Слайд 1Географическое ресурсоведение и геоэкология.
Тематический контроль знаний по теме «Мировые природные ресурсы»
Слайд 2Географическое
ресурсоведение и геоэкология
Цели урока
1 . Дать определение понятиям
“
географическое ресурсоведение ”, “геоэкология”. 2.Продолжить формирование представлений и знаний об использовании различных видов ресурсов;
4.Работа с контурной картой.
5.Обобщить и закрепить знания по теме «Мировые природные ресурсы»
Слайд 3Проверим домашнее задание
Ответим на вопросы:
«Атмосфера»
Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы
Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.
Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?
Слайд 4Проверим домашнее задание
Ответим на вопросы:
«Гидросфера»
Какие проблемы загрязнения вод Мирового
океана являются наиболее острыми?
Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
Какое загрязнение представляет особую опасность для океана и почему?
Слайд 5Проверим домашнее задание
Ответим на вопросы:
«Литосфера»
Какие вы знаете главные загрязнители, которые
приводят к изменению химического состава почв?
Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «Мусорная цивилизация»
Какие вы знаете наиболее «грязные» отрасли промышленности?
Слайд 6Географическая разминка
Природа - Географическая оболочка - Географическая среда - Окружающая среда
человека.
Слайд 8Географическая разминка
Современная география
Ресурсоведение
Геоэкология
Слайд 9Географическая разминка
Современная география
Ресурсоведение
Геоэкология
Слайд 10Геоэкология
наука,
изучающая процессы и явления возникающие в окружающей природной среде под влиянием антропогенной деятельности.
Данный термин состоит из 3-х греческих слов: «ге" - земля, "ойкос" - дом, "логос" - учение.
Слайд 11Предметом геоэкологии
изучение зависимости состояния геологической среды от природных геологических процессов
и хозяйственной деятельности человека.
Объектом изучения являются естественная геологическая среда и природно-антропогенные системы.
Геоэкологическая среда – генетически единые оболочки земли – литосфера, гидросфера, атмосфера. Природные геологические процессы и антропогенная деятельность влияют, как на отдельные геосферы (недра, воздух, воду), так и на всю планету в целом.
Слайд 12Геоэкология имеет дело не с Землей в целом, а лишь с относительно
тонкой поверхностной оболочкой, где пересекаются геосферы (атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера), и где живет и действует человек.
Слайд 13Экстенсивный путь освоения – вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевые природные
ресурсы.
Интенсивный путь освоения – более полная переработка сырья, повторное использование отходов производств и потребления, применение малоотходной технологии.
Главный вывод: Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем. Антропoгенные изменения широко затронули географическую оболочку планеты, способствуя не только пpoгpeccy, но и росту
Взаимодействие общества и природы
Слайд 14Эколог - это профессионал, занимающийся изучением взаимодействия общества с природой.
Слайд 15мониторинг окружающей среды,
концепция эколого-географической экспертизы
Слайд 16Работа с к/к
Задания: Отметьте на к/к используя материал учебника стр.41-46
1. Самые
грязные реки в мире
2. Самые загрязненные нефтью водные территории
3. Страны с распространением кислотных дождей
4. Загрязненные территории радиоактивным и углекислым газом
5. Страны с загрязненными почвами.
Условные обозначения:
загрязненные реки водные пространства загрязненные нефтью
: : кислотные дожди загрязнение почв
территории с загрязнением радиацией и углекислым газом
Слайд 17Географическое ресурсоведение
изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их
комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспечения.
Слайд 18Ученые, представляющие это направление, разработали различные классификации природных ресурсов, предложили концепции
природно-ресурсного потенциала, ресурсных циклов
Слайд 19ПРП характеризуется двумя главными показателями — размерами и структурой, которая включает
минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.
Слайд 20ресурсообеспечение
это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их
использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
Формула: Р=З/Д
Слайд 21Геолог - человек, занимающийся изучением земных недр, поиском полезных ископаемых
Слайд 23
Проведём расчеты:
8,7
64
87
Природный газ
Слайд 25Ресурсный цикл
Ресурсный цикл позволяет проследить последовательные стадии круговорота природных ресурсов: выявление,
извлечение, переработку, потребление, возвращение отходов обратно в окружающую среду. Примерами ресурсных циклов могут служить: цикл энергоресурсов и энергии, цикл металлорудных ресурсов и металлов, цикл лесных ресурсов и лесоматериалов.
Слайд 26Закрепим знания:
Что изучает геоэкология?
Что такое мониторинг окружающей среды?
Что изучает географическое ресурсоведение?
Что
такое природно-ресурсный потенциал территории?
Слайд 27Контроль знаний
по теме «Мировые природные ресурсы»
Слайд 28Рефлексия
1. На этом уроке у меня была необходимость вспомнить уже изученный
материал.
2. На этом уроке у меня была необходимость действовать.
3. Мне приходилось логически мыслить.
4. Я узнал что-то новое. 5. При необходимости я, сумею воспроизвести определения, не зазубривая их.
6. Я догадался , зачем мы сейчас поднимались.
Слайд 29
Домашнее задание
Стр.52-53 «Блок контроля и взаимного контроля»