Презентация, доклад к уроку Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и Луне

Содержание

Посмотрите внимательно на слайд. О чем сегодня на уроке пойдет речь? В каких жизненных ситуациях на потребуются эти знания и умения? Сформулируйте тему урока.

Слайд 1МКОУ СОШ с. Ербогачен

Тема урока: «Ориентирование по Солнцу, звездам и Луне»



Составитель: Главацкий Н.С.




Октябрь 2018 г.
МКОУ СОШ с. ЕрбогаченТема урока: «Ориентирование по Солнцу, звездам и Луне»

Слайд 2Посмотрите внимательно на слайд. О чем сегодня на уроке пойдет речь?

В каких жизненных ситуациях на потребуются эти знания и умения? Сформулируйте тему урока.
Посмотрите внимательно на слайд. О чем сегодня на уроке пойдет речь? В каких жизненных ситуациях на потребуются

Слайд 3компас
Тема: Ориентирование по Солнцу, звездам и Луне

компасТема: Ориентирование по Солнцу, звездам и Луне

Слайд 4 Ориентирование -
умение определять на местности стороны горизонта

по компасу, Солнцу, звёздам и местным признакам.
Ориентирование -  умение определять на местности стороны горизонта по компасу, Солнцу, звёздам и местным

Слайд 5Солнечный полдень
В полдень к Солнцу следует встать спиной, тогда восток -

справа, запад – слева, юг – за спиной, а лицо смотрит на север.
Солнечный полденьВ полдень к Солнцу следует встать спиной, тогда восток - справа, запад – слева, юг –

Слайд 6 Табл. 1. Положение солнца в средних широтах в часах (по местному

времени). По (Баленко, 2005)
Табл. 1. Положение солнца в средних широтах в часах (по местному времени). По (Баленко, 2005)

Слайд 7Гномон

Гномон

Слайд 8Определение линии восток-запад по тени от предметов
Если Солнце скрыто облачностью и

точно определить его положение на небосводе затруднительно, нужно использовать тени от предметов – их видно даже в самый пасмурный день.
Определение линии восток-запад. Медленный, но достаточно точный способ. Для этого втыкаем в землю палку длиной около 30-40 см и наклоняем так, чтобы она перестала отбрасывать тень (рис. 3). Это будет, когда палка точно укажет на Солнце. Далее, надо подождать, пока тень снова не начнет появляться. В ее конец, по мере ее роста, втыкаем короткие колышки-маркеры или кладем камешки. При движении Солнца с востока на запад тень будет двигаться с запада на восток. Камешки-маркеры лягут на линию восток-запад. Первый колышек будет на западе, последний – на востоке. Линия север - юг направляется перпендикулярно. Описанный выше способ хорош тогда, когда часов под рукой нет, солнце плохо видно под кронами деревьев.
Определение линии восток-запад по тени от предметов Если Солнце скрыто облачностью и точно определить его положение на

Слайд 9 Ориентирование по Солнцу с использованием часов.
Часы кладем на ладонь, поворачиваем,

направляя часовую стрелку на Солнце. Линия, делящая пополам угол между 12 и часовой стрелкой, покажет на юг, который будет со стороны Солнца. До полудня делим угол, который стрелка должна дойти до 12, после – угол, который она уже прошла после полудня. Зимой откладываем угол до часа дня, летом – до двух дня.
Ориентирование по Солнцу  с использованием часов. Часы кладем на ладонь, поворачиваем, направляя часовую стрелку

Слайд 10Случай в ночном лесу (проблемная ситуация)
Отец заболел и попросил сыновей Виктора и

Василия съездить на снегоходе «Буран» на зимовье, закрыть капканы и вывести домой добычу о некоторое оборудование. Объяснил им, какой дорогой ехать. Утром братья выехали, путь был не легким, т.к. выпало много снега. Уже поздний вечер, а они еще в пути. Ехали вдоль речки, затем выехали на лесную дорогу и решили заночевать у костра. Вскоре над горизонтом появилась Луна, крупные грозди звезд усыпали ночное небо.
Глядя на небо, Виктор вдруг сказал: « Василий, мне кажется, мы едем на север, а отец говорил, что дорога здесь идет на юг». Потом они поспорили и старший брат настоял на своем: «Нет, Виктор, мы едем правильно…». Утром они двинулись в том же направлении и через час… снова оказались у зимовья, которое проехали накануне вечером».
Проанализируйте текст. Объясните, почему ребята заблудились? Какие ими допущены ошибки? Как бы поступили вы, оказавшись в такой же ситуации? Каких знаний не хватило Василию? Дорисуйте схему, показывающую, как заблудились ребята. С

Лесная дорога

речка

Расставьте эти знаки:
Зимовьё

Место ночевки

Ю

Случай в ночном лесу (проблемная ситуация)Отец заболел и попросил сыновей Виктора и Василия съездить на снегоходе «Буран»

Слайд 11Поиск Полярной звезды

Поиск Полярной звезды

Слайд 12Как быстро найти Полярную звезду на небосводе.
Ночью ориентироваться точнее всего можно

по Полярной звезде. Располагается она в созвездии Малая медведица. Лежит она на прямой, проведенной через две крайние звезды ковша Большой медведицы примерно в 5-ти отрезках между этими звездами. Также можно найти ее и проведя мысленную линию между основанием ковша Большой медведицы и бета — Кассиопеи

Полярная звезда показывает направление на север с точностью нескольких градусов. Положение Полярной звезды совпадает с направлением на север лучше в момент ее верхней кульминации – она находится в одной вертикальной плоскости со звездой Бенетнаш из «ручки ковша» Большой медведицы. 

Как быстро найти Полярную звезду на небосводе.Ночью ориентироваться точнее всего можно по Полярной звезде. Располагается она в

Слайд 14 Полная

Растущая Убывающая

юг запад восток

Полная

Слайд 15Первичное закрепление изученного материала.            Задание 1. На пересечении вопроса и правильного

ответа поставь знак «+» (плюс).
Первичное закрепление изученного материала.            Задание 1. На пересечении вопроса и правильного ответа поставь знак «+» (плюс).

Слайд 16 Практическое задание №1 (отработка практических навыков)

Один ребенок – Солнце, второй – ориентирующийся.


-       Как нужно встать по отношению к Солнцу днем, чтобы определить стороны света? (Ребенок встает спиной к «Солнцу».)
-       Как будут располагаться стороны света от ориентирующегося? (Дети встают с табличками: север, юг, запад, восток.)
           Вывод: Как определить стороны горизонта днем? Какое условие нужно выполнить? (Встать спиной к Солнцу.)
-       Всегда ли одинаково стоит Солнце над горизонтом в течение суток?
-        Когда Солнце находится в наивысшей точке? (в полдень)
Практическое задание №1 (отработка практических навыков) Один ребенок – Солнце, второй – ориентирующийся. -       Как нужно

Слайд 17 Практическое закрепление навыка
Задание 2. Перечисли промежуточные стороны горизонта: Промежуточные стороны горизонта -

________, __________, ___________, ___________.


Задание № 3. Прочитайте задачу. Определите по схеме направления.
В каком направлении ехал автобус, если в полдень Солнце светило с левой стороны?

Практическое закрепление навыкаЗадание 2. Перечисли промежуточные стороны горизонта: Промежуточные стороны горизонта - ________, __________, ___________, ___________.Задание

Слайд 18 Задание 4. Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.
Школьники пошли в поход.

Шли они, шли, и на первом привале обнаружили, что забыли дома карту. Но, несмотря на это, их настроение не ухудшилось, так как они знали, что и без карты можно отыскать дорогу. Что им в этом поможет в ясную и солнечную погоду?
-  Что значит ориентироваться на местности?
    -  Как определяют стороны горизонта по Солнцу?

Задание 4. Послушайте рассказ и ответьте на вопросы. Школьники пошли в поход. Шли они, шли, и

Слайд 19Заключительное обобщение урока (на интерактивной доске)
Ориентирование
?
?
?
?
?
?
?
?
Что было изучено на уроке?

Дополните рисунок надписями (для желтого цвета). Поставь себе оценку за урок.
Что тебе показалось особенно интересным и полезным для жизни?

Оценки

5

4

3

Заключительное обобщение урока (на интерактивной доске) Ориентирование???????? Что было изучено на уроке? Дополните рисунок надписями (для желтого

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть