Слайд 1«Организация
работы
с неуспевающими
и одаренными детьми
на уроках географии».
Фатеева
Елена Михайловна
МБОУ
СОШ №2 п. Добринка
Слайд 2
Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний,
умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
Слайд 3Причины неуспеваемости
(по схеме П.П.Борисова)
Слайд 5Формы работы
с неуспевающими
Слайд 6Приёмы
создания ситуаций успеха
Слайд 7Оказание помощи
неуспевающему ученику на уроке
Слайд 8Личностные особенности
одаренных детей:
творческая активность;
учебно-познавательная мотивация;
независимое мнение и поведение;
упорство;
стремление к совершенству;
критическое отношение
к своим достижениям,
повышенная чувствительность
Слайд 9 Задания I уровня – репродуктивные, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют
по образцу (например, нарисовать схему теплого фронта), или контуры географических объектов со знаками вопроса (например, определить объекты на контуре Африки);
Задания II уровня – аналитические, задания ориентированы на базовый (стандартный) уровень усвоения и учащиеся должны самостоятельно делать вывод (например, сравнить географическое положение Кавказских и Уральских гор);
Задания III уровня – продуктивные, в них учащиеся получают трудные, но интересные задания. При их составлении, я учитываю, чтобы учащиеся работали самостоятельно
(Фотоколлаж или рисованный коллаж на тему: «Чего быть не может?», «Визитная карточка страны», «Уникумы России».
Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для посетителей лесопарка, жалобная книга микрорайона, о здоровом образе жизни.
8 класс «10 причин посетить Дальний Восток», «Липецкую область»).
Уровни заданий
Слайд 10 Задания
для самостоятельной работы
«Горы»
Слайд 11 Домашнее задание
Три уровня домашнего задания
обязательный минимум – абсолютно понятно и
доступно всем.
тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу.
творческий уровень – выполняются добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий уровня 1 и 2, сдача выполненных заданий происходит в любое время в течение изучения темы.
Слайд 13Виды заданий
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После
этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом - одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальная схема"
Выполняется по группам. Учащиеся знакомятся с содержанием пункта параграфа. Им предлагается составить схему и обсудить вариант её представления классу. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст пункта параграфа. Один из участников выходит вперед и показывает на любого ученика, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее ведущий показывает на следующего ученика и т.д. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Слайд 14Виды заданий
«Строение Земной коры».
На проведение сравнения:
Сравните материковую кору с океанической. Чем
они отличаются, в чем сходство? Объясните с точки зрения происхождения земной коры и движения литосферных плит.
На проведение анализа с последующими выводами:
Пользуясь картой «Строение земной коры» покажите материк, где нет областей новой складчатости, нет землетрясений и вулканов? Чем это объясняется?
Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей:
Что такое омоложение гор? Известно, что на месте древних платформ были в прошлом высокие горы. На платформах отсутствуют действующие вулканы и землетрясения, горные породы, слагающие платформы, не сминаются в складки. Создается впечатление, что цикл развития рельефа как бы заканчивается. Но известно также, что в Африке на платформах имеются действующие вулканы, происходят землетрясения. О чем свидетельствует этот факт?
Слайд 15Виды заданий
«Африка».
Задания на проведение сравнений:
Почему у пигмеев – жителей влажных экваториальных
лесов, кожа боле светлая, чем у бушменов или кафров – жителей саванн. Сравните внешние особенности этих народов.
Задания на проведение анализа с последующими выводами:
А) Соленость озер зависит от их стока. Почему озеро Чад является бессточным, но имеет пресную воду?
Б) Для Африки характерно опустынивание, т.е. увеличение площади пустынь. С какими причинами это связано? Возможно ли предотвращение этого явления?
Составьте причинно – следственную цепочку из следующих утверждений:
а) Африку почти посередине пересекает экватор;
б) в Африке очень большая площадь пустынь;
на севере Африки выпадает очень малое количество осадков;
в) озеро Чад пересыхает.
Слайд 16Виды заданий
«Африка».
Задания на узнавание объектов, явлений по признакам:
Река течет на протяжении
6671 км почти строго с юга на север, имеет много притоков в верхнем течении, дельта этой реки была местом древнейшей цивилизации.
Задания на прогнозирование географических ситуаций:
а) Предположите, какие экологические последствия могут произойти, если в саванне количество осадков уменьшится в 4 раза.
б) Что было бы, если бы горы Атлас протянулись широкой полосой с запада на восток?
Задания на группировку объектов:
Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе.
Восточно – Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня. Пустыня Намиб, Эфиопское нагорье, Нигер, Атлас, Капские горы, п - ов Сомали, Нил, Сахара, оз. Танганьика, Гвинейский залив.
Слайд 17Исследование
Может проводиться с выдвижением гипотезы. Например:
Формулируем гипотезу:
«На побережьях, вблизи которых
проходит тёплое течение, выпадают осадки и располагается более пышная растительность; там, где проходят холодные течения, - сухо и пустынно».
Доказываем гипотезу:
Находим подтверждение нашим предположениям. Используем атласы с тематическими картами Африки – климатической и картой природных зон. На западном побережье Африки, где проходят холодные течения (в Северном полушарии – Канарское, в Южном – Бенгальское) расположены пустыни сахара и Намиб. На восточном побережье Африки, вдоль которого проходит тёплое Мозамбикское течение, - саванны. В тропических широтах северного полушария Африка омывается не океаном, а почти замкнутым Красным морем. Убеждаемся, что в исследуемом случае наша гипотеза « работает».
Доказываем всеобщий характер нашей гипотезы. Анализируем с помощью карт подобные районы на других материках.
Гипотеза подтверждается примерами на картах Северной и Южной Америки, Австралии, Евразии.
Слайд 185 класс
Вставьте вместо пропусков соответствующие слова.
Ежегодно в сторону нашей планеты направляется
до 10 миллиардов _____________, представляющих собой сгорающие в земной атмосфере твёрдые космические тела. Те их них, которые достигают земной поверхности, называют ________________. При ударе _______________ о земную поверхность возникают округлые углубления - _________________.
Слова для вставки: метеоритные кратеры, метеоры, метеориты.
Слайд 196 класс
Игра «Составь несколько слов из одного слова»:
ученики соревнуются, кто
больше знает географических терминов:
Г – идросфера
О – кеан
Р – ека
А – зимут
Тема: «Атмосфера»: можно предложить учащимся обсудить следующие проблемные вопросы:
1. Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?
2. Почему вода в реках летним вечером как парное молоко?
3. Почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы?
4. Объясните поговорку « Много снега - мало хлеба»
5. Объясните слова из песни: « Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».
Слайд 206 класс
Тема: «Атмосфера»:
Задание выполняется с использованием приведенного ниже текста и таблицы.
Среди овощей, которые мы выращиваем на приусадебном участке, есть холодостойкие, такие как капуста, морковь и теплолюбивые – это помидоры, огурцы. Холодостойкие – выдерживают небольшие заморозки, а теплолюбивые нужно высаживать в открытый грунт, когда минует угроза заморозков и среднесуточная температура будет выше + 10◦. Используя наблюдения за погодой во второй половине мае, рассчитайте среднесуточную температуру воздуха и определите, с какого числа можно высаживать огурцы и помидоры в открытый грунт. Показатели среднесуточной температуры (округлив до десятых), внесите в нижнюю графу таблицы.