Слайд 1Формирования умений анализа, оценки, интерпретации и применения информации, преобразования информации в
разные виды
Автор :Емельяненко Т.В.
учитель географии МБОУ «Демьяновская ООШ»
Слайд 2Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание
предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без них нельзя изучать географию.
Объяснение нового материала и усвоение его учащимися — это только начало изучения. Почти на каждом уроке мы имеем дело с новой темой и практически не в силах затронуть все пройденные ранее. Работая много лет в школе, и ,выбирая разные приемы и методы, при объяснении нового и закреплении старого материала, я в итоге отдала предпочтение методу заполнения таблиц и схем.
Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.
Но при некотором сходстве, таблицы и схемы имеют ярко выраженные различия.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» народная мудрость
Слайд 3Моделирование в литературе трактуется по-разному.
В широком смысле слова моделированием можно считать
любой из видов или уровней деятельности со знаково-символическими средствами.
В других исследования моделированием называется вариант, соответствующий уровню схематизации, когда модели используются как наглядные опоры для усвоения содержания текста.
Слайд 4 Уровень схематизации отличается от уровня собственно моделирования тем, что схематизированные
изображения используются преимущественно как средство анализа текста.
Работа с моделью предполагает ее изменение в ходе анализа переведенной на графический язык информации, исключение и включение дополнительной информации, четкую "прорисовку" смысловых и функциональных связей.
Слайд 5График имеет ряд признаков или элементов
Геометрические знаки (точки, линии, фигуры),
с помощью которых изображаются статистические величины.
Пространственные ориентиры, определяющие размещение геометрических знаков на графике.
Масштабные ориентиры, которые дают графическим изображениям количественную определенность.
Поле, т. е. то место, где расположены геометрические знаки.
Заголовки и словесные пояснения: название графика чаще всего соответствует названию таблицы, на основе которой он построен. Он обязательно должен содержать наименования масштабных шкал: название отложенных на них единиц измерения и другие необходимые пояснения.
Слайд 6По способу построения статистические графики делятся
СХЕМАТИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА
основные средства
комбинированные средства
схематизированный рисунок
схема картограмма
диаграмма фоновая
график точечная
картодиаграмма
Слайд 9Для построения линейных графиков обычно применяется система прямоугольных координат. Так, при
графическом изображении динамики по оси абсцисс показывается время (годы, кварталы, месяцы и т. д.), а по оси ординат — значение показателя или показателей в соответствующий момент времени. При этом ось ординат должна иметь начало в точке «нуль». В том случае, если значение признака в начале периода является значительной величиной, далеко отстающей от нуля, то следует указать нулевую точку, а затем «разорвать» ось ординат.
Приемы работы с графиками и диаграммами примерно одинаковы. По своему содержанию графики отражают определенные функциональные зависимости, а диаграммы позволяют выявить преобладание одного объекта или явления над другим. Работа над графиками и диаграммами осуществляется в процессе чтения и анализа информации, формулирования выводов, что требует достаточно высокого уровня развития мышления учащихся.
Наиболее сложным этапом работы с графиками и диаграммами является их качественный анализ. Поскольку он требует знания теоретического материала, необходимо сочетать анализ графиков и диаграмм с изучением соответствующего материала в учебнике и на картах. Формировать умение качественного анализа помогает использование приема сравнения. При анализе климатодиаграмм можно проводить параллель с особенностями климата своей местности, найти климаты-аналоги на других материках.
Слайд 10Построение графика включает следующие этапы:
• подбор соответствующего статистического материала;
• построение и
оформление графика (определение размера, расчет масштабов вертикальной и горизонтальной осей, градуировка ординат, разметка точек кривой). При этом на горизонтальной оси отмечаются переменные величины (единицы времени, расстояний и т.д.), а на вертикальной — зависимые переменные величины;
• нанесение условных обозначений;
• анализ графика.
Слайд 11В процессе изучения географии необходимо научить школьников не только строить графики,
диаграммы и таблицы, но и в первую очередь извлекать из них необходимую информацию, анализировать, делать выводы.
При работе с обобщающими статистическими показателями от учащихся требуется хорошее знание их сути, последовательности действий по определению, что предполагает систематическую работу с учебником и необходимость разъяснений учителя. Закрепление знаний осуществляется путем выполнения практических задач.
Вербальный способ передачи информации- это работа с графическими знаками. Сформировать умения преобразовывать символы в решение учебных и познавательных задач.- задача учителя. Умение читать , строить, отображать является важным навыком по предмету.
Выделяют три группы приемов:
1.Простое извлечение информации,
2.Анализ, интерпретация, обобщение информации,
3.Использование информации.
Слайд 12Линейные графики используются для представления количественных переменных: характеристики вариации их значений,
динамики, взаимосвязи между переменными.
Слайд 15Диаграмма
— графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или
нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Используется множество разнообразных типов диаграмм. Диаграммы фигур-знаков представляют собой графические изображения в виде рисунков, силуэтов, фигур, соответствующих содержанию статистических данных. Рисунки отличаются друг от друга размером (соответственно величине показателя), либо величины статистических показателей изображаются на рисунках определенным количеством одинаковых по размеру и типу фигур. Для таких диаграмм необходимы сопроводительные числовые надписи, так как зрительное сопоставление таких фигур довольно затруднительно.
Слайд 16Визуализация количественных данных – процесс выбора диаграммы
Чтобы нарисовать диаграмму, у вас
должны быть сами данные и цель – для чего (и для кого) их представлять. Данных сначала даже может и не быть – в наше время найти их стало намного проще.
Главное – сформулировать цель. Когда есть цель, процесс выбора диаграммы можно разбить на три этапа:
Цель → идея → сравнение → диаграмма
Слайд 17Формулирование идеи – от цели и данных к идее.
Для того, чтобы правильно выбрать тип диаграммы, в первую очередь необходимо чётко сформулировать конкретную идею, которую Вы хотите донести до аудитории при помощи диаграммы.
Определение типа сравнения данных – от идеи к сравнению. Сформулированная Вами идея обязательно будет заключать в себе 5 основных типов сравнения количественных данных: покомпонентное, позиционное, временное, частотное и корреляционное.
Выбор типа диаграммы – от сравнения к диаграмме. Каждому типу сравнения соответствует один из пяти видов диаграмм.
Слайд 18Этапы построения диаграмм
Алгоритм
1.Начертить прямой угол
2. Подобрать удобную цену деления
3.
На горизонтальной стороне (ось Х) ,отметить название – газов, 1 см – один газ
На вертикальной стороне (ось Y) долю (%)
1 см -10%
4. От выбранных точек построить вертикальные отрезки(столбцы) высота которых равна соответствующей величине .
Слайд 19
Столбиковые диаграммы (Гистограммы)-позволяют сравнивать несколько величин в нескольких точках. Столбиковые диаграммы
часто используются для сравнения различных показателей между собой. При построении столбиковых диаграмм также используется прямоугольная система координат. Каждое значение изучаемого показателя изображается в виде вертикального столбика, основание которого размещается на оси абсцисс. Высота столбиков отражает величину изображаемых показателей в соответствии с принятым масштабом.
Участие крупных стран мира в международном товарообмене.
Слайд 20
Визуализация многорядных данных
Слайд 21Ярусные диаграммы позволяют наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких
точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.
мы -
Слайд 22Лепестковая диаграмма - для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось.
Лепестковая
диаграмма своим видом напоминает паутину. Используют её реже, чем гистограммы, линейные графики и круговые диаграммы, хотя иногда она даёт значительно большую наглядность.
Слайд 23Полосовые диаграммы - это те же столбиковые, только столбцы в них
расположены не вертикально, а горизонтально.
Слайд 24Круговые диаграммы наглядно раскрывают структуру явления и структурные сдвиги в нем
в зависимости от территории, времени и других обстоятельств.
Данные, которые расположены в одном столбце или строке, можно изобразить в виде круговой диаграммы. Круговая диаграмма демонстрирует размер элементов одного ряда данных пропорционально сумме элементов. Точки данных на круговой диаграмме выводятся в виде процентов от всего круга. Эти диаграммы можно использовать, когда компоненты в сумме составляют 100%.
Слайд 25Алгоритм работы по построению круговой диаграммы
« Состав воздуха »
12. Не забудь в правом нижнем углу на обратной стороне подписать работу.
1.Возьми лист формата А4 вертикально.
2. В верхней части листа напиши чертежным шрифтом название работы.
3.Возьми циркуль и, найдя центр листа, не считая заголовка, проведи круг радиусом 9см.
4. В таблице статистического материала найди долю ( %) каждого газа и выпиши эту цифру в тетрадь (не забудь о единицах, в которых даны цифры).
5. Спиши в тетрадь формулу определения доли с доски:
6. Подставь свои данные в формулу и сделай расчеты, используя калькулятор, запиши полученный ответ (с точностью до десятых долей процента).
7. Чтобы начертить нужный сектор, пересчитай проценты в градусы. Для этого:
а) вспомни, что окружность — это 360°, или 100%;
б) высчитай, сколько градусов составляет один процент;
в) умножь полученный результат на то количество процентов, которое у тебя получилось в пункте 6 алгоритма.
8.Проведи внутри окружности линию от центра на 12 часов -это начало отсчета, то есть0°.
9. С помощью транспортира отложи по ходу часовой стрелки (вправо) полученное вколичество градусов (это и будет доля).
10. Обведи круг черным фломастером и закрась полученный сектор.
11. В правом верхнем углу подпиши, чему равен 1 градус в %.
12. Не забудь в правом нижнем углу на обратной стороне подписать работу.
Слайд 26Составьте круговую диаграмму по следующим данным.
Из каждых 100% сухого воздуха
Азот-78%
Кислород и другие газы- 20,95%
Аргон-0,95%
Углекислый газ-0,03%
Слайд 28Чтение диаграмм
1. Какими образом выражены данные на этих диаграммах?
-на одних диаграммах данные
указаны числами, а на других процентами
-Итак, мы научились читать диаграммы и поняли, что для кодирования информации рисунок необходимо снабжать разъясняющей частью.
2.Как построить круговую диаграмму? Что мы должны уметь, чтобы построить круговую диаграмму?
строить окружность;- правильно делить окружность на части;
3.Что необходимо учитывать при делении окружности на части?
- вся окружность – это целое, то есть 100%;
- вся окружность - это 360 градусов;
- вершины всех углов должны находиться в центре окружности.
Слайд 29Картодиаграмма
карта, показывающая при помощи диаграммной фигуры суммарную величину (а иногда структуру
и динамику) какого-либо статистического показателя в пределах каждой единицы нанесённого на картодиаграмме территориального деления. Например, картодиаграмма может показать по странам, областям или районам количество населения и его состав, валовую продукцию промышленности и её рост за определённый период, площадь пахотных земель, площадь лесов и её дифференциацию по породам и т.п. Следует учитывать, что картодиаграмма не отображает действительного размещения явления (населения, лесов и т.п.) внутри отдельных территориальных единиц.
карта с размещенными на ней внутри территориальных единиц диаграммами, которые выражают суммарное значение показателя в пределах каждой территориальной единицы и таким образом передают, как распределяется какой-либо количественный показатель на изображенной поверхности.
Слайд 32Картосхема
( карта и схема)
упрощённая карта, обычно лишённая картографической сетки. Схематизм изображения
позволяет получить в наглядной форме общее представление о показанном на картосхеме явлении (событии) и подчеркнуть его существенные черты. Содержание картосхемы строго ограничено элементами, важными для понимания её сюжета. Для рукописных картосхем иногда используют в качестве основы уже изданные географические карты, на которых обобщённо, схематично и ярко вычерчивают содержание картосхем.
Слайд 34Правила работы с контурной картой.
(оформление картосхемы)
Подберите материалы для выполнения задания на
карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
Проанализируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
Над северной рамкой (вверху карты, картосхемы) не забудьте написать название выполненной работы.
Слайд 35Работа с графиками и диаграммами на экзаменах
Задания с графиками и диаграммами, используемые в ГИА и КИМ, можно разделить
на три группы: 1. Простое извлечение информации.
2. Анализ, интерпретация, обобщение информации.
3. Использование информации для решения задач с привлечением дополнительных знаний или без привлечения.
Чтение и построение графиков и диаграмм — это универсальные учебные действия, которые применяются на многих уроках. Насколько хорошо ученик знает источники географической информации, умеет группировать и классифицировать данные, может обобщить результаты, сделать выводы и спрогнозировать ситуацию на основе сложных схем — проверяется на главных экзаменах по разным дисциплинам.
Вербальный способ передачи информации- это работа с графическими знаками. Сформировать умения преобразовывать символы в решение учебных и познавательных задач.- задача учителя. Умение читать , строить, отображать является важным навыком по предмету.
Слайд 36
Даны профили (графики) рельефа местности. Их нужно соотнести с картой, прочитать карту и выбрать,
какой график- построен верно. Профиль- это тоже график, определяющий зависимость высоты точки.
Слайд 38Нужно прочитать карту и построить профиль рельефа. Строить профиль нужно в масштабе,
который отличается от масштаба карты. В этом сложность этого задания.
Слайд 39Умения читать и строить графики и диаграммы, согласно ФГОС, являются одними их важных познавательных
УУД и необходимыми предметными навыками. Способность ученика интерпретировать графики и диаграммы, в том числе критически относиться к представленной информации, а также представлять данные в виде графиков и диаграмм — полезные навыки в современном обществе. Педагоги формируют умения, связанные с этими действиями, на протяжении всей школы. Анализировать информацию, читать и составлять графики и диаграммы в упрощенном виде учат уже в младших классах. В дальнейшем формирование компетенций происходит в симбиозе предметов. Например, географические методы анализа и структурирования информации применяются не только на уроке географии.
Слайд 40Таким
► лучше усваивать новый материал;
► быстрее и легче готовить домашнее задание;
►
улучшать качество знаний по предмету;
► совершенствовать навыки систематизации и обобщения материала.
Кроме этого использование таблиц облегчает контроль за выполнением домашнего задания учащимися со стороны родителей.
Разработка и внедрение в практическую деятельность графических таблиц позволяет учащимся:
Слайд 41Вывод:
1. С помощью графиков и диаграмм мы смогли визуализировать большой объем
однотипной табличной информации.
2. Графики позволили нам проследить процессы изменения температуры, влажности и давления. Диаграммы — сравнить количество дней с той или иной облачностью и построить розу ветров.
3. Чтобы сделать более наглядной информацию, представленную в одной таблице, мы использовали графика и диаграммы.
4. Для обеспечения наглядности в некоторых случаях нам пришлось пожертвовать точностью информации. Таким образом, выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаем.