Слайд 1Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб
за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Слайд 3(Малахитница,
Азовка-девка, Каменная девка) — персонаж легенд уральских горняков Гумёшевского рудника («Медной
горы»), получившая известность в сборнике сказов «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова. Горный дух и дух-хранитель ценных минералов. В фольклоре представлялась как прекрасная девушка в платье из «шелкового малахита», или ящерица с короной, что нашло отражение на гербе города Полевской и клейме полевской меди.
Слайд 5Найдите ответы на вопросы.
Из каких слоев состоит земная кора?
2. Каково внутреннее
строение Земли?
3. Что такое магматизм?
4. Что такое лава?
5. Что такое литосфера?
Слайд 7Самопроверка готовности к уроку.
КРИТЕРИИ:
«0» ошибок – «5»
«1» ошибок – «4»
«2
- 3» ошибок – «3»
«4 - 5» ошибок – «2»
Слайд 10 Чтобы получить ключ от сокровищ Хозяйки Медной горы.
Этот
путь состоит из 3-х этапов.
1 этап. Подземелье.
2 этап. Вход в кладовую Хозяйки Медной горы.
3 этап. Восхождении на Медную гору.
Слайд 12 Слово «гранит» не русское,
с итальянского языка «гранит» означает «зернистый».
Рассмотрите горную породу гранит.
Как вы думаете, почему итальянцы назвали его зернистым?
Зерна какого цвета вы видите?
Слайд 13
Полевой шпат
Кварц
Слюда
ГРАНИТ.
Черный - это слюда.
Белый, блестящий- кварц.
Красный и серый –это полевой
шпат
Слайд 15
Горная порода – природное тело, слагающее земную кору и состоящее из
минералов.
Слайд 162 этап.
Вход в кладовую Хозяйки Медной горы.
Внимательно прочитайте текст учебника
на с. 100 с 3-го абзаца.
После того, как прочитаете текст учебника, вы должны выполнить задание, которые написаны на листочках разного цвета.
На белых листочках- самое простое задание.
На синих – сложнее.
На красных – самое сложное.
Слайд 17Исследовательская работа.
На белых листочках- самое простое задание.
На оранжевых– сложнее.
На розовых –
самое сложное.
Слайд 18Внимательно прочитайте текст учебника
на с. 100 с 3-го абзаца.
После
того, как прочитаете текст учебника, вы должны выполнить задание, которые написаны на листочках разного цвета.
На белых листочках- самое простое задание.
На оранжевых– сложнее.
На розовых– самое сложное.
Слайд 19Задание на белых листочках:
1.Самородные элементы –
2.Примеры самородных элементов:
Слайд 20Задание на оранжевых листочках:
1.Выпишите самородные элементы, о которых говорится в учебнике.
2.Назовите отличие алмаза и графита.
Слайд 21Задание на розовых листочках:
Подчеркните самородные элементы: слюда, медь, графит, полевой шпат,
золото, кварц.
Назовите две разновидности углерода.
Слайд 22Задание на белых листочках:
1.Самородные элементы – это некоторые минералы не образуют
горные породы и встречаются как самостоятельные вещества .
2.Примеры самородных элементов: алмаз, графит
Слайд 23Задание на оранжевых листочках:
1.Выпишите самородные элементы, о которых говорится в учебнике.
2.Назовите отличие алмаза и графита
Слайд 24Задание на розовых листочках:
Подчеркните самородные элементы: слюда, медь, графит, полевой шпат,
золото, кварц.
Назовите две разновидности углерода: алмаз, графит.
Слайд 253 этап. Восхождении на Медную гору.
Слайд 26Свойства минералов :
1.Блеск – металлический и неметаллический.
2. Твёрдость.
Шкала предложена
в 1811 году
немецким учёным
Фридрихом Моосом.
Слайд 27Шкала́ Мо́оса
(минералогическая шкала твёрдости) — набор эталонных минералов для определения относительной
твёрдости методом царапания. В качестве эталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твёрдости.
Слайд 30Эксперимент
Для определения твёрдости исследуемых горных пород (гранита – магматической горной породы,
каменного угля - осадочной горной породы и антрацита - метаморфической горной породы) были использованы две методики – с помощью шкалы Мооса и с помощью подручных средств (карандаш, соль поваренная, медная монета, железный гвоздь, стекло, стальной нож, напильник).
Слайд 31Для определения твёрдости исследуемых горных пород были использованы две методики –
с помощью шкалы Мооса и с помощью подручных средств (карандаш, соль поваренная, медная монета, железный гвоздь, стекло)
Слайд 32
Свойства минералов.
Практическая работа
«Определение твёрдости горных пород с помощью подручных средств».
Слайд 33Исследование твёрдости при помощи подручных средств.
Слайд 34Исследование твёрдости при помощи подручных средств.
Слайд 35
Результаты эксперимента.
Исследование твёрдости при помощи шкалы Мооса показало, что у каменного
угля твёрдость по шкале Мооса выше 1 и ниже 2, у гранита – выше 4, но ниже 5.
Исследование твёрдости при помощи подручных средств подтвердило полученные в первом и во втором случаях результаты.
Слайд 36Физминутка.
Снеговик в лесу пропал
Он куда-то убежал.
Может, испугался волка?
Может, зайка
сбил с дороги?
И в сугробах тонут ноги?
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели…
Вновь за дело.
Слайд 37Медная гора - местное название Гумешевского рудника близ поселка Полевской.
Местом
же моего постоянного обитания считается Азов-гора.
Слайд 49Ильменский минералогический заповедник.
Могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии, протянувшись
с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна – Урал.
Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники. С тех далеких времен на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнета из центральных областей России.
Слайд 52 Ильменский заповедник
Ильменский государственный заповедник находится на
Южном Урале в Ильменских горах
Создан заповедник в 1920 году, благодаря стараниям академиков В.И. Вернадского, А.Ф.Ферсмана
Заповедник уникален. Здесь охраняются минералы и горные породы, но не обычные, а драгоценные и поделочные камни
Поразительно завораживающая красота жёлтых топазов, гранатов, красных, зелёных изумрудов. Удивительно найти эти драгоценные камни прямо в земле.
Слайд 55
В Ильменском заповеднике более 200 минералов.
Есть здесь и такие редкие, которых пока в мире не обнаружили ни в одних горах. Академик А.Е.Ферсман назвал Ильмены «минералогическим раем»
Минералы заповедника можно увидеть в музее. Но в штольнях и копях, которые специально оберегаются , увидеть драгоценные камни ещё увлекательней, это место рождения минералов.
Чаще всего скопления находят в пегматиновой жиле
(пегматит – горная порода). На месте , где проходит пегматитовая жила, закладывают копь.
Копи и есть месторождение минералов. Их так много, что потребуется несколько недель, чтобы всё обойти.
Слайд 64Работа на карточках:
Ильменский минералогический заповедник
В каких горах расположен Ильменский минералогический заповедник?
______________________________
В каком году создан заповедник? ______________________________
Площадь территории заповедника: _________________кв.км
Сколько видов минералов найдено в Ильменах? около__________
Слайд 65
Минералы Хакасии.
Работа с дополнительной информацией.
1 – 2 группа - Какими
минералами богата наша республика?
3 – 4 группа - Где используются минералы?
5 – 6 группа - Как другими словами назвать минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности?
Слайд 66январь - гранат;
февраль - аметист;
март - аквамарин;
апрель - алмаз;
май - изумруд;
июнь - жемчуг;
июль - рубин;
август - хризолит;
сентябрь - сапфир;
октябрь - опал;
ноябрь - топаз;
декабрь - бирюза.
Слайд 67На все ли вопросы вы получили ответы?
Посчитайте ваши баллы и поставьте
себе отметки
Домашнее задание:
П.19 , р.т. «1,2 с.48-49»