Слайд 1Методическая разработка темы «Литосфера»
курса «География. Природа и люди».
МБОУ СОШ №79
Малкина Елена Николаевна
Слайд 2Цели и задачи курса
Если бы образовательный процесс ограничился только сообщением ученикам
знаний, и не осуществлялось бы перехода от знаний к умениям и навыкам, то такое обучение было бы беспомощным»
Н.Ф. Куразов
Слайд 3
УМК
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9
классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011.
Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В., и др. География: Природа и люди: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Слайд 5Цели и задачи изучения темы «Литосфера»
Сформировать представления о литосфере как части
географической оболочки во всём многообразии процессов и явлений, происходящих в её пределах.
Сформировать понятия и представления
Сформировать умения
Развивать речь, логическое мышление, общеучебные умения
Развивать любознательность и познавательный интерес
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
Выработать духовные и общечеловеческие ценности
Воспитывать коммуникативные и поведенческие умения
Слайд 6Возрастные психологические особенности учащихся средней ступени обучения
Слайд 7
Учащиеся будут знать и понимать:
1. Состав, строение литосферы, основные географические
явления, происходящие в ней, виды горных пород , слагающих земную кору и их классификацию; формы рельефа и их формирование, способы изображения рельефа на картах.
2. Основные понятия: «литосфера», «рельеф», «горы», «равнины», «полезные ископаемые».
3. Изменения, которые происходят в литосфере под влиянием хозяйственной деятельности человека (создают карьеры, шахты; строят дамбы и роют каналы).
4. Географическую номенклатуру.
5. Фактический материал: толщину земной коры (океанической и материковой), мантии, ядра.
Слайд 8Учащиеся будут уметь:
Показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической
карте мира , географические объекты литосферы, обозначать и надписывать эти объекты на контурной карте.
Давать описание существенных признаков вулканов, равнин, гор.
Находить географическую информацию, полученной из карт, справочников, научно-популярной литературы, Интернета.
Составлять описание вулканов, равнин, гор по типовому плану, используя карты.
Приводить примеры крупнейших географических объектов литосферы на Земле, в России, своей местности.
Использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности для чтения карты; наблюдать за состоянием горных пород своей местности; принимать необходимые меры в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Уметь работать в группе, слушать товарищей, высказывать свое мнение, делать на основе информации свой выбор.
Находить в тексте требуемую информацию и решать учебно-познавательные задачи.
Слайд 9Образовательные технологии
Игровые технологии
Технологии сотрудничества
Информационно-коммуникационные
технологии
Технология развития критического
мышления
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 10Применение ИКТ
Методы формирования умений
Слайд 11Формы, методы, организации деятельности
учащихся
Объяснительно-иллюстративный:
беседа, рассказ;
работа с картой; работа
с контурной картой;
наглядные пособия: образцы горных пород, фото, картинки, схемы.
Применение ИКТ:
презентации;
видеоролики;
тренажеры,
интерактивные карты;
игры;
работа с интерактивной доской;
видеофильмы;
электронные учебники.
Слайд 12Формы и методы организации деятельности
учащихся
Проблемный :
постановка проблемных вопросов;
творческие
задания ;
поиск информации для ответа на вопрос;
проектная деятельность;
практические работы
Самоорганизующая деятельность:
самостоятельная постановка целей;
самоанализ;
самоконтроль:
использование ресурсов Интернета.
Методы контроля:
Фронтальный, индивидуальный опрос,
взаимоконтроль, самоконтроль.
Репродуктивный :
изображение объектов на контурной карте;
выполнение макетов;
сравнение двух объектов по плану;
описание объектов;
нахождение нужной географической информации по заданию;
определение географических координат вулканов и горных вершин.
Слайд 13Система знаний
Общеучебные знания
Эмпирические знания
факты: мощность земной коры, классификация горных пород,
самая высокая точка Земли
Теоретические знания
понятия: литосфера, полезные ископаемые, равнина, горы
Теории: теория литосферных плит
Закономерности: распространения землетрясений и вулканизма
Знания из научной области (физика, химия)
Предметные знания
О литосфере, внутреннем строении Земли, горных породах, землетрясениях, вулканах, рельефе Земли и его крупных формах
Знания профильного характера
помогут самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Слайд 14Система деятельности
Познавательная деятельность
Виды деятельности учащихся: описывать, сравнивать, устанавливать, выявлять, распознавать, определять,
находить
Методы, средства и формы обучения, стимулирующие активную познавательную деятельность:
1. Создание проблемных ситуаций
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения.
2.Дидактические игры: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, и т.д.
3. Творческие работы, задания.
4. Работа с картой
5. Использование на уроке дополнительной литературы, ресурсов Интернета
Слайд 15Система деятельности
Преобразующая деятельность - воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Задача учителя
- организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности
Общеучебная деятельность - формирование общеучебных навыков: организация учебного места, способы поиска информации: работа со справочной и научной литературой, анализ текста, конспектирование, подготовка докладов, сообщений, презентаций; совершенствуются навыки общения.
Самоорганизующая деятельность - организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками географической информации, самоанализ, самоконтроль, самооценка.
Слайд 16УУД
«Роль умений велика, они – основа компетентности»
Слайд 17Тематическое планирование
2. Расы и народы мира
1. Состав и строение гидросферы
Литосфера