Слайд 1Коренные
малочисленные народов севера
Слайд 2На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на
севере острова, ороки (ульта) — в центральной части, и айны — на юге. Отмечалось также небольшое количество эвенков.
Нивхи — наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом расселения было побережье северной части острова.
Отличительной особенностью ороков и эвенков было оленеводство, требовавшее кочевого образа жизни. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви.
На данный момент к коренному населению на Сахалине можно отнести в общей сложности около 3500 человек. Многое изменилось в жизни коренных народов области. Сегодня у них есть возможность самим выбирать свой уклад жизни: возрождать родовое хозяйство, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством. Далеко за пределами Сахалинской области известны изделия мастеров вышивки и меховой аппликации. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции.
Коренные народы Сахалина
Слайд 4Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне
зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут коренные малочисленные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы.
Слайд 5Коренное население области - малочисленные народы Севера (нивхи, ороки (уйльта), эвенки,
нанайцы преимущественно проживают в шести районах районах области:
Александровск-Сахалинский, всего - 203 чел., из них: нивхов - 118 чел., эвенков - 78 чел., нанайцев - 1 чел., и др. - 6 чел.;
Охинский, всего - 1232 чел., из них: нивхов - 1170 чел., эвенков - 48 чел., Ногликский, ороков - 3 чел., нанайцев - 5 чел., орочей - 7 чел. и др. - 4 чел.; всего - 1038 чел., из них: нивхов - 775 чел., эвенков -85 чел., ороков - 146 чел., нанайцев - 7 чел., и др. - 5 чел.;
Тымовский, всего - 236 чел., из них: нивхов - 224 чел., нанайцев - 3 чел., эвенков - 1 чел., ороков - 3 чел.;
Поронайский, всего - 463 чел., из них: нивхов - 158 чел., ороков - 163 чел., нанайцев - 110 чел., эвенков - 24 чел. и др. - 8 чел.;
Смирныховский, всего - 26 чел., из них: ороков - 10 чел., нанайцев - 9 чел., нивхов - 1 чел., и др. - 6 чел., где проживают 94 процента от их общей численности.
(3395 чел. народов Севера области на 01.01.2000г., в т.ч. в районах компактного проживания - 3198 чел.).
Наиболее многочисленными являются нивхи - 2550 чел., ороки (уйльта) - 344 чел., эвенки - 253 чел., нанайцы - 189 чел. Из них 53 процента проживают в городской, 47 процентов - в сельской местности. Из общей численности коренных малочисленных народов Севера 1280 чел. (37,7 %) составляют дети и подростки до 18 лет. Доля лиц старших возрастных групп (старше трудоспособного возраста) в общей численности аборигенного населения Севера составляет всего 6,5 процента, в то время как в среднем по стране - 19,6 процентов.
Слайд 6В Сахалинской области живут коренные малочисленные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта
(ороки) и нанайцы.
У людей еще в глубокой древности сложилось много обычаев и обрядов поклонения добрым духам. От них, считал человек, зависят удача на охоте и рыбной ловле, спокойствие и благополучие семьи.
Богатства морей, рек, озер и лесов издавна были основными источниками существования аборигенов Сахалина и Курильских островов. Люди поэтому обожествляли природу. Нивхи представляли Сахалин живым существом – огромной нерпой. Полуостров Шмидта - головой этой нерпы, мысы Анива и Крильон - ее задними ластами.
Слайд 12Нивхи выделяли двух главных богов: Палыс - бог тайги и гор
и Толыс - бог моря. Первый, считали они, живет на высокой горе, ездит по своим владениям на нарте, запряженной медведями. Палыс, по мнению нивхов, распоряжается всеми зверями тайги и посылает их в руки охотников. Охотское море они сравнивали с большим стойбищем, которым управляет «хозяин воды». Бог моря в пучинах Охотского моря имеет юрту. Если он добр к людям, то посылает много рыбы и морских зверей. От желания Толыса зависит судьба и благополучие рыбаков.
Чтобы сохранять с ними хорошие отношения, нивхи устраивали праздники кормления воды и леса.
Не зная законов природы, сознавая свое бессилие перед ней, нивхи считали, что благополучия в жизни можно добиться только с помощью всевозможных запретов и обрядов.
Слайд 14Обычаи, обряды и праздники
Медвежий праздник -комплекс обрядов, связанных с культом
медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Самым важным для многих народов Сахалина и Амура был культ медведя (особое отношение, поклонение, служение ему). Поэтому многие амулеты выполнялись в образе медведя. Некоторые из них столетиями хранились в семьях. Медведь, в представлениях народов Сахалина, был горным человеком, или духом. В честь него устраивался большой родовой праздник. Праздник медведя существовал у многих народов Северо-Восточной Азии, но у каждого из них он отличался самобытностью.
Слайд 16Кормление хозяина моря
Древним рыболовам и охотникам было свойственно одушевлять окружающий мир.
Такое отношение к природе и окружающему миру нашло свое отражение в обрядах и поверьях. Одним из самых могущественных духов считался хозяин моря. С глубокой древности рыболовство занимало и занимает поныне важное место в традиционной жизни малочисленных народов Севера. Их жизнь во многом зависела от удачной путины. Путина обязательно начиналась с обряда "Кормления духа - хозяина воды".
Слайд 17И сейчас ежегодно перед летней путиной проводится праздник-обряд "Кормление духа -
хозяина моря". Ритуальный обряд проводят уважаемые люди - старейшины из числа коренных народов Севера. Они бросают в воду из корытца разные кушанья, упрашивая "хозяина воды" пригнать в сети как можно больше рыбы. Также в воду бросают "инау" с просьбой об удаче в промысле.
Слайд 19"Инау" служит символическим жертвоприношением и посредником между людьми и духами.
Слайд 20В Поронайске праздник-обряд проводится на берегу залива Терпения. Здесь располагается импровизированная
деревня - палео. На территории палео - деревни расставлены щиты с плакатами о сохранении природных богатств, а также вешала, на которых развешаны рыбацкие сети с рыбой. Перед началом праздника-обряда звучит музыка в национальном стиле народов Севера.
Слайд 22Сказки народов Севера
В сказках и легендах коренных народов Севера раскрываются их
думы, мысли, мечты о прекрасном будущем, сохраняются предания древней истории. Например, нивхские сказки о медведе и бурундуке, «мудрой» нерпе, тюлене и камбале высмеивают жадность, хитрость, лесть, коварство; в них всегда выходит победителем честный, смелый герой.
Слайд 23Нанайские сказки
Верная примета
Два слабых и один сильный
Золотое кольцо
Нивхские
сказки
Белая нерпа
Бурундук, кедровка и медведь
Как чайки-крачки стали жить вместе
Кыкык
Морская женщина
Тюлень и камбала
Орокские сказки
Гэвхэту
Лодка с белым оленем, лодка с черным оленем
Угощение огня
Слайд 25Айны — один из древнейших и загадочных народов планеты. Они резко
отличались от соседних монголоидных народов не только физическим обликом, но и своеобразным языком, и многими чертами материальной и духовной культуры. Светлокожие бородатые мужчины айны и женщины с татуировкой вокруг рта и на руках были воинственным народом. Их основное вооружение — мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с острыми шипами, лук и стрелы. Уникальны военные доспехи айнов, выполненные в технике плетения из узких ремешков шкуры лахтака. Эти предметы полностью защищали тело воина.
.
Айны. История
Слайд 26Орудия рыболовства, охоты, включая орудия морского промысла: копье, острога, крючок, лук
и стрелы — свидетельствуют о высокой степени адаптации островитян к природным условиям. Охотясь на животных, айны использовали стрелы, отравленные ядом аконита. Посуда украшалась резным орнаментом и использовалась повседневно и на праздниках. К предметам обихода относится и икунись (“палочка для питья”), с помощью которой мужчины приподнимали усы во время ритуального употребления спиртных напитков. Икунись — посредник между людьми и духами. Они предназначены для жертвоприношений богам. Они украшались скульптурными композициями, отражающими повседневную жизнь, например, охоту на нерпу или кита, медвежий праздник.
Айны. Быт и традиции
Слайд 28Уникален язык айнов. Одно время считалось, что он не находится в
родстве ни с каким другим языком, хотя отдельные элементы сближают его с малайско-полинезийской языковой группой. Аборигены Японских островов, южного Сахалина и Курил, айны называли себя различными племенными именами «соя-унтара», «чувка-унтара». Слово «айну» - не является самоназванием народа , оно обозначает просто «человек».
Сейчас лишь музейные предметы напоминают о некогда существовавшей территориальной группе — сахалинских айнах, чья историческая судьба сложилась трагически. После 1945 года оставшиеся айны были выселены на Хоккайдо.
Многие предметы айнской и нивхской коллекции Сахалинского краеведческого музея были собраны ярким исследователем культуры коренных жителей Б.О.Пилсудским. Он был политическим ссыльным и жил на Сахалине в прошлом веке.
Язык айнов