Планшет из экспозиции музея с картой маршрутов экспедиции
Планшет из экспозиции музея с картой маршрутов экспедиции
Планшет из экспозиции музея с картой маршрутов экспедиции
Двинско-Обский отряд
(1733—1739)
По итогам экспедиции Малыгиным и Скуратовым была составлена первая карта побережья Баренцева и Карского морей от Архангельска до устья Оби. Протяженность нанесенного на карту побережья составила около 4 тысяч километров. На этой карте впервые появилось название „Карское море”, данное в память зимовок экспедиции на реке Каре.
Самому западному отряду экспедиции было поручено составить опись северного побережья России от Белого моря до устья Оби. Этому отряду достался наиболее освоенный участок арктического побережья — вдоль него проходили морские пути, проложенные поморами.
Обско-Енисейский отряд
(1733—1742)
Второму отряду экспедиции было поручено обследовать северное побережье от устья Оби до Енисея. Руководство отрядом было возложено на лейтенанта Дмитрия Овцына.
За годы работы отряд Овцына—Минина описал и нанес на карту восточный берег Обской губы, Тазовскую и Енисейскую губу, берега Енисея и Оби, западный берег полуострова Таймыр, а также ряд островов. Сделанные отрядом описания вошли в итоговую карту, составленную по материалам Великой Северной экспедиции.
Дмитрий Овцын был первым мореплавателем, который прошел морем с Оби на Енисей. До него промышленники и купцы, доходили морем только до Тазовской губы, а дальше по рекам и озерам шли в Туруханск «волоком».
Именем Дмитрия Овцына назван мыс на Гыданском полуострове, также его имя присвоено одному из проливов у входа в Енисейский залив.
Лейтенант майорского ранга Василий Прончищев был одним из руководителей Великой Северной экспедиции. Он возглавлял Ленско-Енисейский отряд, которому поручалось пройти морем из устья Лены в устье Енисея. Отряд должен был произвести картографические съемки, промерить глубины морей и речных заливов, изучить течения и ветры, обогнуть неведомый тогда полуостров Таймыр.
Экспедиция 1736г. проходила в сложных погодных условиях, исследователи сталкивались со скоплением льдов, мелями, встречными ветрами и течениями. Дубель-шлюп поднялся до рекордной широты – 77°29′, но 19 августа, когда «Якуцк» был у входа в пролив Вилькицкого, путь судну преградили льды. Было решено возвратиться в устье Хатанги и остановиться на зимовку, а в будущем году попытаться дойти до устья Енисея.
Однако в Хатангском заливе не нашли плавника (леса), и Прончищев повел корабль к предыдущему Оленекскому зимовью. Команду поразила цинга, руководитель серьезно заболел. 28 августа «Якутск» вошел в залив, но подойти к берегу не смог – обмелел фарватер. На следующий день Василий Прончищев на шлюпке отправился искать проход для корабля, во время которого получил травму левой ноги (открытый перелом большой берцовой кости). Вернувшись на судно он потерял сознание и в тот же день умер. Ему было 34 года.
Память о первопроходцах увековечена на географической карте. Именем Василия Прончищева названы восточный берег Таймыра, мыс, озеро, горный кряж между реками Анабар и Оленек. А именем его жены Татьяны – бухта и полуостров на востоке Таймыра. В Якутске установлен памятник супругам Прончищевым.
Ленско-Колымский отряд Великой Северной экспедиции получил задание обследовать арктическое побережье России между Леной и Колымой. В случае выполнения этого задания отряд должен был двигаться дальше — до Камчатки. Планировалось, что экспедиция продлится два года.
Такие знаки - "маяки" ставили на приметных местах отряды Великой Северной экспедиции
Представители рода Лаптевых владели небольшими селами Покарево, Болотово, Дудино, Андрейково, Лешихино, Захарево и другими с окружающими их деревнями. У родных братьев Прокофия и Якова Лаптевых, на свет появились наследники – Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич.
Первыми наставниками двоюродных братьев были священники Слауйской Троицкой церкви. Дальнейшее обучение мальчики продолжили в Петербургской морской академии, где Лаптевы стали ее первыми учениками. В звании гардемаринов (чин в русском Военно-морском флоте при направлении на флотскую практику) они были зачислены в Балтийский флот.
Дмитрий Лаптев вскоре стал мичманом, а за особые заслуги в морских науках был произведен в унтер-лейтенанты и назначен капитаном корабля. Затем в течение двух лет выполняет обязанности командира фрегата «Святой Яков», пакетбота заграничного плавания и далее служит на фрегате «Россия».
Харитон Лаптев плавал на судах Балтийского флота в чине подштурмана, и только через шесть лет был произведен в офицеры, став мичманом. В 1730г. морскому офицеру доверили командование кораблями, а спустя четыре года он принял участие в военных действиях русского флота при осаде Данцига. Был взят в плен французами и даже приговорен к казне, но остался жив и в 1734г. вернулся на службу. В 1737г. командовал придворной яхтой «Декроне» и был произведен в лейтенанты.
Оба брата Лаптевы собрали богатейшие материалы о морях, климате, животном и растительном мире Крайнего Севера. В «Записках Харитона Лаптева», изданных впервые в 1851г., дается этнографическое и хозяйственное описание малых народностей полуострова Таймыр. В книге последовательно описаны реки северного края, начиная от Лены и далее на запад до Енисея. Каждой реке была дана характеристика (откуда вытекает, какой длины, полноводность и быстрота течения, где кончается лес и начинается тундра), описаны места обитания людей. Рассказывается «о тундре, лежащей около озера Таймурского, о мамонтовых рогах (клыках)». Много места в книге уделено быту, занятиям, нравам и обычаям жителей Туруханска.
Именем Дмитрия Лаптева назван пролив между материком и Новосибирскими островами. А в память о братьях-мореходах в Северном Ледовитом океане между этими островами и Таймырским полуостровом расположено море Лаптевых.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть