Слайд 1Выполнил:
Яковлев А.К
учитель географии
ГБОУ СОШ с.Озерки
Челно-Вершинского района
Самарской области
Итоговая
работа
по курсам повышения квалификации
по именному образовательному чеку
ИБ: «10-14.02.2014г.»
«24-28.02.2014г.»
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Слайд 2
“Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить”
А.Дистервег
Слайд 3 Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии
проблемного
обучения в 8 классе
Слайд 4
Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика.
Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя – предметника. Но нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе – творческое мышление, без выработки непосредственного интереса к предмету изучения.
Слайд 5
в современной школе обозначились противоречия между традиционными методами и
формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.
Слайд 6Проблема
требования ФГОС предусматривает, что выпускник школы должен обладать способностью
творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе.
Слайд 7
актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа
должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.
Использование технологии проблемного обучения служит одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся.
Слайд 8Цель:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование
технологии проблемного обучения.
Слайд 9Задачи:
1.Формировать способности создавать и решать проблемные задания.
2. Развивать беглость,
гибкость, нестандартность мышления.
3. Составить систему заданий проблемного характера.
Слайд 10Ожидаемый результат:
1. Формируются способности создавать и решать проблемные задания.
2. Будут развиваться
беглость, гибкость, нестандартность мышления.
3. Разработана система проблемных заданий.
Слайд 11Методика оценки результативности:
Мониторинг (входной, промежуточные, итоговой по четвертям)
с помощью
анкет,
карты наблюдения.
Слайд 12Теоретическое обоснование проекта
Под творчеством понимается деятельность по созданию
новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова внесли огромный вклад в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности.
В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».
Слайд 13Методы проблемного обучения
частично-поискового или эвристического,
проблемного изложения
исследовательского.
Слайд 14Способы создания проблемных ситуации
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов,
внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учащихся.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома, и т.д.
3. Задания на объяснение явлений или поиска путей их практического применения.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающее противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение гипотез, выводов и их проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к возникновению научной проблемы. Обычно это объясняется недостаточностью прежних знаний учащихся.
8. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить с известными и сделать обобщение.
9. Организация предметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации и в этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.
10. Варьирование заданий, переформулировка вопросов.
Слайд 15Проблемные ситуации способствуют развитию креативности – способности к созданию нестандартного продукта
деятельности
Беглость – количество идей, возникающих в единицу времени.
2) Нестандартность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых.
3) Гибкость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.
4) Разработанность – способность детально воплощать, развивать свою идею
Слайд 16
Заключение
Таким образом, для обеспечения развития творческих способностей учащихся целесообразно использование проблемного
метода обучения, в основе которого лежит использование противоречия между выдвинутой для решения задачей и имеющимся у учащихся в активе уровнем знаний, умений, навыков. При решении затруднений, возникающих перед учащимися, они выполняют ряд последовательных действий, которые приводят к формированию творческих способностей. Результаты проведённого анкетирования показали, что успешное формирование творческих способностей достигается путём организации проблемного обучения.
Слайд 17
Результативность
В процессе работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках географии
через использование технологии проблемного обучения очевидны положительные результаты:
1.В классах, где я работаю, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера, возросло.
2. Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий обеспечило рост их учебных достижений ( рост участников в школьных научно-практических конференции, в декадах, олимпиадах).
Слайд 18Список литературы
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.:
«Знание».
Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64с.
Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения. — М.: «Просвещение».
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение».
Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение».
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/ (Социальная сеть работников образования «Наша сеть»)
- www. center.fio.ru/som
- www.vspu.ac.ru/tol
- www.ipkadmin.tstu.ru
- www.school.edu.ru
- festival@1september.ru