Слайд 2В процессе исторического развития возникает необходимость осуществлять обмен товарами, перемещать различные
грузы. В каждой стране развивается транспорт как один из ведущих видов экономической деятельности сферы услуг.
Слайд 3Транспорт обеспечивает перевозку пассажиров и грузов из одного региона в другой,
тем самым поддерживает производственные связи и способствует экономическому развитию. Делится транспорт на пассажирский и грузовой. В структуре ВВП Беларуси доля транспорта составляет 6 %.
Слайд 4Сейчас в стране развиваются все виды транспорта. Даже морской транспорт представлен
тремя транспортными компаниями, работающими в области морских перевозок. Вместе они формируют единую транспортную систему, включающую несколько блоков.
Слайд 5Транспортная система Беларуси
Слайд 6Географическое положение Беларуси в центре Европы обусловило формирование густой транспортной сети
(сети путей сообщения).
Слайд 7Транспортная сеть — совокупность железнодорожных линий, автомобильных дорог, линий городского транспорта,
каналов и водных путей, магистральных трубопроводов, по которым осуществляется перевозка грузов и пассажиров в пределах определённых территорий.
Слайд 8Густота сети автомобильных дорог в Беларуси составляет около 490 км/1000 км2,
а густота железных дорог — 26 км/1000 км2. По данным показателям Беларусь опережает многие страны Европы.
Слайд 9Густая сеть дорог обусловила развитие транспортных терминалов, включающих вокзалы, товарные станции
и прочие объекты. В местах пересечения транспортных линий образуются транспортные узлы.
Слайд 10Транспортный узел — комплекс технических сооружений, устройств и конструкций на пересечении
или примыкании нескольких путей сообщения.
Слайд 11Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более
440 млн т грузов. В Беларуси активно внедряются новые виды перевозок грузов (контейнерная перевозка и др.), сокращается время поездок и доставки грузов, строятся логистические центры, формируются транспортные коридоры.
Слайд 12В настоящее время разработана Республиканская программа развития логистической системы и транспортного
потенциала, создано более 20 логистических центров, большинство из которых находится вокруг Минска и Бреста.
Слайд 13Железнодорожный транспорт.
Первая железная дорога в Беларуси появилась в 1862 г.
Это был небольшой участок Гродно — Поречье Петербургско-Варшавской магистрали. В настоящее время создана железнодорожная сеть общей протяжённостью 5,5 тыс. км.
Слайд 14Чуть более 20 % железных дорог электрифицировано. По грузообороту железнодорожный транспорт
уступает только трубопроводному, по пассажирообороту — автомобильному.
Слайд 15Структура грузо- и пассажироперевозок
в Республике Беларусь, 2017 г.
Слайд 16Железнодорожный транспорт имеет большое значение при перевозке грузов на большие расстояния
и активно используется во внешней торговле с Россией, Украиной, странами Балтии и Западной Европы, Казахстаном, Китаем.
Слайд 17К трансъевропейскому транспортному коридору № ІІ относится наиболее загруженная электрифицированная железнодорожная
магистраль Брест — Минск — Орша. Аналогичные параметры имеет железная дорога в пределах ответвления от транспортного коридора № ІХ Гомель — Минск — Гудогай.
Слайд 18Границу Беларуси и соседних стран пересекают железные дороги более чем 20
раз. В месте пересечения железных дорог образовались железнодорожные узлы.
Слайд 19Крупнейшим по пассажиро- и грузообороту является Минский железнодорожный узел. Максимальное количество
направлений железных дорог — по шесть — сходится в Орше и Барановичах, по пять — в Гомеле и Бресте.
Слайд 20Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт является одним из динамично развивающихся. В Беларуси
он появился в конце 20-х гг. ХХ ст. В настоящее время увеличивается количество дорог с твёрдым покрытием, строятся автомагистрали и логистические центры.
Слайд 21Общая протяжённость автомобильных дорог 102 тыс. км, из которых 86 %
имеют твёрдое покрытие. Дорожная сеть включает магистрали, дороги республиканского и местного значения. Магистрали часто идут параллельно железным дорогам и образуют единые транспортные коридоры.
Слайд 23Самая густая сеть дорог в Гродненской и Минской областях. Государство уделяет
большое внимание строительству новых дорог и реконструкции старых, доведению их до международных стандартов.
Слайд 24Автомобильный транспорт специализируется на перевозке грузов и пассажиров на короткие расстояния.
Поэтому, несмотря на самый большой объём перевозимых грузов, автотранспорт уступает по грузообороту железнодорожному и трубопроводному.
Слайд 25Значительный удельный вес автомобильного транспорта в перевозке пассажиров и пассажирообороте. В
крупных городах и промышленных центрах образованы центры формирования грузов. В пределах транспортных трансъевропейских коридоров созданы логистические центры.
Слайд 26Трубопроводный транспорт.
Этот вид транспорта в Беларуси является одним из самых
молодых. Он используется для перевозки нефти и нефтепродуктов, природного газа. Своё развитие он получил во второй половине ХХ ст.
Слайд 27По объёмам перевозки грузов трубопроводный транспорт лишь немногим уступает автомобильному и
железнодорожному. По грузообороту он находится на первом месте. Его удельный вес в грузообороте составляет почти 50 %.
Слайд 28Протяжённость магистральных трубопроводов на территории Беларуси в два раза превосходит длину
железных дорог и составляет более 11 тыс. км. Территорию Беларуси пересекают три магистральных нефтепровода.
Слайд 29На севере страны построен нефтепровод из Сургута (Россия), по которому нефть
подаётся в Новополоцк и далее до Вентспилса. Параллельно нефтепроводу «Дружба» построены транзитные нефтепродуктопроводы.
Слайд 30Третий нефтепродуктопровод работает для внутренних потребностей. Он проходит по линии Новополоцк
— Вилейка — Фаниполь.
Слайд 31Значительно лучше развита сеть магистральных газопроводов. На её долю приходится примерно
65 % трубопроводов. Через территорию Беларуси осуществляется транзит природного газа из России в страны Европы, а также в Калининградскую область.
Слайд 32Пересекает территорию Беларуси и известный газопровод «Ямал — Европа». Природный газ
поступает из России по магистральным газопроводам.
Слайд 33Внутренний водный транспорт.
Водный транспорт в Беларуси имеет подчинённое значение. По
объёму перевозимых грузов, грузообороту и пассажирообороту он существенно уступает другим видам транспорта.
Слайд 34Водный транспорт относится к наиболее дешёвым и самым старым видам транспорта.
Долгое время реки были основными путями сообщения. В настоящее время удельный вес водного транспорта в грузообороте и пассажирообороте составляет сотые доли процента.
Слайд 35На территории Беларуси судоходство организовано на Припяти, Днепре ниже Рогачёва и
частично в районе Могилёва, Березине ниже Березино и Соже ниже Ветки.
Слайд 36Ограниченно для судоходства и туристско-экскурсионной деятельности используются участки Западной Двины (ниже
Витебска) и Немана (в районе Гродно). Наибольшее транспортное значение имеют Припять и Днепровско-Бугский канал.
Слайд 37Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется на протяжении всего 500 км, или менее
10 % от возможного. Для осуществления перевозки грузов и пассажиров создано 9 портов и несколько пристаней. Самыми большими по грузообороту являются речные порты в Бресте и Гомеле.
Слайд 38Воздушный транспорт.
В эпоху глобализации существенно возросла роль воздушного транспорта. В
Беларуси он почти полностью используется для выполнения международных перевозок. По объёму перевозок грузов он занимает последнее место, а по грузообороту опережает только водный транспорт.
Слайд 39Аэропорты в Беларуси размещаются в областных городах, однако количество авиарейсов из
них невелико. Аэропортом международного значения является Национальный аэропорт «Минск».
Слайд 40Компания «Белавиа» и ряд зарубежных авиакомпаний осуществляют авиарейсы в ряд городов
СНГ, Европы, Азии и Америки.
Слайд 41Спасибо за урок!
Учебник Брилевский, М. Н. География Беларуси. 9 класс
§ 42
(с. 204 — 209)
Атлас. География Беларуси. 10 класс (с.4-5, 50)