Слайд 1«Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства
– умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества»
В.А.Сухомлинский
Слайд 2Мастер класс
«Исследовательская деятельность как способ познавательной активности учащихся в условиях
реализации ФГОС ООО»
Ерохина Е.И.,
учитель географии
МБОУ «ООШ №9»
Слайд 3 Цели мастер-класса:
Научиться выбирать тему исследования и оформлять исследовательскую работу в
соответствии с требованиями.
2. Научиться грамотно представлять результаты исследовательской работы.
Слайд 4В рамках модернизации российского образования предполагается осуществить:
1. Совершенствование содержания и методов
обучения, направленное на сохранение индивидуальности ребенка, развитие детских инициатив в различных видах учебной деятельности;
2. Введение профильного обучения в старших классах, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся;
3. Становление отдельных ключевых компетенций школьников, обучение умению общения и сотрудничества средствами всех учебных дисциплин.
Слайд 5Компетентный человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить
о какой-либо области и эффективно действовать в ней.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Слайд 6Компетентность как общепредметный образовательный минимум:
Знания
опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме её
результатов
Умение действовать по образцу
опыт осуществления известных способов деятельности
Умение принимать нестандартные решения
опыт творческой деятельности
Личностные
ориентации
опыт осуществления эмоционально–ценностных ориентаций
Слайд 7
Исследовательская деятельность учащихся -деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на
творческую,
исследовательскую задачу с заранее
неизвестным решением и предполагающая наличие
основных этапов, характерных для исследования
в научной сфере:
- постановку проблемы;
- изучение теории, связанной с выбранной темой;
- выдвижение гипотезы исследования;
- подбор методик и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- собственные выводы.
Слайд 8Цель исследовательской деятельности учащихся:
- приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального
способа освоения действительности;
- развитие способности к исследовательскому типу мышления;
- активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Слайд 9Преимущества исследовательской деятельности учащихся :
включает огромный образовательный потенциал;
- актуальна в современной
школе, т.к. реализует деятельностный подход;
- обеспечивает личностное развитие школьников;
- реализует новый стиль взаимоотношений
ученика с учителем – партнёрский;
- формирует многие метапредметные компетенции:
регулятивные умения, общие познавательные умения, коммуникативную компетенцию.
Слайд 10Этапы исследования:
Постановка
проблемы
Выбор темы
исследования
Формулировка
цели
исследования
Определение
задач
Определение
методов
исследования
Сбор
материала
Анализ
и
обобщение
собранного
материала
Формулировка
выводов
Слайд 11Структура исследовательской работы:
1. Название темы
2. Введение. Краткое обоснование актуальности темы
3. Цель
исследования. Задачи
4. Гипотеза
5. Обзор литературы
6. Объекты, условия и методы исследования
7. Результаты и обсуждения
8. Выводы
9. Заключение
10.Список литературы
11.Приложения
Слайд 12Типы исследовательских работ:
Научно-исследовательская работа – работа учащегося, связанная с решением творческой
задачи с заранее неизвестным решением, характерным для исследования в научной сфере
Учебно-исследовательская работа – работа, связанная с выполнением эксперимента с известным результатом, описанным в науке, характерным для функционального навыка исследования, развития способностей учащихся.
Реферативно-исследовательская работа – работа, написанная на основе нескольких литературных источников, включающая сопоставление разных точек зрения и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы.
Слайд 13Структура аппарата научного исследования
Слайд 14Выбор темы исследования
Когда и зачем появился географический атлас
Жевательная резинка вред или
польза
Как и где изготавливают карандаши
Когда появился рубль
Первые русские газеты
Обоснование актуальности темы
Слайд 15Определение
цели и задач исследования
Цель какой результат предполагается получить в
итоге?
Задачи что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Какие промежуточные результаты необходимо получить в процессе исследования, чтобы получить итоговый результат – достичь цели?
Слайд 16Отбор методов исследования
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: анализ, синтез, сравнение, аналогия, индукция и дедукция, составление
библиографии, реферирование, конспектирование, цитирование, моделирование
ЭМПИРИЧЕСКИЕ: наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование
Слайд 17Определение объекта и предмета исследования
географический атлас
жевательная резинка
карандаш,
рубль монета
газета
Слайд 18Представление исследования
Как начать выступление?
Задать проблемный или оригинальный вопрос
Начать с интересной
цитаты
Начать с конкретного примера из жизни
Начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью
Начать с истории, случая, притчи
Но после неординарного начала доклада должны следовать обоснование темы и её актуальность, а также научное положение – тезис.
Как закончить выступление?
Кратко изложить основные мысли, которые изложены в докладе
Процитировать что-либо по теме доклада
Создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой
Резюмирование – это подведение итогов:
таким образом,…
итак, можно утверждать…
основная идея, следовательно, сводится к следующему…
подытожим сказанное…
Слайд 19Литература:
Прутченков А.С. Шаг за шагом. Технология разработки и реализации социального проекта.
- М.: Новая цивилизация, 2001
Распопова Н.И. Исследовательская и проектная деятельность учащихся - http://nsportal.ru/
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью. - М.: Сентябрь, 1998
Слайд 20Интернет-ресурсы
по проблемам исследовательской деятельности:
www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся;
www.vernadsky.info - сайт Конкурса исследовательских
работ им. В.И.Вернадского;
www.issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника»; www.konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических конференций.