монастырь он посылал обильные дары и… ссыльных бояр. Потом послал в монастырь знаменитое письмо, обличающее образ жизни белозерских монахов. А за несколько часов до смерти, Иван VI был пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря с именем Иона. 


Слайд 39Европейский Север России принадлежит к числу наиболее значительных регионов распространения старообрядчества.

Однако в исторической науке сложилось явное противоречие между общепризнанным размахом здесь старообрядчества и отсутствием конкретной и полной картины его численности, территориальной локализации, демографического и социального состава..
Европейский Север России принадлежит к числу наиболее значительных регионов распространения старообрядчества. Однако в исторической науке сложилось явное

Слайд 41Наконец, нужно учитывать, что старообрядчество на Европейском Севере России не остается

лишь феноменом прошлого, но до сих пор существует как явление действительности. Более того, в последние годы отмечается даже некоторая активизация его деятельности: увеличение официального числа верующих-старообрядцев, регистрация нескольких старообрядческих общин.
Наконец, нужно учитывать, что старообрядчество на Европейском Севере России не остается лишь феноменом прошлого, но до сих

Слайд 46Староверы в истории России - феномен поразительный. Они впечатляют преданностью вере,

сохранением древнерусской культуры на протяжении 300 лет.
Гонения на приверженцев старой веры начались в царствование Алексея Михайловича, во время патриаршества Никона. Как отколовшийся непокорный народ, староверов объявили вне закона, лишили всех прав и преследовали за веру.
Староверы уходили от преследования в леса, строили новые дома, распахивали землю на раскорчеванных участках, осушали болота, осваивали тайгу и даже районы вечной мерзлоты. На новых местах эти сильные люди жили общиной, были религиозно едины, уверены в себе и в товарищах, отличались трезвостью и здоровьем. Любили землю, были выносливы в борьбе с суровой природой.
Селились в самых глухих и труднодоступных рай­онах. В конце XVII века старообрядчество распалось на два основных течения - поповщину и беспоповщину.
До сих пор встречаются факты, когда старообрядцы-беспоповцы не пользуются водой из водопровода, а берут ее из ключа. Не проводят электрический свет и радио в свои дома, не ездят на машинах, а предпочитают ездить на лошадях или ходить пешком. Они разделяют «чистую» и «мирскую» посуду, не оставляют открытыми ведра с водой. Особенно строго относятся старообрядцы к посуде, которую делят на три группы. Первую группу называют «православна». Из этой посуды соборные люди (молящиеся) употребляют пищу. Обычно эта посуда изготовлена из дерева или глины. Глиняную посуду обязательно калят в протопленной печи. Потом несут к ключу, ополаскивают и сушат на солнце. Затем заворачивают в холщовую ткань и хранят в открытом месте. Из нее посторонних не накормят, не напоят. Каждый имеет свою индивидуальную посуду и на моления обязательно берет с собой свою чашку, ложку. Чашку обычно не моют, ее вылизывают.
Молятся по-старому, по книгам. Руководит молением духовница. Книги, иконы приносят с собой. Руководит собором духовник или духовник и казначей. Не молятся при электрическом свете. Крестики у старообрядцев своеобразные, с орнаментом, и делятся на мужские, женские и детские. Женский крестик круглее и меньше мужского, детские - еще меньше.
Раньше для духовника были строжайшие правила - запреты. Он, например, не имел права ходить в баню, мылся только дома, чаще в подполье, чтоб никто не видел. Сейчас духовник в баню идет, но потом просит прошения, замаливает грех.
В последнее время к староверцам стало более терпимое отношение. Но нынче их становится все меньше. Молодые староверы новорожденных чаще крестят по право­славным обычаям.
Староверы в истории России - феномен поразительный. Они впечатляют преданностью вере, сохранением древнерусской культуры на протяжении 300

Слайд 47Источник: http://www.ebftour.ru/evropejskij_sever.htm

Источник: http://www.ebftour.ru/evropejskij_sever.htm

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть