Слайд 1Кейс-технология
как средство реализации
компетентностного подхода
в образовательном процессе
МБОУ СОШ № 75/62
г.Пензы
Пенза, 2017
Из опыта работы Ашаниной О.В. , учителя географии
Слайд 2«Учить – это все равно,
что бросать мысли в почтовый ящик
человеческого подсознания.
Вы знаете, когда они отправлены,
но неизвестно,
когда они будут получены и в каком виде»
Э.Ловелл
Слайд 3В современном образовании в первую очередь решается задача создания условий, способствующих
формированию компетентностей обучающихся.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Слайд 4«Родиной» данной технологии являются Соединенные Штаты Америки (впервые она применена в
1924 году)
История кейс- технологии в России с 70-х гг. в определенной степени связана с поддержкой международных образовательных программ и фондов.
Слайд 5Кейс как педагогическая технология
Кейс (с англ. case — случай, ситуация) —
это анализ ситуации или конкретного случая, деловая игра.
Casus –запутанный необычный случай;
Case – портфель, чемоданчик
Слайд 6Кейс- технология направлена не столько на освоение конкретных знаний или умений,
сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащегося и учителя
Важной особенностью является эффективная сочетаемость различных методов обучения: моделирования, системного анализа, описания, мысленного эксперимента, классификации и др.
Слайд 7Критерии для разработки кейса
Соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой
дисциплины
Определение тем учебной дисциплины, использующихся данным кейсом
Достаточный уровень осведомленности учащихся в этой области, которая составляет проблемное поле ситуации
Наличие у учащихся опыта работы по анализу конкретной ситуации
Слайд 8Ограничение на использование кейс- технологии
Кейс – технология неэффективна в отношении ситуаций,
лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных
В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме.
т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся
Слайд 9Этапы разработки кейса
Определение места кейса в системе образовательных целей
Поиск системы,
которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса
Построение, или выбор модели ситуации
Создание описания
Сбор дополнительной информации
Подготовка окончательного текста
Презентация кейса, организация обсуждения
Слайд 10Типы кейсов
Обучающие
Практичес-кие
Исследова-тельские
Отражают абсолютно реальные жизненные ситуации
Основная задача -обучение
Ориентированы на
исследователь-скую деятельность
Слайд 11Методы, активизирующие учебный процесс
Метод инцидента (обучающийся сам находит и анализирует недостающую
информацию)
Метод разбора деловой корреспонденции (учащиеся получают готовый пакет документов)
Метод ситуационного анализа (учащимся предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения)
Слайд 13Структура кейса
Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни
Контекст ситуации –
хронологический, исторический, контекст места, участников ситуации
Комментарий ситуации, представленный автором
Вопросы и задания для работы с кейсом
Приложения
Слайд 15Материалы кейса по теме ГИДРОСФЕРА
Стихи о воде
Флеш-анимации
Мультфильм
Схема для интерактивной доски
Слайд 16Когда закончится дождь?
Материалы кейса к разделу КЛИМАТ ЕВРАЗИИ
Книга Г.Фиша
Учебник О.В. Крыловой
Карты
Аудио файл
«Шум дождя»
Фотографии
Климатограмма
Слайд 17Документ о выделении Южного океана
Материалы кейса к разделу МИРОВОЙ ОКЕАН
Карты
Нужен
ли на карте пятый океан?
Слайд 18Материалы кейса к разделу КЛИМАТ РОССИИ
Карты
Интерактивные климатограммы
Книга Л.Шинкарёва «Сибирь»
Фотографии, космические
снимки
Интернет-ресурсы (онлайн-климат)
Страничка
из письма полярника
У природы нет плохой погоды?
Слайд 19Материалы кейса к разделу НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Новостной ролик об иммигрантах
Статья газеты
Статья газеты
Атлас
Пензенской области
Диаграммы, карты
Заменят ли нас гастарбайтеры?
Слайд 20Кто будет жить в морских городах?
Материалы кейса к разделу ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА
МИРА
Вопрос из телепередачи
Флеш-анимация
Фотографии
Брошюра
Интернет-ресурсы
Слайд 21Источники:
Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых //
Новые знания, 2001, №2.
Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
http://www.educ.sfu.ca/case
http://www.pace.edu/CTRCaseStudies
http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips/html
http://www.e-xecutive.ru/workshopъ
http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1