Слайд 1«Локальная геоэкологическая проблема станицы Егорлыкской»
Автор: Куричев Владислав
Руководитель: Фурдуй В.Н.
Слайд 2Егорлыкский район на карте Ростовской области
Станица Егорлыкская на карте Егорлыкского района
Слайд 3Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 7 им.
О. Казанского
Наша школа расположена на территории станицы Егорлыкской. Это районный центр. Большая часть населения занята в агропромышленном комплексе и в непроизводственной сфере. Из промышленных предприятий есть небольшие перерабатывающие предприятия. Поэтому основным загрязнителем атмосферного воздуха является автомобильный транспорт – более 60 % выбросов.
Слайд 4Цель исследовательской работы.
Определение локального загрязнения воздуха автомобильным транспортом ст. Егорлыкской в
микрорайоне МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского.
Выявить зависимость загрязнения воздуха от интенсивности движения различных видов транспорта.
Актуальность темы
Актуальность темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество окружающей среды и здоровье населения.
Слайд 5Задачи исследовательской работы
Слайд 6Актуальность выбранной темы
Под воздействием деятельности человека происходят антропогенные изменения газового
состава атмосферы, что приводит к возникновению серьезных геоэкологических проблем: кислотные осадки, локальное загрязнение атмосферы.
Геоэкологические проблемы могут иметь глобальный характер – фоновое загрязнение воздуха (парниковые газы, оксиды азота, серы, и др. вещества.
На фоновое загрязнение воздуха наложены крупные пятна локального загрязнения.
Это одна из важнейших проблем, влияющих на здоровье людей и состояние экосистем.
Последствия локального загрязнения воздуха столь же многообразны, как и загрязнители.
Слайд 7Автомобильный транспорт
является серьезным источником опасных загрязнителей окружающей среды
Взвешенные частицы
Бензол
Двуокись азота
Угарный газ
Альдегиды
Тяжелые металлы
Сернистый газ
Слайд 8Химический состав выхлопных газов
Слайд 9Углеводороды
СН – углеводороды – обладают наркотическим действием. В малых концентрациях вызывают
головную боль, головокружение. Альдегиды при длительном воздействии на человека вызывают раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, а при повышении концентрации отмечаются головная боль, слабость, потеря апетита, бессонница.
Слайд 10Оксид углерода
СО – оксид углерода, это бесцветный , без запаха газ
настоящий яд для организма человека. Когда он попадает в кровь, эритроциты теряют способность снабжать ткани кислородом.
Это сказывается на состояние нервной системы, сердечно - сосудистой,системы вызывает удушье.
Слайд 11 Диоксид углерода СО2
Диоксид углерода СО2
(углекислый газ) – не оказывает токсического действия на организм человека. Он хорошо поглощается растениями с выделением кислорода. Но при наличии в атмосфере земли значительного количества углекислого газа, поглощающего солнечные лучи, создается парниковый эффект, приводящий к так называемому «тепловому загрязнению». Вследствие этого явления повышается температура воздуха в нижних слоях атмосферы, происходит потепление, наблюдаются различные климатические аномалии. Кроме того, повышение содержания в атмосфере СО2 способствует образованию «озоновых» дыр. При снижении концентрации озона в атмосфере земли повышается отрицательное воздействие жесткого ультрафиолетового излучения ни организм человека.
Слайд 12Оксид азота
NO – оксид азота. Ядовитый газ, раздражающе действует на органы
дыхания. Окислы азота в дыхательных путях, соединяясь с водой, превращаются в азотную и азотистую кислоты, они вызывают раздражение слизистых облочек и весьма тяжелые заболевания. Окислы азота в несколько раз более опасны для человека, чем окись углерода.
Слайд 13Выхлопные газы
Сажа
Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашины
часть углеводородов превращается в сажу, содержащие смолистые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при технической неисправности мотора Сажа при попадании в организм человека вызывает негативные последствия в дыхательных органах. Если относительно крупные частицы сажи размером 2…10 мкм легко выводятся из организма, то мелкие размером 0,5…2 мкм задерживаются в легких, дыхательных путях, вызывают аллергию. Как любая аэрозоль, сажа загрязняет воздух, ухудшает видимость на дорогах, но, самое главное, на ней адсорбируются тяжелые ароматические-углеводороды, в том числе бенз(а)пирен.
Сернистый ангидрид SО2
Сернистый ангидрид SО2 – бесцветный газ с острым запахом Раздражающее действие на верхние дыхательные пути объясняется поглощение SO2 влажной поверхностью слизистых оболочек и образованием в них кислот. Он нарушает белковый обмен и ферментативные процессы, вызывает раздражение глаз, кашель.
Слайд 14Альдегиды
Альдегиды – при длительном воздействии на человека вызывают раздражение слизистых оболочек
глаз и дыхательных путей, а при повышении концентрации отмечаются головная боль, слабость, потеря аппетита, бессонница, чувство страха, судороги. остановка дыхания.
Слайд 15
Воздействие выхлопных газов на окружающую среду
Слайд 16 Актуальность темы.
Каждый автомобиль выделяет до 4 кг. Вредных веществ за
сутки
За 100 км. пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь
В микрорайоне нашей школы интенсивность движения автотранспорта довольно высока, особенно в утренние и вечерние часы «пик»
Я провел исследовательскую работу по изучению локального загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне нашей школы.
Слайд 18Экспериментальная часть.
Практическая работа № 1.
ТЕМА: Определение загрязненности улиц станицы Егорлыкской,
микрорайона МБОУ Егорлыкской СОШ № 7 им. О. Казанского автотранспортом
Цель: данная практическая работа позволяет оценить загрязненность улиц и микрорайона МБОУ Егорлыкской СОШ № 7 им. О. Казанского автотранспортом в зависимости от его видов.
Методика проведения.
Для определения интенсивности транспортных потоков я выбрал участок улицы Ворошилова с наиболее интенсивным транспортным потоком, и участки автотрасс пер. Тургенева и пер. Первомайского микрорайона нашей школы ; помня при этом, чтобы он был безопасным и удобным для наблюдателя.
Учет машин производился в часы <<пик>> - 8.00 – 8.20 ; 13.00 -13.20 ; 18.00 – 18.20 в течении 20 минут каждого часа наблюдений, затем это число умножается на 3 (интенсивность движения транспорта в час)
Слайд 19Фото со спутника участка ул. Ворошилова (выделено красным).
Слайд 20
Улица Ворошилова - центр станицы Егорлыкской.
Слайд 21Участок автотрассы п.Тургенева, микрорайона МБОУ ЕСОШ № 7 им. О.
Казанского.
Слайд 22Участок автотрассы переулка Первомайский, микрорайона
МБОУ Егорлыкской СОШ №7 им. О. Казанского
Слайд 23Загруженность автотрассы переулка Тургенева микрорайона МБОУ Егорлыкской СОШ №7 им. О.
Казанского в часы <<пик>> (утренние, обеденные, вечерние)
Слайд 24Загруженность автотрассы переулка Тургенева микрорайона МБОУ Егорлыкской СОШ №7 им. О.
Казанского в часы <<пик>> (утренние, обеденные, вечерние)
Слайд 25Загруженность автотрассы переулка Первомайского,микрорайона МБОУ Егорлыкской СОШ №7 им. О. Казанского
в часы <<пик>> (утренние, обеденные, вечерние
Слайд 26Загруженность автотрассы переулка Первомайского,микрорайона МБОУ Егорлыкской СОШ №7 им. О. Казанского
в часы <<пик>> (утренние, обеденные, вечерние
Слайд 27Загруженность автотрассы ул. Ворошилова
в часы «пик»
Слайд 28Загруженность автотрассы ул. Ворошилова
в часы «пик»
Слайд 29
Загруженность автотрасс микрорайона МБОУ Егорлыкской СОШ №7 им О. Казанского в
часы наблюдений: в часы <<пик>> и в ночное время.
Слайд 30Результаты
Наибольшая загруженность улиц автотранспортом в ст. Егорлыкской в микрорайоне МБОУ
Егорлыкской СОШ № 7 им. О. Казанского наблюдается в утренние, обеденные, вечерние часы <<пик>>
Наиболее интенсивный поток автомашин наблюдается в часы «пик» : обеденные и вечерние часы на автотрассе ул. Ворошилова, что в 400 м. от нашей школы; в обеденные часы по переулку Тургенева; утренние и вечерние часы по переулку Первомайский.
Наибольшая загруженность автотранспортом наблюдается на ул. Ворошилова – 4620 автотранспортных средств.
Интенсивность транспортного потока падает в ночное время. В часы наблюдений отмечено 279 автотранспортных средств. При этом наибольшее количество автотранспорта наблюдалось на улице Ворошилова- 279.
Слайд 31ВЫВОДЫ.
Наши исследования показали огромную загруженность автотранспортом улиц ст. Егорлыкской . Наибольшая
загруженность улиц автотранспортом наблюдается в утренние и обеденные часы. Наиболее интенсивный поток автомашин наблюдается на ул. Ворошилова, что в 400 м от нашей школы. Интенсивный поток автомашин выделяет большое количество вредных для здоровья людей соединений.
Поэтому целесообразно было определение удельного выброса вредных веществ автомобильным транспортом на центральной улице станицы и в микрорайоне МБОУ Егорлыкской СОШ № 7 им. О.Казанского
Слайд 32Экспериментальная часть.
Практическая работа № 2
Тема: Количественный расчет транспортных загрязнителей
воздуха – оксидов углерода, азота, углеводородов.
Цель: Определение удельного выброса вредных веществ автомобилей станицы Егорлыкской
Для определения химического состава загрязняющих воздух транспортных выхлопов, использовалась таблица удельных выбросов вредных веществ.
Используя данную таблицу, мы определили массу выбрасываемых загрязняющих веществ автомобилями в станице Егорлыкской.
Слайд 33Значения удельных пробеговых выбросов загрязняющих веществ для разных групп автомобилей. (г/км)
Слайд 34Удельный выброс вредных веществ с автомобильными выхлопами (г/км) в станице Егорлыкской
в микрорайоне МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского. (г/км). Данные исследования.
Слайд 35Удельный выброс вредных веществ с автомобильными выхлопами (г/км) в станице Егорлыкской
в микрорайоне МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского.
Слайд 36Удельный выброс вредных веществ с автомобильными выхлопами (г/км) по переулку Тургенева
в часы «пик».
Слайд 37Удельный выброс вредных веществ с автомобильными выхлопами (г/км) по переулку Первомайский
в часы «пик»
Слайд 38Удельный выброс вредных веществ с автомобильными выхлопами (г/км) в станице Егорлыкской
по улице Ворошилова в часы «пик»
Слайд 39ВЫВОДЫ
С автомобильными выхлопами в среднем на 1 км автотрассы ул. Ворошилова
выбрасывается в час «пик» 30 кг 557 г. . вредных веществ. А так как протяженность улицы составляет 5 км., то общий вес вредных веществ составляет 152 кг. 780 г.
На автотрассах переулков Первомайский и Тургенева протяженностью 1км – выбросы вредных веществ: п. Первомайский -10 кг. 715 г.; п. Тургенева – 10 кг. 949 г.
Приведенные исследования позволяют сделать вывод, что автотранспорт оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду станицы Егорлыкской и микрорайона школы.
Слайд 40Пути решения геоэкологической проблемы
Дальнейшее расширение зеленых зон ст. Егорлыкской, так
как по существующим санитарным нормам, на каждую тысячу жителей должно приходиться 24 га. Зеленых насаждений. А их в станице значительно меньше.
Озеленение пришкольной территории Растения являются важнейшим средством борьбы с газообразными выбросами автомобилей. Озеленение пришкольного микрорайона обеспечит химическую очистку воздуха, улучшит микроклимат жилых кварталов и школы
Популяризация доступных способов ограничения токсичности отработавших газов автомобилей- должна быть актаальной задачей для прессы, телевидения, кино, устной пропаганды.
Осуществление контроля за соблюдением правил эксплуатации автомобилей, направленных на ограничение токсичности отработанных газов.
Слайд 41Выводы
Загрязнение воздуха - наиболее серьезная геоэкологическая проблема, ассоциированная
с транспортом. За последние десятилетия эмиссия в воздух от автомобилей увеличилась на 20-75 %. В развивающихся странах этот показатель выше. В Москве эмиссия выхлопных газов составляет не менее 70% всего загрязнения воздуха, а в нашей местности – 60 % . От 40 до 70 % оксидов азота, от 70 до 90 % окиси углерода и не менее 50% свинца в атмосфере вызваны выхлопами автомобилей.
Слайд 42Выводы
Последствия загрязнения воздуха становятся важнейшей глобальной геоэкологической проблемой
Загрязнители воздуха главным образом
накапливаются по соседству с источниками загрязнения: вдоль шоссейных дорог, улиц, перекрестков, тоннелей .
Таким образом, создаются локальные геоэкологические воздействия транспорта.
Часть загрязнителей распространяется на большие расстояния от места эмиссии, трансформируются в процессе переноса и вызывает региональные геоэкологические воздействия.
Двуокись углерода и другие газы, обладающие парниковым эффектом, распространяются на всю атмосферу, вызывая глобальные геоэкологические воздействия.
Слайд 43Вследствие значительных воздействий транспорта на локальном, региональном и глобальном уровнях необходимо
стремиться к осуществлению следующих направлений координированной общемировой стратегии как компоненты устойчивого развития:
1. Потребление горючих ископаемых для транспорта дорлжно сокращаться.
2. Должны быть установлены основанные на передовой технологии общемировые стандарты выбросов в атмосферу для всех видов транспорта.
3. Каждой стране следует разработать и осуществлять программу контроля эмиссии всех источников и видов транспорта.
Совершенствовать и развивать надежную и общедоступную систему общественного транспорта.
При планировании развития транспортных систем использовать системный подход, направленный на комплексное решение экологических проблем.
Устранять причины, а не следствия геоэкологических проблем на транспорте.
Слайд 44Литература
Геоэкология. Голубев Г.П. М. 2009 г.
Экологический вестник Дона, «О состоянии окружающей
среды и природных ресурсов Ростовской области» Ростов - на – Дону, « Альтаир», 2012- 2014 г.г.
Экология. Е.А. Криксунов, М., «Дрофа», 2000 г.
Экология. В.М. Лихоед, В.Н. Лихоед, Ростов – на – Дону, «Феникс»,
2009 г.
4. Журнал «Химия в школе», № 2, 2008 г.
5. Журнал «Биология в школе», № 3, 2007 г.
6. Журнал «География в школе» , 2000 г.
7. Окружающая среда и ее охрана. И.Р. Голубев, М., «Просвещение» 1995 г.
География Ростовской области, В.Н. Алексеенко, М.И. Мартынова, Ростов-на-Дону, 2009 г.
http://www.doncomeco.ru комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области.
http://donrise.ru познавательный портал о Донском крае Донские зори.
http://yourlib.net Студенческая электронная анлайн библиотека
Национальный Стандарт Российской Федерации. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета выбросов от автотранспорта. Москва. Стандар тин форм 201
http://ustroistvo-avtomobilya.ru/ Загрязнение автотранспортом окружающей среды.