Презентация, доклад к семинару Универсальные учебные действия на уроках географии

Содержание

Структура ФГОС С точки зрения действующего учителя, освоение ФГОС это – в первую очередь, результат освоения ООП обучения:Предметные (географические знания, умения и возможности их использования в реальной жизни)Личностные (определенные качества личности востребованные современным обществом: гражданственность, патриотизм,

Слайд 1 Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках естественнонаучного цикла

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках естественнонаучного цикла

Слайд 2Структура ФГОС
С точки зрения действующего учителя, освоение ФГОС это –

в первую очередь, результат освоения ООП обучения:
Предметные (географические знания, умения и возможности их использования в реальной жизни)
Личностные (определенные качества личности востребованные современным обществом: гражданственность, патриотизм, толерантность и др.)
Метапредметные (универсальные учебные действия и межпредметные понятия)
Структура ФГОС С точки зрения действующего учителя, освоение ФГОС это – в первую очередь, результат освоения ООП

Слайд 3Требования ФГОС
В процессе изучения географии преобладающими видами деятельности являются познавательная и

коммуникативная, поскольку география – предмет в системе основного общего образования охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания
Требования ФГОСВ процессе изучения географии преобладающими видами деятельности являются познавательная и коммуникативная, поскольку география – предмет в

Слайд 4Наиболее значимый признак «ФГОСовского урока»
Направленность на реализацию деятельностного подхода в обучении
Программа

развития универсальных учебных действий направлена на формирование компетентности личности – умения учиться, и создания благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся
Наиболее значимый признак «ФГОСовского урока»Направленность на реализацию деятельностного подхода в обученииПрограмма развития универсальных учебных действий направлена на

Слайд 5Задачи, которые стоят перед учителем
Как добиться усвоения материала при разном уровне

подготовки обучающихся?

Как заинтересовать при разной степени мотивации?


Как сделать полученные знания частью жизненного опыта обучающихся

Задачи, которые стоят перед учителемКак добиться усвоения материала при разном уровне подготовки обучающихся?Как заинтересовать при разной степени

Слайд 6 Задача учителя на деятельностном уроке
Спланировать деятельность на уроке
Научить навыкам умения

работы на уроке с информацией, анализировать, систематизировать, сопоставлять, сравнивать, находить положительное и отрицательное
Найти способы, приемы, изюминку урока, погрузить в данную ситуацию
Работа с понятием , с конкретным словом для получения знаний

Задача учителя на деятельностном урокеСпланировать деятельность на урокеНаучить навыкам умения работы на уроке с информацией, анализировать,

Слайд 7Проблемы формирования причинно-следственных связей

Учащиеся путают причину и следствие
При рассуждениях из цепочек

связей выпадают промежуточные звенья, в результате чего они теряют стройность, а иногда и смысл
При характеристике географических объектов, вместо объяснения их особенностей, учащиеся перечисляют факты или подменяют объяснение тавтологией (говорят то же самое, но другими словами)
Проблемы формирования причинно-следственных связейУчащиеся путают причину и следствиеПри рассуждениях из цепочек связей выпадают промежуточные звенья, в результате

Слайд 8Какие приемы использую я на уроке (логические УУД)
Создание образа территории (представить

картинку, через осмысленное чтение)
Составление целого из отдельных частей
Установление причинно-следственных связей через построение логической цепи рассуждений и умозаключений
Создание модели географических объектов
Проблемно-поисковый подход при выведении формулировки географических понятий
Какие приемы использую я на уроке (логические УУД)Создание образа территории (представить картинку, через осмысленное чтение)Составление целого из

Слайд 9Прием составление целого из отдельных частей
План описания моря
Название океана, часть которого

является море.
Положение моря между (параллелями и меридианами)
Протяженность в градусах и км.
Свойства воды (соленость, , температура, наличие живых организмов) и т.д.
Прием составление целого из отдельных частейПлан описания моряНазвание океана, часть которого является море.Положение моря между (параллелями и

Слайд 10Один из метапредметных образовательных результатов: умение создавать, применять и преобразовывать модели для

решения учебных и познавательных задач

Даже самые примитивные модели можно использовать на уроках в слабо мотивированных классах, где учащиеся задумываются над проблемой.
Какой формы углубление, как оно заполнилось водой, какое может быть озеро по глубине

Один из метапредметных образовательных результатов: умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задачДаже

Слайд 11Прием формирования причинно-следственных связей
Угол падения солнечных лучей
Количество тепла
климат
Природная зона

Прием формирования причинно-следственных связейУгол падения солнечных лучейКоличество теплаклиматПриродная зона

Слайд 12Формирование логических УУД через выстраивание логической цепочки
Вопрос: «Где территория тайги имеет

наибольшую площадь (в европейской или азиатской части России) и почему ?»
Ответ ученика: «Наибольшая в азиатской части России, так как там в основном тайга….»


Больше площадь тайги

тайга

Меньше площадь тайги

Больше площадь тайги

Разные климатические условия

Формирование логических УУД через выстраивание логической цепочкиВопрос: «Где территория тайги имеет наибольшую площадь (в европейской или азиатской

Слайд 13 Вопрос: Как рельеф влияет на внутренние воды?
Ответ ученика:
«Рельеф зависит от

внутренних вод. Например, если гористая поверхность, то и вода будет гористой; если овражистая, то и вода будет течь через овраг, а если поверхность ровная, то и река будет ровная»
Перепутаны причины и следствия


Если рельеф горный, то и реки будут иметь характер горной реки (скорость течения, угол падения реки)
Равнина формирует характер равниной реки


рельеф

Внутренние воды

рельеф

Внутренние воды

Вопрос: Как рельеф влияет на внутренние воды? Ответ ученика:«Рельеф зависит

Слайд 14Высотная поясность «ФГОСовский урок» (Проблемно-поисковый подход при выведении формулировки географических понятий)
Установление причин,

определяющих набор высотных поясов (мини-исследование). Схема горных систем
Заполнить схему
Сформулировать вывод: чем определяется большее количество высотных поясов в Алтае.
Высотная поясность «ФГОСовский урок» (Проблемно-поисковый подход при выведении формулировки географических понятий)Установление причин, определяющих набор высотных поясов (мини-исследование).

Слайд 15Высотная поясность: «ФГОСовский урок»: подведение под понятие (продолжение)


Формулировка понятия «высотная поясность» -

закономерная смена почв, растительности, животного мира в зависимости от высоты места

Сравнение понятий «широтная зональность» и «высотная поясность» заполнение сравнительной таблицы; сходства и различия
Высотная поясность: «ФГОСовский урок»: подведение под понятие (продолжение)Формулировка понятия «высотная поясность» - закономерная смена почв, растительности, животного

Слайд 16Чрезвычайно полезные задания на сравнение, которые помогают организовать на уроке деятельность

на сравнение

«погода» и «климат», «теплый или холодный атмосферный фронт», «циклон» и «антициклон», «пассат» и «муссон» («муссон» и «бриз»), географическая карта и план местности и т.п.
Сравнение можно осуществлять на любом этапе урока
На выявление достоинств и недостатков изучаемых объектов

Чрезвычайно полезные задания на сравнение, которые помогают организовать на уроке деятельность на сравнение«погода» и «климат», «теплый или

Слайд 17Типичные недостатки при осуществлении школьниками приема сравнения:
Неспособность адекватно выбрать сравниваемые признаки

(попытки сравнить «длинное с зеленым»)
Подмена сравнения рассказом сначала об одном из сравниваемых объектов или явлений, а потом – о другом.
Примеры сравнительных таблиц (школьники хуже устанавливают сходства, чем различия).
Типичные недостатки при осуществлении школьниками приема сравнения:Неспособность адекватно выбрать сравниваемые признаки (попытки сравнить «длинное с зеленым»)Подмена сравнения

Слайд 18Задания на «изъятие лишнего слова»
Перечень терминов или понятий, одно из которых

по некоторому признаку «выбивается» из логического ряда.
Определите «лишнее» слово:
Бархан, река, речная долина, овраг
Рассуждение школьников могут быть разные
Задания на «изъятие лишнего слова»Перечень терминов или понятий, одно из которых по некоторому признаку «выбивается» из логического

Слайд 19Большинство будет в затруднении
Сложность этого задания в схожести двух понятий

«река- речная долина»
Проблема решается формированием понятия «рельеф» как совокупности неровностей земной поверхности
Таким образом «река» не подпадает под понятие рельеф, так как это водный поток
Большинство будет в затруднении Сложность этого задания в схожести двух понятий «река- речная долина»Проблема решается формированием понятия

Слайд 20Создание образа территории (на примере художественных описаний территории)
«В Кандалакше ослепительные горы

закрыли горизонт снежными куполами. У полотна дороги ревела непрерывным водопадом река Нива с черной прозрачной водой. Потом прошло озеро Имандра – не озеро, а море – все в посиневшем льду, окруженное ступенями синих и белых гор. Хибины медленно уходили к югу сглаженными куполами». О каком полуострове писал К.Г.Паустовский?
Создание образа территории (на примере художественных описаний территории)«В Кандалакше ослепительные горы закрыли горизонт снежными куполами. У полотна

Слайд 21Продолжение
«..Это девственный и первобытный лес, состоящий из кедра, черной березы, амурской

пихты, ильмы, тополя, сибирской ели, липы маньчжурской, даурской лиственницы, ясеня, дуба монгольского… пробкового дерева… И все это перепуталось виноградником, лианами и кишмишем». О какой разновидности леса России пишет В.К.Арсеньев?
Продолжение«..Это девственный и первобытный лес, состоящий из кедра, черной березы, амурской пихты, ильмы, тополя, сибирской ели, липы

Слайд 22 подведем итог
Безусловно, выполнение заданий предполагает определенные временные затраты. За это время

учитель мог бы дать существенно больший объем информации
При выполнении заданий школьники усваивают меньший объем, но при этом овладевают способами их получения, что в современных условиях ФГОС считается наиболее важным.
подведем итогБезусловно, выполнение заданий предполагает определенные временные затраты. За это время учитель мог бы дать существенно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть