Презентация, доклад на тему Почва - зеркало природы.

Тема «Почва» является одной из сложных для восприятия обучающимися. Задачаучителя – дать ученикам теоретические знания и научить практически применять их в практической деятельности. Важно, чтобы школьники не только усвоили определённый фактический материал, но

Слайд 1 Презентация состоит из 19 слайдов и предназначена для использования

на
уроках географии, природоведении, биологии при изучении материала по теме «Почва».
Предлагает совместную работу педагога и обучающихся (фронтальную, индивидуальную, парную ).
Материал, освещённый в презентации, полностью ориентирован на действующую программу, составленную МОН ДНР и легко интегрируется в рамках учебного процесса.
Материал отвечает поставленным дидактическим задачам урока, вариативен по способам представления информации (рисунок, схема, таблица, мини текст, иллюстрации).
Содержание освещённого материала понятно для восприятия обучающимися с нарушением слуха. Данный методический материал может использоваться на каждом этапе урока, при закреплении пройденного теоретического материала.


ЭПИГРАФ
«Береги её, защищай, заботься о ней, ибо она
кормит людей, защищает и заботится о них!
уничтожь её - и человек погиб».
Джон Сторер

Пояснительная записка

Презентация состоит из 19 слайдов и предназначена для использования на уроках географии, природоведении, биологии при

Слайд 2 Тема «Почва» является одной из сложных для восприятия

обучающимися. Задача
учителя – дать ученикам теоретические знания и научить практически применять их в
практической деятельности. Важно, чтобы школьники не только усвоили определённый
фактический материал, но и поняли причинно – следственные связи между географическими явлениями и природными компонентами, опираясь на географические закономерности.

В ходе изучения темы мы имеем возможность несколько раз повторять материал:
первый раз на уроке, первоначально знакомимся с изучаемым материалом, потом в
ходе подготовки домашнего задания, при проверке выполненных заданий, затем
перед итоговым уроком и на заключительном занятии в ходе выполнения тестовых
заданий. Учитывая, что обучающиеся впервые приступили к более подробному
изучению почв, продолжаем повторять ведущие идеи темы также в процессе изучения
природных зон и отдельных природных регионов.

Учитывается, что элементарные знания о почве как особенном природном образовании ученики получили со школьных курсов природоведения, биологии, начальной географии. Эти знания используем как опорные. Ученики вспоминают состав почвы, некоторые её особенности, главное отличие почвы от горных пород – её плодородие. На основе приобретенных знаний, мы формируем новые знания с более подробным изучением: факторы почвообразования, их связь; строение профиля – почвенные горизонты; классификация почв… Цель – сознательное усвоение учащимися программного материала; работают на уроке все, учитывая индивидуальные возможности учащихся, учатся самостоятельно работать с разными источниками.

Тема «Почва» является одной из сложных для восприятия обучающимися. Задачаучителя – дать ученикам теоретические

Слайд 3ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 4Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат №19 МОН ДНР
Составил:


учитель географии ИВАНОВ М.М.
высшая квалификационная категория, методист.

Почва – зеркало природы


1

Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат №19  МОН  ДНРСоставил: учитель географии ИВАНОВ М.М. высшая квалификационная

Слайд 5Почва – это особое природное тело, образующееся на поверхности земли в

результате взаимодействия живой (органической) и мёртвой (неживой) природы.

Важнейш почвы,

Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие.

Плодородие обусловлено наличия в почвах органического вещества – гумуса, или перегноя.

- Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством.

- Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5 – 2 см.

2

Почва – это особое природное тело, образующееся на поверхности земли в результате взаимодействия живой (органической) и мёртвой

Слайд 6Факторы почвообразования
Выдающийся русский учёный – основоположник науки о почве (почвоведения)В. В.

Докучаев писал, что почва – «зеркало» природы.

Горные породы, рельеф, климат, воды, микроорганизмы, растения и животные участвуют в формировании почв.


- Подчёркивая важную роль всех компонентов в образовании почвы В. В. Докучаев назвал их факторами почвообразования. В число этих факторов он включил также деятельность человека и время (продолжительность формирования почв).

3

Факторы почвообразованияВыдающийся русский учёный – основоположник науки о почве (почвоведения)В. В. Докучаев писал, что почва – «зеркало»

Слайд 7

Строение почв

В формировании почв принимают участие процессы выветривания, образования гумуса и передвижения органических и минеральных соединений в пределах почвенного профиля

Верхний горизонт -
ГУМУСОВЫЙ

- Пронизан корнями.
Накопление органических веществ и гумуса
- Самый тёмный, цвет от накопившегося перегноя
- Просачивается влага и выносит часть органических и минеральных соединений

Горизонт вмывания

В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы

Материнская порода

Слабо изменённая,
из которой образовалась почва

Между горизонтами
происходит непрерывный
обмен веществом путём циркуляции почвенного раствора

4


Слайд 8По строению почвенного профиля (по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности

и химическому составу, определяют принадлежность почвы к определённому типу.

По механическому составу –
соотношение различных по величине минеральных частиц (песка и глины) почвы подразделяются на глинистые, суглинистые,
песчаные, супесчаные

Структура почв
поддерживает благоприятный для растений водный и воздушный режим.
Способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Форма, величина и прочность неодинаковы в различных типах почв. Лучшей является зернистая или мелкокомковая . Если в почве содержится мало гумуса и глинистых частиц, то такие почвы бесструктурные (песчаные, супесчаные).

5

По строению почвенного профиля (по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу, определяют принадлежность почвы

Слайд 9 Разнообразие и размещение почв
Тип, механический

состав, структура почвы, её плодородие зависят от сочетания факторов почвообразования в конкретном пункте земной поверхности.

В условиях одинакового климата разнообразие почв обусловлено рельефом и горными породами. Для каждой территории характерны свои сочетания почв с определёнными свойствами.
Разнообразие почв любой территории и закономерности их размещения в пространстве отражают почвенные карты.

Размещение почв на Земле зависит от климата.
На равнинах наблюдается смена почв от экватора к полюсам, а в горах - от подножий к вершинам

6

Разнообразие и размещение почвТип, механический состав, структура почвы, её плодородие зависят

Слайд 107
Сообщение
ученика 10 – а класса
Гурко

Александра

ЦАРЬ ПОЧВ

Почвенный покров степей развивается в условиях дефицита влаги. В степях малое количество осадков идёт на пользу почвам (из них не вымывается много питательных веществ, сколько из лесных почв), то в южных частях степей из - за недостатка воды страдают не только почвы, и все, что живёт на них, - растения, животные, люди.
Царь почв – чернозём распространён в России, Украине.

Чернозём не зря называют «царём почв», это одна из самых плодородных почв на Земле.
Она содержит от 8 до 20 % гумуса, обладает самой лучшей структурой и многими замечательными почвенными свойствами. Основоположник почвоведения В. В. Докучаев свой основной труд так и назвал – «Русский чернозём». С этого труда стали накапливались знания обо всех почвах Земли. Чернозём образуется в результате разложения корневых остатков степной растительности , а также соединения органических кислот с кальцием и интенсивного перемешивания органических и минеральных веществ многочисленной почвенной фауной – от сурков до земляных червей. Это гумусовый горизонт чернозёма, хотя он может быть свыше метра, Обязательной принадлежностью чернозёма является горизонт вмывания карбонатов кальция. Он располагается ниже гумусового горизонта и отличается светлой окраской. Если в почве есть мощный горизонт накопления гумуса, но она не имеет карбонатного горизонта, то это не чернозём, а чернозёмовидная почва. Такие почвы есть в прериях США, в Амурской области.

7    Сообщениеученика 10 – а класса  Гурко АлександраЦАРЬ ПОЧВ  Почвенный покров степей

Слайд 118

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Сообщение
ученика 9 класса
Тернового Саши САлександра


Земельные ресурсы принадлежат к числу тех природных ресурсов, без которых жизнь человека немыслима. Их на Земле столько, сколько и суши. Однако лишь 31% земельного фонда мира – это сельскохозяйственные угодья, земли, используемые человечеством для производства продуктов питания. Структура земельного фонда: Азия – 26 %, Европа – 20%, Африка – 19%, Северная и Южная Америка – по 15%, Австралия и Океания – 6%. Наибольшее количество обрабатываемых земель приходится на Азию – 32%, лугов и пастбищ – на Африку – 24%, лесов – на Азию – 28%. Общая площадь обрабатываемых земель на планете составляет 1000 млн. гектаров(или на душу населения – 0,16 гектара). Наиболее освоенными на планете в земледелии являются чернозёмные и серые лесные почвы степей и лесостепей – 36,5 % площади.

8

Слайд 129
ПОЧВЫ - ЗАЩИТНИЦЫ




В наше время, когда человек активно вмешивается в глобальные природные процессы, одним из главных свойств почвенного покрова является его способность противостоять загрязнению. Он принимает на себя основной удар от загрязнения кислотными дождями, тяжёлыми металлами, гербицидами и пестицидами – химическими средствами борьбы с сорняками и сельскохозяйственными вредителями, старается их нейтрализовать , задержать в себе, не дать им попасть в культурные растения, которые мы едим, и в воду, которую мы пьём. Однако плодородие почвенного покрова, защита растений и вод от загрязнения и нежелательных климатических изменений в первую очередь необходимы нам, людям.


Почва и биосфера

Для биосферы почва – хранитель биоразнообразия , ведь в ней таятся семена
растений и обитают мириады живых организмов, особенно микроорганизмов и беспозвоночных. Даже некоторые млекопитающие, например кроты, могут жить и питаться только в почве.

Сообщение Веретюк Ирины, 10 класс

9ПОЧВЫ - ЗАЩИТНИЦЫ

Слайд 1310
ПОЧВА И АТМОСФЕРА
Для атмосферы почва - регулятор газов.

Её обитатели поглощают углекислый газ,
защищая землю от парникового эффекта и потепления климата. Почва влияет на тепловой баланс Земли, поскольку разные почвы имеют разное альбедо. Из физики мы знаем, что чёрное тело тепло поглощает, а белое отражает. Значит распаханные чернозёмные поля сильно впитывают солнечное тепло, а каменистые россыпи светлых кварцевых или сланцевых пород активно его отражают. Торфяные почвенные горизонты при охлаждении удерживают тепло в почве, а при нагревании не дают прогреваться глубоким почвенным горизонтам. Почва также поставщик пыли в атмосферу. Пыль, отражая солнечные лучи, влияет на тепловой баланс планеты. Если вдруг в атмосферу подымутся огромные массы почвенных частиц, то на планете может наступить долгая зима.

ПОЧВА И ЛИТОСФЕРА
Почва для литосферы – это фабрика глин. Именно в почве плотные горные породы под воздействием атмосферы и организмов разрушаются, превращаясь в глинистые и песчаные частицы. Глины, также как и песок, накапливаются в морских бассейнах и в период активизации глубинных процессов Земли и формирования гор опять оказываются на поверхности в виде сланцев и песчаников. Поэтому многие плотные породы, которые мы называем горными, состоят из частичек, которые в далёкие времена успели побывать почвой. Почва – это щит, предохраняющий поверхность от сильной эрозии. В процессе почвообразования и накопления гумуса в почве создаётся прочная зернистая и комковая структура, которая мешает воде и ветру разрушать поверхность.

Сообщение Ковалёвой Кати, 9 класс

10ПОЧВА И АТМОСФЕРА   Для атмосферы почва - регулятор газов. Её обитатели поглощают углекислый газ,защищая землю

Слайд 1411
Почва и гидросфера
Сообщение
ученицы 10 класса
Гуравской Алины
Для

гидросферы – вод рек, озёр, морей и океанов- почва
тоже важна. Почвенный покров, как большая губка, впитывает в себя влагу дождей и талого снега, а затем потихоньку отдаёт её ручьям, рекам, выступая в роли регулятора гидрологического режима рек. Без этой способности почв почти каждое лето были бы засуха и обмеление рек, а каждую весну «всемирный потоп». Почва обогащает поверхностную воду минеральными солями, делая её пригодной для питья. Вода из родников - самая вкусная. А вода без минеральных солей вредна для живых организмов, в том числе и для человека, потому что она растворяет и вымывает соли самого организма.

Почва и гидросфера

11Почва и гидросфераСообщениеученицы 10 классаГуравской Алины     Для гидросферы – вод рек, озёр, морей

Слайд 15112122
12
12

1121221212

Слайд 18Запомни
15
Почва образуется очень медленно, её нужно беречь от разрушения.
Почвы не записаны

в Красную книгу, но они требуют охраны.

Поверхностный слой почвы (3 – 5 см) собирает всю пыль и вредные вещества

Сберечь нашу землю – одна из важнейших задач людей. Она требует
усилий от каждого живущего на планете человека.

Урожайность сельскохозяйственных культур зависит от плодородности
почвы и её обработки.

Нарушение правил обработки земли приводит к снижению урожайности.

ПОЧВА

Среда, в которой развивается, растёт растение, она даёт ему
воду и растворенные в ней минеральные соли, воздух, тепло.

Дом для различных животных: дождевого червя, мокриц, жуков и их
личинок, муравьёв, множества микробов, крота, барсука, хомяка,
полёвки, капустянки…

Растения и животные творцы, создатели почвы.

Запомни15Почва образуется очень медленно, её нужно беречь от разрушения.Почвы не записаны в Красную книгу, но они требуют

Слайд 1916
1.
ЗАДАНИЯ
Заполнить таблицу
2.
Ответить на вопросы
1. Что такое почва?
2. Почему верхний слой

почвы темнее?

3.Как образуется перегной?

4. Какая почва самая плодородная. Почему?

5.Какие почвы хорошо пропускают почву, а какие – плохо?

6.Какие почвы есть в нашем регионе?

7. Для чего нужна почва:
- растениям?
- животным?
- человеку?

161.ЗАДАНИЯЗаполнить таблицу2. Ответить на вопросы1. Что такое почва?2. Почему верхний слой почвы темнее?3.Как образуется перегной?4. Какая почва

Слайд 2019
Тема, которую мы изучали?
Факторы почвообразования
Строение
почвы
Структура
почвы
Царь почв
Обитатели
почв
Роль почвы в жизни человека?
Земельные
ресурсы

ПОЧЕМУ ЗЕМЛЮ СРАВНИВАЮТ С МАТЕРЬЮ?

Почему?

Донецкого
региона

кроты

климат

19Тема, которую мы изучали?Факторы почвообразованияСтроениепочвыСтруктурапочвыЦарь почвОбитатели почвРоль почвы в жизни человека?Земельныересурсы     ПОЧЕМУ ЗЕМЛЮ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть