Презентация, доклад

Содержание

Концепция СтандартаОтличительная особенность - направленность в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, к развитию творческих способностей обучающихся на основе системно-деятельностного подхода Концепция ЭОЭвристическое обучение – обучение через открытиеЦель: конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания

Слайд 1«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели

те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль

Эвристическое обучение в современной школе

Баутина Ольга Васильевна,
учитель географии
МКОУ СОШ №15 поселка
Майский Советско-Гаванского
муниципального района


как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС

Краевая научно-практическая конференция «Современные педагогические технологии
как средство реализации деятельностного подхода в линии учебников географии
издательства «Вентана-граф»

г. Хабаровск - 2012

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»

Слайд 2Концепция Стандарта

Отличительная особенность - направленность в образовании к стратегии социального проектирования

и конструирования, к развитию творческих способностей обучающихся на основе системно-деятельностного подхода




Концепция ЭО
Эвристическое обучение – обучение через открытие
Цель:
конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания
ЭО – это создание школьниками образовательных продуктов

Концепция СтандартаОтличительная особенность - направленность в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, к развитию творческих способностей

Слайд 3
«Эвристика» — в переводе с греческого «heurisko» означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю».

Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа (469—399 гг. до н.э.).

Каждый человек имеет дар. Одарённость – качество любого ученика и она проявляется в разном – в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих качествах.
«Эвристика» — в переводе с греческого «heurisko» означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой

Слайд 4Модель эвристического акта
Внутренняя потребность в творческой
деятельности рассматривается психологами
и педагогами

как объективная закономерность
развития личности

А.В.Хуторской

30% - уровень творчества в начальной
школе 3% - уровень творчества
выпускника


Модель эвристического актаВнутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности А.В.Хуторской30%

Слайд 5Методы эвристического обучения
Оргдеятельностные

Креативные
Когнитивные



метод придумывания,
метод «Если бы…»,


метод образной картины,
метод гиперболизации,
«мозговой штурм»,
метод инверсии
(метод обращений)



методы ученического
целеполагания и планирования,
методы самоорганизации
обучения,
методы взаимообучения,
метод рецензий,
методы рефлексии,
методы самооценки
и рефлексии


метод вживания,
родственный с ним
метод
смыслового видения,
образного видения,
эвристических вопросов,
эвристического
наблюдения,
эвристического
исследования,
конструирования
понятий

Классификация А.В.Хуторского

Методы эвристического обученияОргдеятельностные КреативныеКогнитивные метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод гиперболизации, «мозговой штурм», метод

Слайд 6При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации детей,

затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала.
Эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).

Планирование уроков эвристического типа

При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем — формам и методам обучения,

Слайд 7Типы эвристических уроков
Уроки
оргдеятельностного
типа
Уроки
когнитивного типа
Уроки
креативного типа

урок-наблюдение,
эксперимент,
исследование

объекта,
лабораторный урок,
урок конструирования
понятий и правил,
закономерностей, гипотез,
теорий,
урок работы
с культурно-историческими
аналогами

уроки
целеполагания, нормотворчества, урок-проект, консультация, рецензирование, взаимоконтроль, самооценка;
урок-вернисаж, выставка, конференция, зачет, творческий отчет, рефлексия

урок-диалог;
дискуссия, диспут,
эвристическая беседа,
урок-противоречие,
урок
изобретательства,
моделирования,
урок-сочинение сказки,
летописи,
деловая игра,
прогностический урок

Классификация
А.В.Хуторского

Типы эвристических уроковУроки оргдеятельностного типаУроки когнитивного типаУроки креативного типаурок-наблюдение, эксперимент, исследование объекта, лабораторный урок, урок конструирования понятий

Слайд 8Методология эвристического урока

(рекомендации к разработке этапов урока с позиций Научной школы

А.В.Хуторского)

Первый этап. Целеполагание
Учащимся предлагаются готовые цели и дается возможность сформулировать свои собственные
Второй этап.
Создание учеником субъективного образовательного продукта (СОП)
Третий этап.
Сравнение СОП с культурно-историческим аналогом (КИА). Задание ученику на составление им обобщенного образовательного продукта (ООП)
Четвертый этап. Рефлексия
Рефлексия «Классическая»
Рефлексия «Дневник открытий»
Рефлексия «Трактат»


Методология эвристического урока(рекомендации к разработке этапов урока с позиций Научной школы А.В.Хуторского) Первый этап. ЦелеполаганиеУчащимся предлагаются готовые

Слайд 9Создание каждым учеником первичного субъективного
образовательного продукта (СОП)

Методология эвристического урока
(рекомендации к разработке

этапов урока с позиций Научной школы А.В.Хуторского)


Первичный образовательный продукт сравнивается с тем,
что является эталоном в данной области – так
называемым культурно-историческим аналогом (КИА)

Трехступенчатый алгоритм создания учеником нового знания



Достраивание до обобщенного образовательного
продукта (ООП) и включение в предмет новой деятельности ученика

Создание каждым учеником первичного субъективногообразовательного продукта (СОП)Методология эвристического урока(рекомендации к разработке этапов урока с позиций Научной школы

Слайд 10Задания эвристического типа предоставляют широкие возможности реализации содержательного компонента географического образования,

побуждая учеников быть лично сопричастными с учебным материалом. Отвечая на вопросы эвристического типа, ученики отходят от позиций абстрактного теоретизирования, конкретизируют свою индивидуальную, человеческую, гражданскую точку зрения (А.В.Хуторской).

Практическая часть

Тема урока: Этнический состав РФ

Когнитивный тип урока – конструирование понятий

1 этап. Целеполагание
Список целей для учащихся:
1) Изучить материал
2) Составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте
3) Усвоить основные понятия и законы темы
4) Подготовить доклад по одной из проблем
5) Качественно подготовиться к получению зачета
6) Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме
7) Свой вариант цели

Задания эвристического типа предоставляют широкие возможности реализации содержательного компонента географического образования, побуждая учеников быть лично сопричастными с

Слайд 11






Учащиеся выбирают
цели и наклеивают листочки с номерами
на дерево, проводится выбор

общих целей

3

8

4

3

3

6

5


Игра «Дерево целей»



Учащиеся выбираютцели и наклеивают листочки с номерами на дерево, проводится выбор общих целей3843365Игра «Дерево целей»

Слайд 12Второй этап. Создание учеником субъективного образовательного продукта (СОП)
Этнос - это

Что это

такое



признак


ЭТНОС

действие


Дайте определение понятия "ЭТНОС"

Второй этап. Создание учеником субъективного образовательного продукта (СОП)Этнос - этоЧто это такоепризнакЭТНОСдействиеДайте определение понятия

Слайд 13Википедия
Понятие "этнос" – греческого происхождения, которое имело около десяти значений: народ,

племя, толпа, группа людей и т.д. Оно указывало на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих некие общие свойства. Термин "этнос" в современном его понимании появился во второй половине XIX в., однако до сих пор нет устоявшейся точки зрения на его сущность и значение

Этнос - определённая
группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, истории.


Википедия


культурно-исторические аналоги

Сравниваем

с КИА

ВикипедияПонятие

Слайд 14Этнос – это группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков
язык
культура
территория
религия
история
генетика
внешность
?
?
?
?
Да!
Да!
Да!

сравниваем с

КИА

?

Этнос – это группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков языккультуратерриториярелигияисториягенетикавнешность????Да!Да!Да!сравниваем с КИА?

Слайд 15Противопоставление «мы – они» универсально.
Этнос - биологически обусловленные сообщества людей; осознающих

своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам; группы людей со сходным стереотипом поведения, имеющих общее происхождение и историю

Этнос —коллектив людей, формирующий общую
для всех своих представителей
этническую традицию
(Гумилев Л.Н.)

Этносы представляют собой наиболее устойчивые и активные человеческие общности. Каждый человек принадлежит только к одному этносу
(Гумилев Л.Н.)

(Гумилев Л.Н.)

Делаем вывод

Мы и они

Противопоставление «мы – они» универсально.Этнос - биологически обусловленные сообщества людей; осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим

Слайд 16Урок креативного типа - постановки проблемы и ее решения
Решаем демографическую проблему


Дальневосточного региона

Нас мало !

Что делать?

Убыль населения
на протяжении последних двадцати лет остается главной проблемой нашего региона. С 1990 г. по 2011 г. с Дальнего Востока уехал каждый пятый житель. По прогнозам демографического департамента ООН, при сохранении нынешних демографических тенденций и стимулов для миграции к 2025 году население ДФО сократится еще на треть и составит 4 млн жителей.


Ваш путь решения:

Урок креативного типа - постановки проблемы и ее решенияРешаем демографическую проблему Дальневосточного регионаНас мало !Что делать?Убыль населенияна

Слайд 17Как изменить ситуацию?

Как изменить ситуацию?

Слайд 18Что предлагают дети:
Собственное производство
Строительство жилья
Развитие рекреационного хозяйства
Проблема естественной убыли населения









Создание
СЭЗ
Открытие


совместных
предприятий


Создать

Создать АОДВ

Что предлагают дети:Собственное производствоСтроительство жильяРазвитие рекреационного хозяйстваПроблема естественной убыли населенияСоздание СЭЗОткрытие совместных предприятийСоздать Создать АОДВ

Слайд 19Актуальность эвристического обучения обосновывается реализацией задач, связанных с формированием самостоятельной, творческой

личности

Эвристика - тип продуктивного образования, задача которого - конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания

Эвристика способна научить человека созидать и тем самым обеспечить его успех в жизни



Эффекты эвристического обучения

Актуальность эвристического обучения обосновывается реализацией задач, связанных с формированием самостоятельной, творческой личностиЭвристика - тип продуктивного образования, задача

Слайд 20Использованная литература:

А. В. Хуторской «Эвристическое обучение: теория, методология, практика».
А. В.

Хуторской «Технология эвристического обучения. Концепции и модели».
М., Школьные технологии, 1998 г.
А.В. Хуторской Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.
А.В. Хуторской Дидактическая эвристика: М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
5. Дронов, В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общего образования –В.П. Дронов, А.М. Кондаков// Педагогика. – 2009. - № 4. – С. 22 – 26.


Использованная литература:А. В. Хуторской «Эвристическое обучение: теория, методология, практика». А. В. Хуторской «Технология эвристического обучения. Концепции и

Слайд 216. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования

/И.А. Зимняя// Высшее образование сегодня, - 2003. N 5.
7. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).
8. Н.В.Зиновьева ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» МАОУ-лицей №13 п. Краснообска Новосибирской области
9. Интернет – ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/528817/; Interfax-Russia.ru; geo.gym5cheb.ru/uploads/01/proekt-naselenie-rossii-ljudi-gimnazii.doc; nsportal.ru


6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя// Высшее образование сегодня, -

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть