Слайд 1Методическая разработка по разделу географии
6 класс
тема: «Гидросфера – водная оболочка
Земли».
Выполнила:
учитель географии
Зубова Оксана Анатольевна
Слайд 2 Цели и задачи раздела.
Раздел
«Гидросфера – водная оболочка Земли» очень важен в формировании целостной картины знаний о компонентах географической оболочки.
Основная цель раздела - сформировать представление о
единстве водной оболочки
Земли – гидросфере.
Для решения этой цели необходимо выполнение следующих задач: познавательных, развивающих, воспитательных.
Слайд 3 Познавательные.
Сформировать понятия «гидросфера»,
«Мировой круговорот воды в природе».
Сформировать представления о частях гидросферы и их особенностях, о свойствах воды как жидкости, ее агрегатных состояниях и связи оболочки с другими оболочками Земли.
Раскрыть значение гидросферы в жизни Земли и человека.
Продолжить формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.
Сформировать представление о водах суши. Их многообразии.
Сформировать представление о внутренних водах своей местности как составной части водной оболочки.
Слайд 4 Развивающие.
Продолжить
формирование у школьников умения работать с различными типами источников географической информации: картами, таблицами, справочниками, Интернетом.
Продолжить формирование у детей умений и навыков, связанных с анализом информации, полученной в течение урока и самостоятельно.
Научить детей делать выводы о причинно-следственных связях между рельефом, климатом, водами.
На основе овладения приемами определения географического положения рек и озер сформировать обобщенные приемы определения географического положения объектов гидросферы и обозначение их на контурной карте.
Воспитательные.
Продолжить формирование у школьников истинного патриотизма, любви к Родине, через объекты гидросферы.
Формировать умения работать в коллективе, умения сопереживать своим товарищам, радоваться успеху других, активно добиваться собственного успеха.
Слайд 5 Возрастные особенности учащихся.
Школьники среднего возраста сознательно относятся к учебной
работе, понимают ее отдаленные задачи, а также собственную ответственность за хорошее усвоение знаний.
Они стремятся критически осознать сущность усваиваемых знаний, выработать к ним свое собственное отношение, не просто запомнить учебный материал, но и понять, объяснить и даже доказать его истинность.
Мышление школьников становиться более абстрактным.
Высокого уровня достигает способность ребенка управлять своим вниманием: увеличивается объем внимания, вырабатывается умение концентрировать его и распределять, оно становится преимущественно целенаправленным и устойчивым. Все это позволяет выполнять сложные виды деятельности.
Процесс запоминания приобретает целенаправленный характер.
Память становится продуктивной и точной, у них развиваются навыки преимущественно смыслового запоминания.
Происходят изменения в эмоциональной сфере.
Слайд 6 Ожидаемые результаты освоения
раздела программы.
Учащиеся должны знать:
состав, строение водной оболочки Земли, основные географические явления происходящие в ней;
изменения, происходящие в оболочке под влиянием человеческой деятельности;
географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Учащиеся должны уметь:
показывать по картам атласа, глобусу водные объекты, обозначать и надписывать эти объекты на контурной карте;
давать описание существенных признаков водных объектов и явлений;
находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт атласа, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
составлять описание водных объектов по типовому плану;
уметь проводить простейшие наблюдения за водными объектами на местности.
Слайд 7 Используемые образовательные
технологии.
Проблемное
обучение
Разно-уровневое обучение
Коллективная форма обучения
Проектные методы обучения
Технология игровых моментов обучения
Здоровье сберегающие технологии
Слайд 8Объяснительно-иллюстрационный
Частично-поисковый
Репродуктивный
Исследовательский
Методы обучения
Слайд 9 Формы организации деятельности
учащихся.
К формам организации познавательной деятельности учащихся можно отнести:
индивидуально – обособленную, фронтальную, групповую.
Индивидуально – обособленная форма.
Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала доступно для
самостоятельного изучения и связанно с правильным подбором
дифференцированных заданий.
Фронтальная.
В работу включается весь класс.
Групповая.
Величина группы должна быть два – пять человек, так как в более многочисленных
группах невозможно обеспечить активную работу всей группы. Она предполагает
предварительную подготовку учащихся к выполнению группового
задания, распределение обязанностей в группе.
Слайд 10 Система знаний.
Изучая этот раздел учащиеся получают :
топографо-картографические знания;
историко-географические знания;
эмпирические знания;
знания
о внешнем облике водных объектов;
знания о размещении водных объектов в пространстве;
знания о свойствах процессов и явлений;
знания о процессах;
знания о структуре водных объектов;
знания о связях между водными объектами и явлениями.
Слайд 11Преобразующая
Проектная
Познавательная
организующая
Система деятельности
Учебная
Слайд 12 Планирование раздела.
1 Урок - Состав и строение
гидросферы.
2 Урок - Мировой океан.
3 Урок - Воды океана.
4 Урок - Реки – артерии Земли.
5 Урок - Озера Земли.
6 Урок - Подземные воды и ледники.
Слайд 13 Разработка урока.
Тема урока. Озера Земли.
Цели урока:
1.сформировать понятия «озеро», «озерная
котловина»;
2.сформировать представление о разнообразии озер, об их образовании;
3.способствовать развитию логического мышления на основе зависимости
внешнего вида озер от происхождения котловин;
4.раскрыть роль озер, как источников пресной воды на Земле;
5.закрепить прием определения географического положения объекта.
(на примере озера)
6.продолжить формирование умения работать с различными географическими картами и текстом учебника;
7.продолжить воспитание бережного отношения к водным объектам.
Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Слайд 14Оборудование и материалы к уроку: карта полушарий, физическая карта
России, атлас, презентация «Озера»,
карточки с изображением сточных и
бессточных озер, таблица «Котловины
озер».
Этапы урока.
1.Организационный момент 2 мин.
2.Проверка знаний по теме «Реки» 10 мин.
3.Изучение нового материала 20 мин.
4.Закрепление пройденного материала 10 мин.
5.Домашнее задание 3 мин.
Слайд 15Список литературы.
Лесненко В.К. Мир озер: Кн. Для внеклас. Чтения учащихся
6 – 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2006.
Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/ сост. С.В.Щербакова. – М.: Глобус,2007.
Назарова Л.Д. Нетрадиционные уроки по физической географии. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
География. 6 – 10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты / авт. – сост. В.Н.Иванова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Николина В.В. География: 6 кл.: метод. рекомендации: пособие для учителя/ В.В.Николина. – М.: Просвещение, 2007.
Гусева Е.Е. География: 6 класс: «Конструктор» текущего контроля: пособие для учителя /Е.Е.Гусева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение» – М.: Просвещение, 2008.
Горбатова О.Н. География. 6 – 11 классы: технология решения творческих задач/ О.Н.Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2010.