Слайд 1Какую форму имеет Земля?
Прежде люди думали, что Земля – плоский или
выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках…
Насчет подпорок у различных народов были разные мнения…
Слайд 2Так представляли Землю в старину на Руси
Слайд 3Земля по представлению Древних индусов
Слайд 5Фернан Магеллан (1470 - 1521)
португальский мореплаватель
Слайд 6Какие наблюдения подтверждают шарообразность Земли?
Слайд 7Доказательство шарообразности Земли:
А) Аристотель наблюдал лунные затмения.
На луне виден круглый
край земной тени
Слайд 8Доказательство шарообразности Земли:
Б)Исчезновение за горизонт кораблей и появление их из-за
горизонта при приближении
Слайд 9На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны.
Реки, горы, океаны.
Тема урока:
Глобус –
модель Земли
Слайд 10ГЛОБУС
Шар повторяет форму Земли.
Глобусом люди его нарекли.
Вращается шар, как Земля, под
наклоном
И объясняет ритмов законы.
Слайд 12Земля – не идеальный шар (Эллипсоид):
А) Из-за вращения Земли вокруг
своей оси она сплюснута у полюсов и имеет форму эллипса
Слайд 13Земля – не идеальный шар (Эллипсоид):
Б) Самая длинная окружность Земли
– Экватор (40 076 км)
ЭКВАТОР 40 076 км
Слайд 14Северный полюс
Южный полюс
Длина экватора –
40 076 км.
Слайд 15- окружности, все точки которых равно удалены от географического полюса.
ПАРАЛЛЕЛЬ
?
Слайд 16(от лат.- «полуденный»)
полуокружности
одинаковой длины
МЕРИДИАН
20 004 275 м
Слайд 17Земля – не идеальный шар (Эллипсоид):
В) Вертикальный радиус Земли 6357км)
Г)
Горизонтальный радиус Земли 6378 км
Д) Радиус по диаганали 6375 км
е) Средний радиус Земли, принимаемой за шар –6371,1км.
6375 км
Слайд 18Самая высочайшая вершина Земли – г. Джомолунгма (Эверест) – 8848м. в
Гималаях
Слайд 19Самая глубочайшая впадина Земли –
Марианская - 11022м.
Слайд 20Самое глубокое
озеро – Байкал – 1620 м.
Слайд 21Географическая задача
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к
центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».
Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».
Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».
Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.
Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км
—Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.
Слайд 22ответы
Полярник (6356 км,
бурильщик (6375— 14 = 6361 км),
пингвин (6356
+ З + 4 = 6363 км),
аквалангист (6378— 11 = бЗб7км).)
Слайд 23Глобус – это модель Земли.
Модель – это уменьшенное воспроизведение объекта.
Слайд 24Немного истории.
МАРТИН БЕХАЙМ (1459 – 1507)
НЕМЕЦКИЙ ГЕОГРАФ, СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО В МИРЕ
ГЛОБУСА.
Слайд 25Сообщение «Земное яблоко»
Так называют старейший (1492г.) сохранившийся глобус. Его создатель Мартин
Бехайм, считается первым выдающимся немецким путешественником мирового значения. Он родился в Нюрнберге, вероятно, 6 октября 1459 года, о годах его молодости известно не много. Очевидно, Бехайм получил неплохое образование, так как, попав в 1484 году в Португалию, был принят в высшее мореходное ведомство — «совет математиков». Назначенный картографом, он и сопровождал Диего Кана во втором путешествии португальца вдоль западного побережья Африки.
Глобус задумывался как образец для изготовления последующих типографским способом, а также для побуждения купцов финансировать экспедиции. Нюрбергский учитель математики Рупрехт Кольбергер обтянул глиняный шар тканью и покрыл его клеем. Затем художник и резчик Георг Глоккендон разрисовал его, разделив на 24 сегмента и обозначив два полюса, взяв за основу карту Птолемея, купленную Бехаймом в Португалии.
Глобус Бехайма представляет собой металлический шар 507 мм в диаметре, на нём обозначены Европа, Азия и Африка, но нет Нового Света. На нём много географических неточностей и ошибок: Евразия представлена слишком вытянутой, расположение Африки неточно, нет указания широты и долготы по современному методу, но есть экватор, меридианы, тропики и изображения знаков зодиака. Глобус отражает знания европейцев об окружающем мире на конец XV века.
«Земное яблоко» — уникальное достижение картографии позднего Средневековья, как по точности карт, так и по наглядности изображения. Глобус быстро стал одной из городских достопримечательностей и до XVI века выставлялся в приёмном зале Нюрнбергской ратуши. Затем он перешёл во владение семьи Бехаймов, а с 1907 года экспонируется в Германском национальном музее Нюрнберга.
Слайд 26Эта копия глобуса Бехайма хранится в национальной библиотеке в Париже.
Слайд 27Школа географа - следопыта
«Изучайте глобус: измеряем расстояние по глобусу!»
1. Определим длины
нескольких меридианов на нашем глобусе. Сделаем вывод о правильности и точности наших измерений.
Слайд 28Линейкой измерим на глобусе расстояние между Москвой и Владивостоком. Определим с
помощью масштаба глобуса реальное расстояние между этими городами
Слайд 29Линейкой измерим на глобусе протяжённость Африки с севера на юг. Определим
с помощью масштаба глобуса реальную протяжённость материка.
Слайд 30Тест
1.Выберите значение масштаба, при котором глобус будет иметь наибольшие размеры:
А)
1:30000000 ; Б) 1: 40000000; В) 1: 50000000; Г) 1: 80000000
2. В каком направлении от Москвы необходимо двигаться, чтобы попасть на Северный полюс?
А) на север ; Б) на северо-восток; В) на северо-запад
3.Глобус - (крупно-; средне -; мелкомасштабная) модель Земли.
4.Какую форму на глобусе имеют параллели?
А) прямые; Б) окружность; В) полуокружность.
5.Какую форму на глобусе имеют меридианы?
А) прямые; Б) окружность; В) полуокружность.
6. К любому населённому пункту России ближе расположен (Северный; Южный) полюс.
3.Мелкомасштабнвя
4.Б 5.В 6.Северный полюс
Оценка
«5» - 6- правильных ответов,
«4» - 5 - правильных ответов,
«3» - 4-3 - правильных ответов,
«2» - не менее 3 правильных ответов.
Слайд 32Домашнее задание:
. домашнее задание на выбор:
§ 13 вопрос 1-3
с.78 учебника §13 вопрос 1-3 с.78 учебника и ответить на вопросы: Сколько можно провести меридианов и параллелей через наш город? Покажите на глобусе и укажите, в каких полушариях находятся: (остров Гренландия, Северный Ледовитый океан, острова Новая Зеландия, полуостров Индостан)