Слайд 1«Прекрас-ны вы брега Тавриды»
Пономарчук Н. В Кушнир О. В
МБОУ «Красногвардейская школа №2»
Слайд 2 Цель: повторить основные географические сведения о
Крымском полуострове; используя межпредметные связи, дать художественные, поэтические «иллюстрации» к научным понятиям, цифрам и фактам, известные учащимся; воспитывать любовь, гордость за родной край, стремление бережно относиться к природным богатствам Крыма.
Оборудование: карта Крыма ,портреты писателей, картины, видеофильмы, выставка книг о Крыме.
Эпиграф: «Сияет Крымский полуостров звездой у моря на груди»
Ход урока
1. Просмотр фрагмента видеофильма «Страна, опаленная солнцем
Слайд 3Слово учителя литературы:
Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете
утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном,
На небе синем и прозрачном
Сияло груды ваших гор,
Долин, деревьев, сел озер
Разослан был передо мной.
Так писал о красоте крымской земли А. С. Пушкин. Нам с вами посчастливилось жить в этом прекрасном уголке природы и видеть то, что для тысяч людей заключено в скупах строчках учебников и волшебстве стихотворной строки.
Слайд 5Учитель географии
У каждой вершины, у каждого горного массива свой
удивительный и неповторимый образ. Когда же образовались Крымские горы?
«Огонь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой»
О каких силах говорит поэт?
Примером действия внешних сил является гора Демерджи (учитель показывает ее на картине).
Слайд 7Демерджи
В ущелье гор, во тьму тумана,
Где снег до нового лежит,
Пойду
тропою, Богом данной
К заветным тайнам Демерджи.
Тут, говорят, Гефест могучий
Кузнечный горн свой раздувал
И лемехи ковал. И стрелы молний
Отсюда упадали вниз
И скалы пенились, как волны
Ложась на каменный карниз.
Ушли легенды в даль былую.
Иными стали времена
И под аккорды «Аллилуйя»
Я камни гордые целую,
Как на граните имена.
П. Макуха
Слайд 8Слово учителя литературы
Сама природа создала волшебную красоту Крыма, и с
незапамятных времен люди стремились осмыслить, понять, объяснить, воспеть, прославить эти чудеса природы. Так рождались стихотворения, сказки, легенды. Одну из легенд вам расскажет ученица (звучит легенда о Медведь-горе)
Слайд 9Слово учителя географии
Горный Крым на Юге полуострова представлен несколькими грядами,
протягивающимися параллель берегу Черному с юго-западе на северо-восток. Из-за дугообразного расположения горных гряд почти параллельно друг другу и повышения их в Южном направлении, они похожи на ступени пьедестала памятника. По этим горным ступенькам мы поднимаемся до самой высокой точки Крыма.
-Как она называется?
-Какая ее высота?
-Какие еще горные вершины Крыма вы знаете?
На фоне фрагмента видеофильма «Горный Крым» звучит стихотворение В. Брюсова «Ай-Петри».
Слайд 10Слово учителя литературы
Крымские горы хранят много тайн, объяснения
которых люди пытались дать в легендах. Одна из них–легенда о возникновении Карадага. Именно так пытались люди в древние времена рассказать о непонятных им географических процессах. Ученик рассказывает легенду о Карадаге.
-Ребята давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (художественный, научный, официально-деловой, разговорный, публицистический.)
-Легенда о Карадаге относится к какому стилю? (художественному ) .
-А вот следующий ученик подготовил научное сообщение о другой горе – Чатырдаге.
Слайд 11Слово учителя географии
«Есть уголки нашей Земли настолько прекрасны, что
каждое посещение вызывает ощущение счастья» – эти слова сказал Паустовский. И сейчас мы с вами побываем в одном из них. Никитский сад прекрасен в разное время года: весной – выставками тюльпанов, летом – царствами роз, осенью – парадом хризантем.
Просмотр фрагмента видеофильма «Никитский ботанический сад».
Слово учителя литературы.
Жаркое крымское солнце заставляет нас особенно ценить воду, а крымские реки, берущие свое начало в горах,
Просмотр фрагмента видеофильма «О крымских водопадах». На его фоне звучит стихотворение И.Бунина «Учан-Су»
Слайд 12 Все вы конечно же, не раз совершали увлекательные путешествия
по Крыму, и , готовясь к сегодняшнему уроку , я попросила ас написать сочинение-миниатюру «Красоту крымской земли». Давайте послушаем некоторые из них.
Ученики читают свои сочинения.
Слово учителя географии
В заключении мы с вами поднимемся на Роман-Кош. Кто первый достигнет этой вершины? (учащимся предлагается кроссворд, карточки лежат на каждой парте).
Слайд 141. Натечная форма кальцита, свисающая вниз?
(Сталактит)
2. Самый близкий к Севастополю « пещерный город»? (Каламита)
3. «Черная» гора? (Карадаг)
4. Длинная река Крыма? (Салгир)
5. Южная точка Крыма, Украины? (Сарыч)
6. Безлесные участки Крымских гор? (яйла)
7. Теплый ветер в горах? (фён)
8 .Сторона горизонта? (юг)
Слайд 15.
Молодцы! Вы быстро покорили Роман-Кош.
Патриотизм
начинается с изучением родного края. Изучайте его, исследуйте, путешествуйте. Гордитесь тем, что вы живете в этом замечательном крае, крае, под названием Крым.
Учитель литературы.
Окружающая нас красота создавалась природой в течении тысячелетий. Она очень хрупкая, несмотря на кажущуюся монументальность и величие. От каждого из нас зависит, сохраниться ли она или мы безвозвратно потеряем то, что ученица назвала в своем сочинении «восьмым чудом света».
Чтобы лучше узнать Крым, читайте.
Учитель делает обзор литературы о Крыме, оценивает работы учащихся.